Как вам дополнение Shadow Of The Erdtree для игры Elden Ring? Успели уже поиграть? Мы вот пытаемся победить очередного босса и, надо признаться, тратим на это последние нервные клетки. Спасибо, Хидэтака Миядзаки, за наши бессонные ночи!
Поныли, и хватит. На самом деле мы хотели продолжить рассказывать о геймдизайнере, сценаристе и президенте игровой студии FromSoftware Хидэтаке Миядзаки. Мы писали, что он очень любил читать. Решили подробнее изучить его литературные предпочтения и узнать, какими произведениями вдохновляется Миядзаки для создания своих удивительных, мрачных, но в то же время прекрасных игровых миров.
Заметим, что он никогда не копирует произведения, а делает отсылки и оммажи, которые смогут распознать игроки, знакомые с творчеством того или иного писателя или мангаки.
«Книга Нового Солнца», Джин Вулф
Джин Вулф — один из наиболее изобретательных и сложных писателей в жанре научной фантастики и фэнтези. Его романы требуют внимательного и вдумчивого чтения: зачастую они содержат множество намеков и символов, сюжет в них подается фрагментами, и при повторном прочтении в них каждый раз можно найти что-то новое.
«Книга Нового Солнца» — это серия из четырех научно-фантастических романов о взрослении ученика гильдии палачей Северьяне. Действие происходит на Земле в далеком будущем, когда технологии неотличимы от магии, а на планете полно сверхъестественных существ.
И хотя сам Хидэтака Миядзаки никогда не упоминал этот цикл в интервью (он вообще редко говорит о книгах), многие исследователи и журналисты сходятся во мнении, что его фрагментированный и загадочный игровой мир, в котором пользователи должны делать выводы о сюжете из описаний предметов и окружения, отражает стиль повествования Вулфа.
«Вечный Воитель», Майкл Муркок
«Вечный Воитель» — это серия романов о постоянно перерождающемся герое, который должен спасти человечество от гибели. Вечный Воитель служит Космическому Равновесию и должен обуздывать силы Хаоса и Порядка. Главный герой снова и снова возвращается к жизни в разных измерениях и воплощениях, чтобы восстанавливать хрупкий баланс.
Миядзаки признавался, что это произведение повлияло на разработку Elden Ring. Цикличность, присущую «Вечному Воителю», в целом можно назвать ключевым элементом в его играх: пользователи вновь и вновь видят надпись YOU DIED, возрождаются и снова вступают в борьбу.
«Песнь льда и пламени» и «Грезы Февра», Джордж Мартин
Любовь к серии книг «Песнь льда и пламени» и ее экранизации не обошла стороной и Миядзаки. При этом в одном из интервью геймдизайнер признался, что особенно сильно любит менее известное произведение писателя-фантаста Джорджа Мартина — «Грезы Февра». Вампирский роман, по словам Миядзаки, стал причиной его сотрудничества с Мартином, благодаря которому появилась игра Elden Ring. И это perfect game combo!
Нам, правда, кажется, что готические и вампирские мотивы гораздо ближе игре Bloodborne, нежели Elden Ring, где политические интриги и борьба за власть играют не менее важную роль, чем в сюжете «Песни льда и пламени».
Произведения Говарда Лавкрафта
Миядзаки — большой поклонник «лавкрафтовских ужасов», поджанра литературы, который зародился благодаря американскому писателю-фантасту Говарду Лавкрафту.
Вся вселенная игры Bloodborne — по сути, дань уважения наследию мастера. Судите сами: Bloodborne перенимает у Лавкрафта тему космического ужаса и чувства безысходности перед бесконечной вселенной. Игроки сталкиваются с невероятными, абсолютно непонятными существами, которые действительно пугают. Например, во время прогулки по одной из локаций вам нанесет урон и поднимет в воздух буквально невидимый враг. Только достигнув определенного уровня параметра «безумие», игрок сможет увидеть «Амигдалу» — жуткое гигантское создание.
Наверное, самая заметная отсылка в Bloodborne — локация «Рыбацкая деревня», которая многое взяла из повести «Тени над Иннсмутом» цикла «Мифы Ктулху» Лавкрафта. А сколько в игре Ктулху-подобных монстров, вспоминать даже противно!
Devilman («Человек-Дьявол»), Го Нагаи
В одном из интервью Миядзаки признался, что на его книжной полке всегда лежат две манги: Devilman («Человек-Дьявол») и «Берсерк». Первая рассказывает историю Акиры Фудо — подростка, который объединяется с демоном Амоном, чтобы защитить человечество от вторжения других демонов. По сюжету манги, Фудо становится наполовину человеком, наполовину дьяволом.
Несмотря на то что видимых отсылок в играх Миядзаки к этой манге немного, тема синтеза и сосуществования добра и зла — одна из ключевых в его проектах. А еще в играх Миядзаки можно найти отражение идеи потери человечности и превращения в монстра, характерной для «Человека-Дьявола». Наиболее ярко она показана в историях боссов: рыцаря Арториаса из игры Dark Souls, Викария Амелии из игры Bloodborne или Владыки Рикарда из Elden Ring.
«Берсерк», Кэнтаро Миура
«Берсерк» — темная фэнтези-манга об одиноком воине Гатсе, который сражается с демоническими существами и пытается отомстить своему бывшему лучшему другу Гриффиту. В манге много мрачных тем, сложных глубоких персонажей и эпических сражений. Все это полюбилось многим ее фанатам по всему миру, в их числе и Миядзаки.
Целого дня не хватит, чтобы перечислить все отсылки к «Берсерку» в играх Миядзаки. Вот только несколько из них.
Обложка к игре Dark Souls: Prepare to Die Edition, на которой изображен один из главных боссов дополнения рыцарь Арториас, практически полностью повторяет обложку 28 тома манги Миуры, где главный герой предстал в «доспехах Берсерка» и шлеме, напоминающем волчью голову.
Любопытно, что у Арториаса в Dark Souls тоже есть волк по кличке Сиф, которого сделали отдельным боссом в игре. История их дружбы, кстати, по уровню своей трагичности вполне бы могла вписаться во вселенную «Берсерка».
Миядзаки использует еще не раз мотив одинокого воина, облаченного в волчьи доспехи. Например, в Elden Ring нам повстречается соратник Блайд Полуволк, только вместо шлема у него будет волчья голова. Также один из самых сложных боссов в этой игре «Малекит Черный Клинок» предстанет в доспехах, похожих на броню Гатса.
В игре Sekiro: Shadows Die Twice Миядзаки практически не ссылался на любимую мангу, однако главного героя здесь символично называют Волком. А их взаимоотношения с отцом, которого зовут «Филин», сильно напоминают отношения Гатса с его отцом.
Миуро умер, так и не завершив свою легендарную мангу. Но в мире Elden Ring на карте есть несколько мемориалов, где вместо могильных камней мы видим гигантские воткнутые в землю мечи, подобные тем, что носил Гатс в «Берсерке». Надпись на одном из них гласит: «Одинокий герой, одержимый местью, бьется до последнего, но погибает от руки Повелителя Годфри».
#книжнаяполка #игры @forbes_young