Найти тему
Доктор Антикризис

Бизнес в потоке. Вопрос номер один — это не «что делать?», а «кем быть?»

Что такое продуктивные прорывы, почему нужно всегда быть в потоке и ждать своего «слона». Как наша бизнес-ментальность отличается от европейской, когда возможно «бирюзовое» управление и кто такой сильный лидер.

О желании все успевать

Идея тайм- и фокус-менеджмента основана на представлениях «больше — значит лучше» и «главное — успеть».

Это спорные установки. Несомненно, идей должно быть больше, чем получается реализовать в текущий момент. Это помогает выстраивать следующие шаги и создавать перспективу.

Но жизнь, по сути, не сумма внешних целей, и её качество не измеряется секундомером.

Глубинные и важные процессы всегда медленнее внешних перемен, они эволюционные.

Во всём должно быть ощущение содержательности, у неё приоритет над скоростью и количеством событий.

О системе успеха

Жизнь не может состоять из постоянного движения с вдавленной в пол педалью газа. Максимальный уровень мотивации называется одержимостью и приводит к выгоранию.

Человек в своём природном состоянии не может всё время быть суперпродуктивным и не станет ходить и долдонить одно и то же: «Хочу драйва, хочу результатов!»

Оптимально — двигаться продуктивными прорывами или витками спирали.

Живешь и работаешь в своём усредненном ритме, а в какой-то момент складываются обстоятельства, на горизонте появляется цель или новая возможность. И вот тут нужно 300% ресурсов, чтобы сделать больше обычного, подключить ранее скрытые резервы.

Так  рождаются новые идеи и проекты, происходят прорывы и тектонические сдвиги в карьере и жизни.

У Авраама Линкольна есть замечательное выражение: «Я буду готовиться, и однажды мой шанс придёт». Готовиться — значит быть всегда в потоке, с включенным вниманием.

Система достижения успеха — это внутренняя структура личности, а не распорядок дня на стене. Если бы механические методы работали, успех бы легко тиражировался, а по улицам ходили сплошные миллионеры и чемпионы.

Авторских систем личной эффективности много, и они вполне могут быть подспорьем. Бери и пользуйся, доступ открытый. Прежде чем искать себе систему, нужно определиться с тем, кто ты. Вопрос номер один — это не «что делать?», а «кем быть?»

Это называется проявлением осознанности. Знай свои сильные и слабые стороны, выработай позиционирование по отношению к миру, определись, какие качества и компетенции ты прокачиваешь и почему. Звучит просто, но на практике этому можно посвятить всю жизнь.

О том, как искать «своих» людей

Это вечный вопрос. Если бы существовал универсальный ответ на вопрос «как находить нужных людей», он был бы описан во всех учебниках по менеджменту, и никто бы никогда не ошибался.

Есть масса методик, матрицы оценки психологических профилей, и, чтобы снизить количество неудач, всю эту «домашнюю работу» обязательно нужно делать. Но на этом процесс не заканчивается.

Подбирать людей — это работать с насыщенными данными. Важно не просто получить цифры или отчёты, а понять, что за ними стоит в жизненных категориях. Для этого нужно быть частью живой системы, не внешней надстройкой.

Впитывать понимание ситуации и людей через эмпатию, интуицию, эмоциональные сенсоры — всё это врожденные человеческие навыки.

Мы от природы запрограммированы на распознавание «свой-чужой». В нас заложено ощущение команды и иерархии, добра и зла, справедливости.

Когда-то люди бегали в пампасах, не читая книг по менеджменту и психологии, и выживали, побеждали врагов и прогрессировали.

Эти механизмы в нас встроены, но часто бывают заглушены.

О том, что мотивирует

Мотивирует смысл. А отсутствие радости и смысла в том, чем занимаешься, — главный негативный фактор, который гоняет человека из одного угла в другой.

Именно по ощущению смысла и наполненности состоявшиеся люди скучают больше всего.

Один из аспектов состояния потока, движения вперед и чувства новизны — это вдохновение, чувство созидания чего-то большого и хорошего. Можно сидеть и делать таблицу в Excel, но тебя будет «бить током» и энергией от стоящих за этим идей.

Когда смысл жизни превращается в погоню за «кусочком сахара», как у животных, которых дрессируют, — это проблема. А вот когда есть что-то глубже — это уже путь.
Нужно помнить: ты — человек, а не функциональная схема с целями.

Об этом полезно размышлять в позитивно-критическом ключе — осознанном, целенаправленном, развивающем.

Обычно это хорошо получается, когда ты уже загнал себя в цейтнот или кризис, сидишь и думаешь: «Как так произошло, что цепочка таких прекрасных достижений привела тебя к такому странному состоянию?»

О выходе из зоны комфорта

Тяга к новизне — это механизм сродни базовым инстинктам. Это свойство заложено от природы.

Ещё одна движущая сила — это вопросы. К себе и к миру.  В целом, с точки зрения эффективности процесса обучения, человек должен быть сфокусирован на поиске ответов на вопросы — только тогда новые знания имеют смысл.

Должен быть интеллектуальный голод, но, опять-таки, в позитивном значении — постоянная негативная неудовлетворенность только «выжигает» психику, это плохое топливо.

О том, как построить идеальный бизнес

Осознать, где ты находишься

Нужно увидеть, что ты работаешь недостаточно продуктивно, можно лучше. Пересмотреть подход к управлению.

Понять, что система, в которой люди получают большую свободу в равной доле с ответственностью, гораздо лучше заряжается энергией, чем любая другая.

Доверять

У нас в обществе низкий уровень доверия — это мы видим вокруг и на это стабильно показывают соцопросы. Люди не доверяют друг другу, своим подчиненным и начальникам.

Ещё у нас часто путают делегирование с указаниями «это сделай, с теми поговори, вечером доложишь». Это всё ещё распорядительный менеджмент.

Нужно понять, что команды, доверие и делегирование несут не столько угрозы, сколько возможности. В этом скрыты большие ресурсы.

Захотеть измениться

Недостаточно умом понимать, как выстроить делегирование, доверие и новую корпоративную культуру.

Проблема — в подспудной тяге к иерархичности и «красным» стилям.

Развивать компанию — значит самому развиваться опережающими темпами. По-другому это не работает.

О том, кто такой сильный менеджер

Сила — это о продуктивности. Если менеджер жёсткий или харизматичный, но работа не приносит долгосрочных результатов, он не сильный.

Сильный менеджер — это также не вопрос решительности или целеустремленности как таковой. Целью, поглощающей все ресурсы и внимание, запросто может быть какая-нибудь ерунда. Сила, если подытожить - это показатель КПД.

Важно, чтобы результат достигался в экологичном поле — добиваться его нужно только морально приемлемыми способами.

Можно идти по головам, всех поставить к стенке и заставить работать. И результат краткосрочный будет, но какой ценой? Кому нужны бизнес-достижения, которые оставляют после себя гору выгоревших человечков?

В бизнесе система работает лучше личного героизма, это факт.

О том, кем должен быть собственник — менеджером или инвестором

Собственник и менеджер — это разные роли, но не обязательно разные люди. Расходятся эти роли по разным причинам. Иногда бизнес перерастает уровень компетенций собственника. Он бы и рад дальше управлять, но не может.

Если бизнес действительно становится большим и сложным, бывает трудно представить себе акционера-основателя в роли CEO. Для управления такими компаниями нужна и подготовка, и практика, которой у акционера может не быть.

Надо уметь полноценно управлять.

Это значит — надо понимать, как работает вся бизнес-система, от стратегии до рутины, чем занимаются функциональные подразделения, что делает финансовый директор, HR, IT-отдел, маркетологи и продажники, понимать технологические процессы, рынки, знать клиентов и поставщиков и много чего ещё.

Собственниками-управленцами часто продолжают оставаться те, у кого есть жизненная необходимость в ежедневной загрузке.

Оптимально, когда собственник выполняет роль инвестора, и мы взаимодействуем через систему корпоративного управления, планирования и отчётности.

Это оптимальная модель отношений и понятные всем правила игры.

Три проблемы бизнеса

1. Недостаток знаний.

Банкротства случаются потому, что нет стратегии, не проработаны сценарии, нет понимания и контроля рисков.

Есть формальные бизнес-планы и управление «от фонаря». Итоги у этих историй одинаковые: начальный рост — кредит — факап.

2. Непонимание реальности.

Учитесь работать в рынке as is.

3. Мало энергии.

Это когда нет драйва, а команды управляются через командно-административный стиль и сильно выражен страх ошибиться, сказать лишнее, потерять работу.

В больших структурах это, увы, частая стандартная форма мотивации.

О том, что делать бизнесу, у которого все хорошо

На кольце царя Соломона было написано: «Всё проходит». S-кривая «старт — рост — плато — спад» работает железобетонно.

За стадией «все хорошо» всегда следует стадия «как-то по-другому».

Нужно ее правильно понимать и в нужное время добавлять импульсы, раскручивать спираль жизненного цикла.

О том, делать ли свой бизнес или работать на других

Открывать своё дело всем не обязательно — бизнесом СЕО является он сам. Если ты на своём месте, рынок тебя оценит.

Не беритесь после больших бизнесов за мелкие проекты, pet projects, в них глубоко не погрузишься, и надолго их не хватает. Проект может начинаться с нулевого уровня, тем даже интереснее, но в нём должен быть потенциал.

Об авторитетах в бизнесе

Человек значит больше, чем его бизнес. Среди «великих» много несчастных, и вокруг них тоже, грош цена такому «величию».

Любая компания — это в конечном счёте оболочка, которая выпускает продукт, который продается за деньги. Не более того.

В основе всего — человек, его идеи и дух. Люди интереснее, чем компании и продукты.

Легенды создаются и разрушаются, это вопрос времени. Если завтра компания Apple исчезнет, её место быстро займет новый фаворит с тем же набором восторженных эпитетов.

Эта модель называется «шимпанзе с пустой канистрой»: в литературе описан случай, когда в группе шимпанзе самец, не бывший вожаком, нашел канистру и начал в неё стучать.

На какое-то время он стал кумиром стаи и находился в центре внимания. Когда стук канистры обезьянам надоел, нового вождя свергли.

У людей с их реакцией на всё новое и яркое то же самое — любые игрушки со временам надоедают.

О личном бренде предпринимателя

Предпринимателю нужен личный бренд, главное, чтобы он не диссонировал с его личностью. Когда смоделированный бренд становится навязчивым, неестественным — это плохо.

Если ты — это ты, бренд будет работать, но у барана не получится долго изображать льва, пусть даже в соцсетях.

О том, во что инвестировать $10 тысяч

Если у вас горят глаза и хочется вложить куда-то $10 тысяч, вложите в собственное образование.

Горящие глаза и желание что-то куда-то вложить часто заканчиваются ничем.

Нужно сначала сделать так, чтобы глаза горели рациональным, холодным огнем, а после этого пробовать инвестировать. Инвестиции — это расчёт.

О пользе сфокусированных курсов

Сфокусированные курсы — хороший способ получить знания для тех, у кого нет возможности много читать, или тех, кому нужно достроить чётко определённые компетенции.

Невозможно быть хорошим управленцем, будучи несчастной личностью.

Психологии надо уделять не меньше внимания, чем стратегии, финансам или маркетингу.

О пользе классической бизнес-литературы

Для фундаментальной картины и правильной основы структуры знаний надо читать авторов уровня Филипа Котлера и Питера Друкера.

Все остальное можно после этого в любых количествах. Знания должны иметь внутреннюю логику, а не складываться фрагментарно, и такие книги этому способствуют.

Для жизни в целом важнее не бизнес-литература, а художественные произведения. Хочешь научиться разбираться в себе и людях — читай Чехова и Достоевского.

Если говорить о бизнес-книгах

«Будущее менеджмента», Гэри Хэмел и Билл Брин

Книга вышла в 2007 году, но до сих пор актуальна. В ней про то, как быть инноватором в менеджменте, а не только в продукте или в технологиях.

«Конец конкурентного преимущества», Рита Гюнтер Макграт

Эта книга о стратегии, о конкуренции, в ней говорится о том, как компании развиваются продуктивными конкурентными волнами.

Сейчас уже нельзя выбрать долгосрочное конкурентное преимущество и сидеть на нем годами.

Конкуренция — это не одна схватка, а двенадцать раундов, и в каждом раунде будут бить по-новому.

«Психология критического мышления», Дайана Халперн

Книга о том, что значит мыслить продуктивно. Критическое (продуктивное) мышление — важнейший метанавык, и это одна из лучших книг на эту тему.

Обращайтесь  за помощью, поработаем на результат в формате индивидуальной программы "Бизнес в потоке."

В структуре фомата:

Проработка травм, ограничивающих убеждений, деструктивных стратегий.

Активация генетических ресурсов, талантов и способностей.

Работа со смыслами и предназначением.

Работа с физикой ( подтягиваем здоровье, учимся саморегуляции)

Фиксированное мышление и мышление роста? Выбор за Вами.

Психология на службе процветающего бизнеса

Ком в горле. Стресс длиною в жизнь. Психосоматика. Клиентский случай.

С уважением, пожеланием здоровья и верой в ваш потенциал,

Виктория Вячеславовна Танайлова

Системный психолог, психосоматолог.

тел. +79892451621, +380986325205, +79497342877 (viber, WatsApp, telegram) skype tanaylova3

Опубликовано 25 января 2019, 77 просмотров

Подборки:Бизнес расстановкиВыход из кризисаКризисный психолог