«Моему сыну Артему 6 лет. Сейчас у него особенный период взросления. Он быстро все схватывает и запоминает. В детском саду обратили внимание на способности ребенка к музыке и посоветовали мне обратиться в музыкальную школу. Сын успешно прошел прослушивание. Я и не подозревала, что он так хорошо поет и чувствует музыкальный ритм.
Артем совершенно без лишнего волнения вышел на середину зала школы и повернувшись сначала к аккомпаниатору произнес: «То березка, то рябинка», — и после проигранного музыкального вступления запел. Голос у него был настолько трогательный и плавный, что многие родители стали заглядывать в открывшуюся дверь, чтобы узнать, кто поет. Учитель по фортепьяно после первых занятий с моим сыном сразу порекомендовала нам приобрести инструмент для домашних тренировок. Артем с нетерпением ждет, когда у нас в доме появится пианино. Но вместе с тем меня тревожит, что данное увлечение с возрастом может пройти — ведь занятия музыкой больше подходят для девочек". (Вопрос детскому психологу.)
Что можно посоветовать родителям в этой ситуации?
Мальчик успешно прошел прослушивание. У него явно есть музыкальные способности. Ему самому занятия музыкой доставляют удовольствие. Возможно, он не просто способен к музыке, а талантлив или одарен. Это то, что лежит на одной чаше весов. На другой — сомнение в том, что увлечение выбрано на всю жизнь.
Первоначальный интерес к деятельности у ребенка есть. В дальнейшем задача родителей — этот интерес развить и поддержать. Каждая семья имеет свою систему ценностей и убеждений. Если в ней есть утверждение, что занятия музыкой — для девочек, то ребенок усвоит и его, сделает своим, будет поступать в соответствии с ним — откажется от увлечения. Особенно легко это может произойти в том случае, если мальчик столкнется с какими-то трудностями. Однако если ребенок «пропитается» другими убеждениями (например, когда кто-то увлекается чем-то, его поддерживает вся семья, гордится им и разделяет его интересы), тогда это утверждение станет частью его собственной системы ценностей. Особенно эффективно это может быть тогда, когда ребенок видит, что маму поддерживают в ее увлечении вышиванием, папа делает рамки для ее самых красивых работ. Папу поддерживают в его увлечении туризмом — мама ходит с ним в походы и помогает готовить снаряжение. А его самого поддерживают в его желании заниматься музыкой.
Даже если ребенок в какой-то момент потеряет интерес к занятиям музыкой, к сожалению (или к счастью?), мечты и увлечения меняются, ничего страшного не произойдет, напротив, произойдет много полезного. Он обретет уверенность в себе, навыки публичного выступления, возможность быть душой компании (умение петь и играть на музыкальном инструменте дорогого стоит), умение быть в центре внимания и многое другое.
Опасение матери может иметь разные истоки.
Предположительно, первое: занятия музыкой требуют финансовых вложений в качественный музыкальный инструмент. Если ребенок пройдет не весь семилетний путь музыкальной школы, а только пару лет или, скажем, половину, будет досадно. Так будет, если свои вложения рассматривать как инвестицию в инструмент. Картинка глобально меняется, если рассматривать свои вложения как инвестицию в самого ребенка.
Предположительно, второе: ребенок, занимаясь музыкой, потеряет время, которое мог бы вложить, например, в спорт, к чему, как выяснится через пару лет, у него истинное призвание. Даже если музыка не является призванием вашего сына, занятия ею будут способствовать его гармоничному развитию.
Предположительно, третье: погрузившись в музыку, ребенок может не найти сил и времени, чтобы обнаружить свое истинное призвание. А ведь найти свое призвание — большое счастье для человека, к сожалению, доступное не многим. При этом иметь отчетливое представление о том, что точно не является призванием — тоже важно.
Поэтому если спустя несколько лет Артем решит, что музыка — не его, это тоже большое благо для него. Поддержите увлечение ребенка. Это в любом случае, при любом развитии событий будет полезно для него самого и семьи в целом.
Автор — Анна Бердникова
Источник — ШколаЖизни.ру