Иеремия был пророком в Иудее более сорока лет, со времени покаяния и восстановления при Иосии до полного разрушения Иерусалима при Седекии. Во 2 Паралипоменон мы читаем, что Иосия был последним царем, который делал “угодное в очах Господних, и ходил путями Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево” (34:2). При Иосии священник Хелкия нашел книгу закона Господня, данную Моисеем, в результате чего он заключил завет последовать Господу и по всей Иудее началось возрождение. Во все дни Иосии народ слушался Господа, Бога своих отцов (34:31-33). В 35:18 даже говорится, что ни один царь “не совершал такой Пасхи, какую совершил Иосия, и священники, и левиты, и все иудеи, и израильтяне...”
Однако сознательность, которую Иосия возбудил в народе, была кратковременной. Его преемники делали “неугодное в очах Господа, Бога” (2 Пар. 36:5). Иеремия наблюдал моральный и духовный упадок Иудеи, покуда Божий гнев не обрушился на народ и не истребил его. В одиннадцатый год царствования Иоакима Навуходоносор вошел в Иудею, и Иудея начала свое семидесятилетнее вавилонское пленение. Навуходоносор забрал в Вавилон священные сосуды храма. Он также взял лучших людей; среди них были Даниил, Седрах, Мисах и Авденаго. Позже весь город вместе с храмом Соломона был разрушен. Люди должны были пострадать за свои грехи.
В тринадцатый год царствования Иосии молодой священник Иеремия был призван служить пророком. Этот застенчивый юноша был призван обличать царей, лжепророков и лицемерных священников. Бесстрашного перед людьми, но сокрушенного пред Богом, его называли “плачущим пророком”. Неслучайно, когда Иисус был на земле, люди принимали Его за Иеремию (Мф. 16:14). Иисус тоже был “муж скорбей” (см. Ис. 53:3). Жизнь Иеремии была нелегкой, и по мирским меркам его служение вовсе не казалось успешным, но он в трудное время верно исполнял задачу, поставленную перед ним Богом.
Бог вложил Свои слова в уста Иеремии, и весть эта по сей день не потеряла своей силы. Цари того времени большей частью забыты, но слова Божьего раба Иеремии по-прежнему говорят то, что должно быть сказано грешному миру. Давайте посмотрим, чего стоило Иеремии быть верным рабом Божьим, потому что эти же качества нужны и сегодня.
УСЛЫШАТЬ
“И было ко мне слово Господа: «Прежде нежели Я образовал тебя в чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя». А я сказал: «О Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод». Но Господь сказал мне: «Не говори: „Я молод“, ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их, ибо Я с тобой, чтобы избавлять тебя», — сказал Господь. И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в этот день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать»” (Иер. 1:4-10).
Божье слово вначале было к самому Иеремии. Действенный слуга Господа должен прежде сам услышать, что говорит Бог, и решить, хочет ли он с верностью исполнять то, что требует от него Бог. Бог знал Иеремию с того времени, как образовал его в чреве матери. Он знал о Иеремии все. Знал его способности и его сердце. Бог Сам освятил и поставил Иеремию пророком. Он специально избрал его для этой трудной работы.
Иеремия стал отговариваться: “Я не умею говорить, ибо я ещё молод” (ст. 6). Как Моисей и многие другие, Иеремия выдвинул причину, почему Господу следует избрать пророком кого-то другого. Любой из нас может найти отговорки, чтобы не исполнять Божью работу. Одни думают, что слишком молоды, другие — что слишком стары. Очень легко сосредоточиться на своих слабых местах, вместо того чтобы поверить в то, что Бог может сделать через нас.
В ответ на протест Иеремии Бог сказал: “Не говори: «Я молод», ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдёшь, и всё, что повелю тебе, скажешь” (ст. 7). Иеремии нужно было прекратить искать отговорки. Божьей вестью Иеремии, по сути, было: “Ты будешь тем, кем Я хочу тебя видеть; ты пойдешь туда, где Я хочу тебя видеть; ты будешь говорить то, что Я хочу от тебя слышать. Не бойся их, ибо Я с тобой, чтобы избавлять тебя. Я вложил Мои слова в твои уста”.
Бог поставил Иеремию над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать. Конечно, сила была не в самом Иеремии, а в том слове, которое Иеремия говорил во имя Божье. Мы всегда должны помнить, что Бог и сегодня правит миром. В Иер. 18:7-10 Господь сказал: “Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрёк, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его”.
Мы тоже, как и Иеремия, порой думаем, что не можем или не способны исполнять работу, которую Бог определил для нас. Моисей придумывал отговорки у горящего куста. Гедеону нужно было знамение от Бога. Даже Павел спрашивал о своем служении: “Кто способен на это?” (2 Кор. 2:16). Слишком часто люди соглашаются лишь на те поручения, которые могут исполнить, опираясь на собственную силу, и не принимают во внимание то, что Бог может сделать через них. Если мы будем действовать только своими силами, у нас ничего не получится. Павел так отвечает на наши сомнения и чувство собственной неполноценности: “Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что-либо от себя, как бы от себя, но способность наша — от Бога. Он дал нам способность быть служителями нового завета” (2 Кор. 3:5, 6).
Сила не в нас самих, а в нашем Боге, которому мы служим. Задачей Иеремии было оставаться верным своему пророческому служению; об остальном позаботится Бог.
УВИДЕТЬ
“И было слово Господа ко мне: «Что видишь ты, Иеремия?» Я сказал: «Вижу посох миндального дерева». Господь сказал мне: «Ты верно видишь, ибо Я бодрствую над словом Моим, чтобы оно скоро исполнилось». И было слово Господа ко мне в другой раз: «Что видишь ты?» Я сказал: «Вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и наклонен он со стороны севера». И сказал мне Господь: «С севера откроется бедствие на всех обитателей этой земли. Ибо вот, Я призову все племена царств северных, — говорит Господь, — и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах иудейских. И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам, и поклонялись делам рук своих»” (Иер. 1:11-16).
Иеремии нужно было увидеть серьезные проблемы, перед которыми стояла Иудея, и последствия многочисленных грехов народа. Бог показал Иеремии две вещи.
Во-первых, Он показал ветку миндального дерева, знакомого пророку с детства, проведенного в Анафофе, в земле Вениаминовой. Анафоф был центром разведения миндаля, и Иеремия должен был легко узнать ветку миндального дерева. Бог использовал слова “миндаль” (евр. шакед) и “видеть” (евр. шакад); это была игра слов. Так как на еврейском эти слова звучат похоже, то первое (“миндаль”) должно было напомнить Иеремии о важной истине второго (“бодрствовать”). Бог хотел, чтобы Иеремия знал о Его готовности исполнить то, что Он изрекал. “Я бодрствую над словом Моим, чтобы оно скоро исполнилось” (ст. 12). Делом Иеремии было возвещение, а Божьим делом было исполнение.
Второй картинкой, которую Бог показал Иеремии, был кипящий котел, в котором бурлит и плещет вода, “и лицо его со стороны севера”. Господь объяснил: “От севера откроется бедствие на всех обитателей этой земли. Ибо вот, Я призову все племена царств северных...” (ст. 14, 15). В Палестину вели две дороги: одна с юга, из Египта, а другая из северных стран. Иудея должна была ждать беды с севера. Это было первое пророчество Иеремии о вавилонском пленении, которое произошло спустя примерно двадцать лет.
Непосредственной причиной падения Иудеи был грех (ст. 16). Ей следовало понять, что безнравственность и лжерелигия ведут к гибели государства. Много веков прошло с того времени, когда жил Иеремия, а многим по-прежнему нужно усвоить урок, что грех ведет к гибели.
В дни Давида сыны Иссахара были “люди разумные, которые знали, что когда надлежало делать Израилю” (1 Пар. 12:32). Сегодня нам нужны люди, которые бы понимали свое время и знали, что нам надлежит делать. Мы должны молиться о такой мудрости! Наш мир идет к нравственному и духовному упадку, и нам нужны люди, которые вывели бы нас на более высокий духовный уровень.
ДЕЛАТЬ
“И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом, и железным столбом, и медной стеной на всей этой земле против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли этой. Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобой, — говорит Господь, — чтобы избавлять тебя” (Иер. 1:17-19).
Молодому Иеремии казалось трудным предстать перед старшими по возрасту с обличающей вестью. Иеремия был неопытен, а многие, кого он обличал, были самыми влиятельными людьми в его стране: цари, князья, священники и пророки. Те, кто был в два или три раза старше его, стали прислушиваться к юноше.
В наши дни мы, похоже, боимся сказать кому бы то ни было: “Ты грешишь и нуждаешься в покаянии”. Мы часто стесняемся обличать популярные верования нашего времени. В наши дни тот, кто осуждает зло в других, может оказаться самым злословимым и презираемым человеком. Иисус знал, что “всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге сделаны” (Ин. 3:20, 21). Бог ясно сказал Иеремии: “Они будут ратовать против тебя, Иеремия!” Они не хотели слышать то, что он имел сказать, потому что не хотели менять свою жизнь и оставлять свои грехи. Однако Божья весть содержала еще кое-что для Иеремии: “Они не превозмогут тебя!” Бог открыл Иеремии две причины упорно и уверенно продолжать своё дело:
Во-первых, Он сказал: “Я поставил тебя ныне укреплённым городом, и железным столбом, и медной стеной на всей этой земле” (ст. 18). Укрепленным был тот город, который имел высокие стены и защитные сооружения. Мощные железные столбы не могли сгореть, и благодаря их стойкости медные стены не так-то легко было разрушить. Это был самый прочный материал того времени, выдерживавший любую атаку. Говоря языком метафоры, Иеремия был сделан из такого материала, укреплен Богом. Что бы ни случилось, Бог даст ему силы выстоять.
Во-вторых, Бог сказал: “Ибо Я с тобой... чтобы избавлять тебя” (ст. 19). Иеремии было обещано божественное избавление от любых нападок людей или держав. Как Бог избавлял Израиль в дни Моисея, Иисуса Навина, Гедеона, Самсона, Давида и Илии, так Он позаботится и об Иеремии (Рим. 8:31-34). Нам дан Христос, ходатайствующий за нас.
Бог позаботится о нас. Наша задача — делать! Препояшьте чресла ваши (см. ст. 17)! Встаньте и начинайте говорить другим от имени Христа. Недостаточно думать или рассуждать о том, что вы это сделаете “когда-нибудь”. Наступает время, когда нужно приготовиться, препоясаться и действовать! Мы должны благовествовать (2 Тим. 4:1-5) и обличать неправду (Еф. 5:11).
Убежденность Иеремии в трудные времена мы видим в Иер. 20:9-11: “И подумал я: «Не буду я напоминать о Нём и не буду более говорить во имя Его». Но был в сердце моём как бы горящий огонь, заключённый в костях моих, — и я истомился, удерживая его, и не мог. Ибо я слышал толки многих, угрозы вокруг: «Заявите, — говорили они, — и мы сделаем донос». Все, жившие со мной в мире, следят за мной, не споткнусь ли я: «Может быть, — говорят, — он попадётся, и мы одолеем его и отомстим ему». Но со мной Господь, как сильный ратоборец; поэтому гонители мои споткнутся и не одолеют; сильно посрамятся, потому что поступали неразумно; посрамление будет вечное, никогда не забудется”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня нам нужно больше таких Иеремий — людей, которые бы плакали над грехом. Нам нужны люди, которые с состраданием и любовью, но бескомпромиссно и постоянно обличают нашего настоящего врага — грех! Каждый из нас причастен либо к проблеме греха, либо к ее решению (Божий слуга). А кто вы?
👉🏻 Бронирование туров с отсрочкой (Реклама. Tez International GmbH. ИНН ATU66200648)