Рецензия на фильм: Лупита Нионго пытается выжить в новом ужастике-приквеле от сценариста и режиссера Майкла Сарноски ("Свинья"). В главных ролях также Джозеф Куинн, Алекс Вулф и Джимон Хонсу.
Если вы хотите вдохнуть новую жизнь в фильм ужасов, построенный на тишине как единственном способе пережить нашествие инопланетян, то нет идеи лучше, чем перенести действие из захолустного американского городка в многолюдный Нью-Йорк. Открывающие титры на фоне аэрофотосъемки Манхэттена сопровождаются какофонией автомобильных гудков, сирен и криков, сообщая нам, что средний уровень шума в "Большом яблоке" составляет 90 децибел, что эквивалентно человеческому крику.
Уже одно только место действия делает напряженный и ужасающий фильм "Тихое место: День первый" невероятно захватывающим.
Лупита Нионго уже блистательно передала страх своей героини в леденящем душу фильме Джордана Пила "Мы", поэтому ее захватывающее исполнение роли женщины, пытающейся выжить, будучи обреченной на смерть, не стало неожиданностью.
Главный вопрос заключался в том, сможет ли Майкл Сарноски после своего уверенного дебюта "Свинья" снять что-то столь же самобытное.
Короткий ответ - однозначно да. Режиссер мастерски нагнетает напряжение, щедро рассыпая "скримеры" и вызывая сочувствие к главным героям. Но при этом он находит место для тех качеств, которые возвысили его фильм 2021 года с Николасом Кейджем, – сдержанность, сострадание и меланхолия.
Фильм "Тихое место" Джона Красински 2018 года начинался с 89-го дня инопланетного вторжения, а затем переносился на год вперед, фокусируясь на семье, пытающейся справиться с горем и выжить в смертельно опасных условиях.
Сиквел 2021 года продолжил их историю, но добавил 10-минутный пролог, разворачивающийся в первый день, когда семьи на детском бейсбольном матче с тревогой наблюдают, как нечто, похожее на метеорит, проносится по небу. Пока родители спешат увести детей домой, на землю обрушиваются жуткие инопланетные существа с летальными когтями, которые молниеносно набрасываются на любого человека, издающего хоть малейший звук.
Новый фильм повторяет этот хаос в месте, не слишком подходящем для тишины. Сарноски знакомит нас с Самирой (Нионго), пациенткой хосписа недалеко от Нью-Йорка. Ее трансдермальные фентаниловые пластыри ясно дают понять, что у нее неизлечимая болезнь, а поведение говорит о том, что она не ожидала прожить так долго.
Добрый медбрат Рубен (Алекс Вулф, вновь работающий с Сарноски после "Свиньи") считает себя другом Самиры, хотя та и высмеивает эту мысль. Он уговаривает ее сходить в кукольный театр в Нью-Йорке, соблазняя пиццей по дороге домой. Женщина едва успевает посмотреть первый акт спектакля, как начинается эвакуация.
Эти вступительные сцены быстры и увлекательны, в них нет лишних объяснений. Поражает то, как быстро гибнет город, когда на Землю обрушивается град метеоритов. Самира едва успевает выбраться из автобуса, как ее окутывает облако белой пыли, напоминающее о пепле, покрывшем Манхэттен 11 сентября. Она прячется в театре вместе с Рубеном и семьей во главе с Анри (Джимон Хонсу). Но вскоре случается трагедия.
Несмотря на хаос, быстро выясняется, что хищники слепы и реагируют только на шум. Военные понимают, что существа не умеют плавать, и начинается эвакуация через порт Саут-Стрит. Но упрямая Самира настаивает на поездке в Гарлем.
Постепенно выясняется, что дом Самиры находится именно там, а ее желание съесть кусочек пиццы из любимой пиццерии имеет глубокое значение и напоминает о счастливом времени в ее жизни.
Нью-Йорк, кишащий свирепыми монстрами, производит сильное впечатление. Сарноски и команда специалистов по визуальным эффектам создают картину апокалипсиса в лучших традициях жанра. Но дополнительное измерение придает зловещая тишина, поглотившая шумный Манхэттен. Каждый звук кажется усиленным, каждый неожиданный шорох пронзает насквозь, вызывая дрожь ужаса - эффект, усиливающийся благодаря минималистичному саундтреку Алексиса Грапсаса.
Другой важный персонаж, появляющийся уже по ходу действия, - Эрик (Джозеф Куинн), молодой англичанин, приехавший в Нью-Йорк изучать право. Его находит кот Фродо, выбирающийся из затопленного перехода в метро.
Самира - жесткая и хладнокровная, она советует Эрику присоединиться к беженцам, направляющимся на юг, в то время как он находится в состоянии шока. Между ними возникает связь, когда они прячутся в квартире Самиры, а их разговоры заглушаются шумом сильной грозы. Но даже когда между ними вспыхивает естественная близость двух незнакомцев, объединенных трагедией, а Эрик проявляет рыцарство и заботу, герой не превращается в банального спасителя.
Художник-постановщик Саймон Боулз и оператор Пэт Скола (также работавший над мрачноватой красотой "Свиньи") в полной мере используют возможности Нью-Йорка. Места, которые мы привыкли считать безопасными, например, больницы, превращаются в смертельные ловушки, когда шум заставляет инопланетян пробивать стеклянные стены и крыши. Собор служит убежищем, несмотря на огромную пробоину в куполе.
Один из самых напряженных эпизодов происходит под землей, на станции метро, где пришелец своими длинными ловкими конечностями перемещается по стенам затопленного тоннеля, в то время как Самиру и Эрика несет по бурлящей воде.
Лишь спустя довольно долгое время Сарноски дает зрителям передышку, чтобы мы могли узнать немного больше о главных героях. Но даже без проникновенных воспоминаний о прошлом Самиры и посещения дорогих ей мест, она и Эрик являются полноценными персонажами. Актерская химия создает глубоко трогательный эффект в их нежных финальных сценах, еще более сильных благодаря их безмолвию.
Восходящая звезда Куинн, британский театральный актер, известный по роли в четвертом сезоне сериала "Очень странные дела" и экранизации романа Кеннета Лонергана "Ховардс-Энд", демонстрирует преимущества привлечения на роль актера, не засвеченного в десятках фильмов. Он настолько чувствителен, а его большие карие глаза настолько полны чувств, что находчивость и постепенно проявляющаяся храбрость Эрика кажутся нам неожиданными.
Вулф и Хонсу привносят душевность в второстепенные роли, а Нионго тащит фильм на своих хрупких плечах. Ничуть не приуменьшая всепоглощающий ужас, который определяет каждый шаг Самиры, актриса передает конфликт между горечью и человечностью своей героини, оставаясь стойкой и решительной, даже когда ее тело начинает серьезно подводить.
Другая звезда фильма - Фродо, экранный кот, которому место в одном ряду с Улиссом из "Внутри Льюина Дэвиса" или Джонси из "Чужого". Он обладает кротким нравом и лаской кота-помощника, но при этом обладает дерзким любопытством, позволяющим ему исследовать опасные места и подпитывать тревогу своих хозяев.
Сарноски проделал похвальную работу, создав спин-офф, который соблюдает правила первых двух фильмов, сосредоточившись на минимально возможной группе главных героев, но при этом распространив атмосферу страха и саспенса на гораздо большее пространство. Он также избегает ловушки чрезмерных объяснений, делая ужас в этом фильме возможно даже более первобытным, чем в предыдущих, в которых у персонажей была стратегическая поддержка в виде знания о том, что инопланетяне чувствительны к высокочастотным звукам.
Нечасто встречаются постапокалиптические саги, которые остаются настолько личными, настолько проникнутыми человеческой утратой не как чем-то, о чем забывают в следующий момент, а как чем-то, чему уделяется место, аспектом, который сохраняется и после того, как история перестает быть рассказом о родителях, защищающих своих детей. Третья глава "Тихого места" показывает, что эта умная, надежно пугающая франшиза, начавшаяся со скромного по бюджету фильма, который превзошел все ожидания, еще далеко не исчерпала себя.