Ростовский областной суд 26 июня утвердил приговор по делу о пытках в подведомственной ФСИН межобластной туберкулезной больнице №19 (МОТБ-19). Дело рассматривалось в отношении трёх сотрудников тюремного медучреждения, которые жестоко издевались над больными заключенными.
Подробности этой жуткой истории — в материале rostov.aif.ru.
Привязывали и не кормили
Страшные подробности о происходящем в тюремной больнице раскрылись ещё в 2020 году. Произошло это случайно, когда общественная наблюдательная комиссия (ОНК) устроила плановое посещение в этом учреждении.
Так, один из осуждённых рассказал председателю региональной ОНК Игорю Омельченко, что ему придется заново учиться двигать руки, потому что они атрофировались, а также нужны крема.
«Я обратил внимание на его кисти — они были как будто после приковывания наручниками», — рассказал ранее rostov.aif.ru Омельченко. Тогда общественник поинтересовался, откуда эти следы на кистях. Заключенный в ответ показал ещё и ногу с огромным шрамом. Он признался, что в больнице его привязывали к кровати. В таком состоянии мужчина пролежал не менее 70 дней. В итоге у пациента образовались огромные пролежни на спине — как будто дыра. При этом его почти не кормили.
Омельченко был ошарашен увиденным. Он предложил руководству поставить видеокамеры в больнице, чтобы проверить, что там происходит с пациентами. Но те на такое предложение отреагировали агрессивно. Игорь понял, что здесь что-то не так...
Общественный наблюдатель прошелся по всей больнице, поднимал простыни и проверял, не привязаны ли пациенты. Потом он искал бывших заключенных, которым доводилось лечиться в этой больнице. В итоге опасения Омельченко подтвердились. Оказалось, что с пытками в тюремном лечебном учреждении сталкивались многие арестанты — около 120 человек. Но письменное подтверждение дали только 60 из них. Все говорили одно и то же — их не кормили, привязывали, били. Психически здоровых людей, которые не стояли на учёте, помещали в психиатрическое отделение. И так продолжалось несколько лет.
Позже вдова одного из погибших в тюремной больнице заключенных Ольга Михайлова рассказала СМИ о том, что её муж Роман тоже сталкивался с пытками со стороны врачей.
43-летний мужчина был осуждён в 2019 году за драку с соседом. Сразу после приговора он попал в больницу, где его больше двух месяцев держали привязанным к кровати. Так пациента хотели «наказать» за то, что он ранее докладывал сотрудникам учреждения обо всём, что происходило в среде заключённых.
«Это привело к образованию пролежней, некрозу тканей, сепсису, что и спровоцировало гибель», — цитирует женщину «Коммерсант».
Не признали вину
Когда общественники подняли тревогу, сначала в это никто даже не поверил, но потом дело всё-таки дошло до суда.
Фигурантами уголовного дела стали замначальника учреждения Александр Лях и начальник психиатрического отделения Дарья Позднякова (их обвинили в превышении должностных полномочий), а также врач-психиатр Анастасия Поторочина (обвиняемая в пособничестве). В январе Октябрьский районный суд Ростова приговорил Лях к семи годам и шести месяцам колонии общего режима, Позднякову — к шести годам колонии общего режима, а Поторочину — к пяти годам колонии общего режима.
Однако осужденные свою вину не признали. Они попытались обжаловать приговор в областном суде. Просили оправдать их.
Апелляционную жалобу Ростовский областной суд рассмотрел 26 июня.
«Приговор Октябрьского районного суда города Ростова от 30 января 2024 года в отношении Лях, Поздняковой и Поторочиной оставлен без изменения апелляционной коллегией по уголовным делам», — сообщили rostov.aif.ru в пресс-службе ведомства.
Как теперь рассказал rostov.aif.ru Игорь Омельченко, сейчас в тюремной больнице всё хорошо. Права заключенных не нарушаются.
«Проверки проводятся постоянно. На данный момент там все хорошо, никаких пыток и вязок нет», — уточнил общественник.