Найти тему
Время образования

Новые аспекты исторического просвещения обсудили на семинаре «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы»

Участники семинара Государственного университета просвещения «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 28 мая обсудили вопросы исторического просвещения.

В своем выступлении российский историк и политолог, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заведующий кафедрой истории России Государственного университета просвещения Вардан Багдасарян представил ключевые положения Указа Президента Российской Федерации от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения», изданного накануне Дня Победы. Документ имеет важную патриотическую составляющую и нацелен на укрепление основ российского суверенитета.

Вардан Эрнестович рассказал об особой роли истории для настоящего: ведь все конфликты, так называемые «войны памяти», начинаются через столкновение интерпретаций прошлого. Кроме того, была представлена новая методология преподавания истории, основанная на цивилизационном подходе и новом историко-культурном стандарте.

«История – наука о прошлом, но в воспитательной деятельности нужно снять границы между прошлым и настоящим. Обучающийся, погружаясь в историю, должен ощущать себя в ней», – отметил Вардан Багдасарян.

Возможности Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина для школ и учителей страны представил директор Тюменского филиала библиотеки Олег Шор. Президентская библиотека – это первое общегосударственное электронное хранилище цифровых копий важнейших документов по истории, теории и практике российской государственности. Объем фонда превышает 1 млн единиц хранения и около 100 млн скан-копий документов. На платформе библиотеки создан и развивается комплекс оцифрованных архивных документов на русском и иностранных языках, кино- и фотоматериалов, в том числе рассекреченных, по тематике Второй мировой войны. Здесь же представлен виртуальный тур по Музею обороны и блокады Ленинграда.

Достоверная информация из первоисточников, хранящихся в Президентской библиотеке, имеет серьезный учебно-воспитательный потенциал и может широко применяться в школьной среде. Олег Шор также рассказал о возможностях для дополнительного профессионального образования, которые созданы для учителей всей страны, и материалах Президентской библиотеки, размещенных в Библиотеке цифрового образовательного контента. Кроме того, в настоящее время при поддержке Минпросвещения России проводится конкурс педагогических проектов «Будущее Отечества в руках учителя».

Елена Курашкина, начальник отдела аналитики и статистики Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Государственного университета просвещения, представила участникам семинара итоги реализации программы повышения квалификации «Новые учебники истории: содержание обучения и методика преподавания». Своими впечатлениями по итогам прохождения курса поделилась Елена Ульянова, методист сектора гуманитарного и художественно-эстетического образования Вологодского центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

Профессиональный путь педагогической династии Филипповых – Пальшиных – Политовых в традиционной рубрике семинара представила Елена Власюк, учитель истории, обществознания и права Средней общеобразовательной школы с. Усть-Кулом Республики Коми.

Общий педагогический стаж династии превышает 1260 лет. Елена провела исследовательскую работу и выяснила, что она 53-й педагог в династии – в пятом поколении по маминой линии и в третьем поколении по линии отца.

«Мне хочется надеяться, что моя исследовательская работа будет передаваться из поколения в поколение и что наши дети и внуки будут знать о династии Филипповых – Пальшиных – Политовых и брать пример с нас, идти в педагогику и гордиться нашей династией», – подчеркнула в завершение Елена Власюк.