Власти уже 5 месяцев тянут с решением вопроса о налогах трудовых мигрантов
Досужих разговоров о необходимости повышения налоговой прозрачности, улучшения налогового администрирования и в целом создания справедливой налоговой среды в нашей стране хватает. Так, в начале июня армянский офис Программы развития ООН совместно с Американским университетом Армении при финансировании со стороны правительств Норвегии и Финляндии организовал первый национальных диалог в рамках инициативы «Налоги во имя целей устойчивого развития». А уже в конце июня в Ереване на протяжении двух дней проходила 6-я встреча высокого уровня Азиатской инициативы, в ходе которой как вице-премьер Армении Тигран Хачатрян, так и председатель Комитета госдоходов (КГД) Рустам Бадасян не жалели слов о неистребимом желании правительства обеспечить в нашей стране прозрачность и справедливость налоговой системы…
НО ВОТ ВАМ ИСТОРИЯ, КАК ГОВОРИТСЯ, «НА ЗЕМЛЕ», а не в Национальной картинной галерее Армении, где Бадасян приглашал иностранных участников заседания предаться и «оценить прелести окружающего их искусства». Сразу скажем, что наша история не имеет ничего общего ни с прозрачностью, ни со справедливостью налоговой системы Армении – совсем наоборот. А началась она 2-го февраля с.г. вместе с публикацией в «ГА» статьи «Выходи строиться» и прямой постановкой в подзаголовке следующего вопроса: «Почему с гастарбайтеров тянут деньги в госбюджет Армении».
Речь, напомним, о том, что в один непрекрасный день более тысячи граждан Армении, которые в предыдущие годы работали в России, получили из КГД уведомления о необходимости уплаты разницы между российским НДФЛ (налог на доходы физических лиц) и армянским подоходным налогом, которая в 2022 году составляла 8% (в РФ – 13%, а в Армении – 21%).
Наиболее законопослушные трудовые мигранты из той тысячи, которых, разумеется, оказалось меньшинство, постарались побыстрее погасить внезапно возникший долг, на материнскую сумму которого, как известно, в случае просрочки ежедневно начисляются пени (штрафы). Причем, что интересно, в налоговых подразделениях сперва удерживали набежавшие за немалое время пени (хотя налогоплательщиков известили о новации спустя полтора-два года после образования налоговых обязательств), а уж потом, насколько хватало, взимали деньги собственно в счет суммы изначального долга.
А вот менее законопослушная часть трудовых мигрантов организовала массовые акции протеста, которые прокатились по Гегаркунику, Шираку и другим областям, справедливо требуя аннулировать действия налоговиков, поскольку не были заранее предупреждены о налоговой новации.
По-видимому, чувствуя за собой грешок, а, может, просто желая усмирить бунты, глава КГД Рустам Бадасян тогда же публично призвал граждан успокоиться: мол, налоговое администрирование в отношении должников остановлено (то есть, пени не начисляются), и вопрос так или иначе будет решен. При этом он намекнул, что, если соответствующий закон и не будет отменен, то трудовых мигрантов за предыдущие годы из-под него выведут.
ОДНАКО ПОСЛЕ ЭТОГО ПАШИНЯН НА ЗАСЕДАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА разразился истеричной речью, заявив, в частности, что на налоги трудовых мигрантов построена, к примеру, дорога в аэропорт, по которой они проезжают («а не продираются через кусты»), чтобы отправиться на заработки на чужбину. Предполагалось, что до Пашиняна гастарбайтеры так и делали, и только после его прихода к власти была построена дорога в аэропорт.
Возможно, это и стало неким стоп-сигналом, остановившим решение вопроса в логике обещаний главного налоговика, ведь прошло уже 5 месяцев, «а воз и ныне там». Вот почему когда армянские ответственные лица на разных конференциях и заседаниях рассуждают о необходимости создать в стране справедливую налоговую систему, у многих налогоплательщиков невольно начинают подергиваться лицевые мускулы. Примечательно, что сегодня в КГД уже трактуют слова главы комитета как… «его личное мнение». Которое, по всей видимости, столкнулось с «личным мнением» Пашиняна.
Как бы то ни было, на сегодня ситуация «на земле» выглядит следующим образом: большинство трудовых мигрантов, то есть те, кто не отреагировал на извещения КГД и начал митинговать и перекрывать дороги, оказались в выигрыше, поскольку ничего не платили, и никакие пени за прошедшие месяцы на долг не начисляются. А вот те, кто поспешил расплатиться с госбюджетом (прежде всего, с целью не допустить еще большего разбухания суммы налоговых обязательств за счет пени), оказались в явном проигрыше. Мало того, что без решения правительства все они не могут вернуть уплаченные в налоговых инспекциях деньги, так еще и те, кто заложил в ломбарде золото или взял кредит в банке, чтобы расплатиться с госбюджетом, все прошедшие месяцы вынуждены еще и выплачивать за них проценты.
По сути Комитет госдоходов и в целом правительство Пашиняна сами же самым грубым образом нарушают принцип справедливости и равного подхода к налогоплательщикам, которые по их прямой вине оказались разделены на два разных лагеря, причем «в загоне», то есть пострадавшими, оказались как раз добропорядочные и законопослушные граждане. Но вместо того, чтобы оперативно принять решение и восстановить справедливость и равный подход (то есть, либо вернуть деньги уплатившим налог, либо обязать выполнить свои обязательства и всех остальных), правительство вот уже 5 месяцев тянет волынку.
Вопрос на засыпку властям: как вам кажется, на этой истории воспитывается добросовестный налогоплательщик и законопослушный гражданин или готовый по любому поводу бунтовать против правительства на улице?
Подписывайтесь на наш канал!