Найти тему
Петербург. Детали+

Пир в "Астории" не состоялся. Звучала музыка Шостаковича

В этот день 82 года назад в 7 часов вечера в осаждённом и полном горя Ленинграде маэстро в концертном фраке взмахнул дирижёрской палочкой, и зазвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. 

Большой зал филармонии сверкал чистотой. Горели огромные хрустальные люстры. На концерт пришли голодные и измождённые горожане, красноармейцы, матросы – более тысячи человек. Затаив дыхание и вытирая слёзы, они слушали музыку, которая звучала то как воспоминания о мирной жизни, то как реквием по погибшим. Шёл 355-й день блокады.

Концерт транслировали по радио, уличным громкоговорителям, полевым телефонам. Солдаты вермахта тоже слышали его и понимали: Ленинград оказался сильнее голода, страха и даже смерти. Несмотря ни на что, он продолжал жить.

Елена Марттила.  Д. Д. Шостакович. Набросок (1944) Русский музей
Елена Марттила. Д. Д. Шостакович. Набросок (1944) Русский музей

Автор симфонии, Дмитрий Шостакович, на второй день войны хотел записаться на фронт добровольцем, но из-за плохого зрения получил отказ. Тогда он стал проситься в отряд народного ополчения. Его убеждали, что на музыкальном поприще от композитора будет больше пользы, но под напором просителя зачислили в пожарную команду противовоздушной обороны. Вместе с другими Шостакович дежурил на крышах домов и тушил зажигательные бомбы. Седьмую симфонию он писал урывками, однако впоследствии вспоминал, что ни одно другое произведение не писал так быстро и с таким вдохновением.

К концу сентября 1941 года были закончены три части, а в октябре вместе с семьей композитор уехал в эвакуацию, в Куйбышев (Самару). Там была написана четвёртая часть произведения, и в марте 1942 года состоялась премьера.

Вскоре Седьмая симфония прозвучала в Москве, а 22 июня 1942 года –  в Лондоне в исполнении Лондонского симфонического оркестра. Британский журнал «Time»поместил на обложку портрет Шостаковича в пожарной каске с подписью: «Среди разрывов бомб в Ленинграде услышал аккорды победы».

Ноты симфонии в блокадный Ленинград доставили специальным авиарейсом вместе с медикаментами. Однако сделать это оказалось проще, чем найти исполнителей. Музыкантов Ленинградской филармонии эвакуировали в Новосибирск. В городе оставался единственный симфонический оркестр – Оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением дирижёра Карла Элиасберга (кстати, немца по национальности).

Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича
Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича

Маэстро Элиасберг, познакомившись с партитурой, был обескуражен: симфония рассчитана на 80 исполнителей – скрипачей, виолончелистов, альтистов, контрабасистов и т. д., а у него в оркестре осталось 15 человек, способных приступить к репетициям. Кто-то из артистов находился в эвакуации, кто-то – на фронте или в госпиталях, другие, страдая от дистрофии, были слишком слабы, чтобы выйти на сцену. Известно, что одного из музыкантов на первую репетицию привезли на санях из стационара для дистрофиков.

Что же делать? По городу расклеили объявления о том, что требуются музыканты. Профессиональных оркестрантов искали по госпиталям и даже откомандировывали с фронта. В политуправлении понимали, что симфонический концерт в блокадном городе сможет поднять моральный дух и ленинградцев, и жителей всей страны.

Участникам наскоро сформированного музыкального коллектива назначили дополнительные продовольственные пайки, но несколько человек, приступивших к репетициям, умерли от голода и болезней, не дождавшись концерта. 

-3

И всё же концерт состоялся. Блокадная премьера Седьмой симфонии была назначена на 9 августа не случайно. По расчётам фашистов, к этому времени осаждённый город должен был пасть. Они планировали в этот день праздновать победу над Ленинградом в ресторане «Астория». Были даже заранее напечатаны пригласительные билеты. Седьмая симфония Шостаковича прозвучала как приговор этим коварным планам. А ленинградцам дала надежду, что израненный город вернётся к спокойной мирной жизни.

Концерт продолжался 80 минут. После финальных аккордов к сцене подошла девочка с букетом живых цветов. Это было неожиданно и очень трогательно. 

С легкой руки Анны Ахматовой, Седьмую симфонию нарекли «Ленинградской». Она стала символом непреодолимой силы духа и стойкости жителей непокорённого города, символом победы света над тьмой.

В декабре 1975 года филармонии в городе на Неве было присвоено имя Д. Д. Шостаковича.

-4

Все фото автора.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц