Пьеса Михаила Булгакова «Зойкина квартира» знакома многим из нас ещё со школьных уроков литературы. Увидеть героев произведения в ином прочтении и жанре нуар-драмы воронежцам удалось за два дня показа одноимённого спектакля Московского драматического театра имени Пушкина на Платоновском фестивале искусств (16+).
Почему же, казалось бы, такие далёкие времена НЭПа, в которых происходит действо, так откликаются современному зрителю? И что означает новый персонаж, Квартира, который ввёл режиссёр Евгений Писарев? Об этом на пресс-конференции рассказали актёры, заместитель худрука и директор столичного драмтеатра.
«Хватание за прошлое никогда не приносит ничего хорошего»
Сразу отметим, что спектакль оказался очень музыкальным. Многие из актёров на продвинутом уровне владеют игрой сразу на нескольких инструментах.
Само определение жанра нуар-драма подразумевает депрессивный детектив, где герои и антигерои меняются местами. Его отличительной особенностью является наличие героини, которая втягивает других участников действа в различные авантюры.
− Как раз такую героиню, Зою Пельц, я и играю. Ради любви (к зависимому от морфия бывшему дворянину Павлу Обольянинову. — Прим. авт.) и чтобы преодолеть непростые исторические обстоятельства, она готова на сделку с дьяволом (устраивает в своей квартире дом свиданий под видом ателье, чтобы заработать и переехать в Париж с возлюбленным. — Прим. авт.), − объясняет актриса Александра Урсуляк.
Такой жанр, по мнению актёра, исполнившего роль Павла Обольянинова, Александра Дмитриева, помогает зрителю разглядеть в героях живых людей и прочувствовать трагизм ситуации, в которой те оказались.
− У моего персонажа была надежда начать жить лучшей жизнью, но шансов выжить не было. Ведь хватание за прошлое никогда не приносит ничего хорошего, − уверен Александр Дмитриев.
Почему времена НЭПа в спектакле откликаются современным воронежцам
Казалось бы, действие в спектакле разворачивается в 20-е годы прошлого столетия. Несмотря на это, по заверению труппы, постановка крайне актуальна для современного зрителя.
− На протяжении репетиций и игры в спектакле не покидает ощущение, что за тобой всё время кто-то подсматривает. Кажется, что кто-то про тебя сейчас что-то узнает, что всё вскроется. Ты видишь человека и сразу подозреваешь его. И подобное напряжение сейчас присутствует и в наши дни в нашем обществе — соцсети, пранкеры. Нужно быть крайне осторожным. Такая вот историческая рифма, − отмечает Александра Урсуляк.
При этом сейчас, как рассказывает заместитель художественного руководителя Екатерина Коновалова, репертуар в драмтеатре имени Пушкина на 70% состоит из классики и только на 30% − из постановок по современным пьесам.
− Как театровед могу сказать, что хороших современных пьес крайне немного. Драматурги, стремящиеся отразить время, в котором мы сейчас живём, зачастую создают не художественное произведение, а некий репортаж, констатацию. А артисту интересно играть именно образ из художественного произведения. А чтобы из описания сегодняшних событий получилось художественное произведение, должно пройти время, − считает Екатерина Коновалова.
Как призрак театра стал героем спектакля по пьесе Булгакова
В постановке Евгения Писарева появляется новый персонаж — Квартира — это старушка, которая постоянно присутствует рядом с другими героями и наблюдает за ними. Причины его появления объяснила Екатерина Коновалова.
Дело в том, что существует легенда, что в здании, где сейчас располагается Московский драматический театр имени Пушкина, раньше был Камерный театр, который в 1914 году открыл режиссёр Александр Таиров. В 1949 году театр закрыли из-за обвинения его руководства в поклонении Западу.
Таиров умер спустя год, буквально сойдя с ума от горя, а его жена, выдающаяся актриса Алиса Коонен, затем жила в квартире, расположенной в здании их бывшего театра. После её смерти в 1974 году здание реконструировали.
А после ремонта сотрудники якобы начали встречать в разных закоулках театра призрак актрисы. Во всех возникавших неудачах труппа театра обвиняла призрак.
− Когда мы делали спектакль к 100-летию театра, мы узнали, что Алиса Георгиевна никогда не проклинала театр, она лишь сказала, что никогда не переступит его порог. Больше верится в то, что у нас обитают духи, которые, напротив, нас оберегают. А образ Квартиры в «Зойкиной квартире» − это реверанс к призраку Алисы Коонен, − поясняет Екатерина Коновалова.
Но на всякий случай в театре рядом с портретами Пушкина, Станиславского и Таирова повесили портрет актрисы.