По злой иронии судьбы, Арамис стал не только его главной, но и последней в жизни ролью.
13 июня исполняется 78 лет со дня рождения Игоря Старыгина — заслуженного артиста России, известного по роли Арамиса в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера», бывшего царского офицера Владимира Дановича в телесериале «Государственная граница», школьника Кости Батищева в «Доживем до понедельника» и Микки в пятисерийной картине «Адъютант его превосходительства». Его называли «советским Аленом Делоном» — за исполненную шарма статную, аристократическую внешность, и в свое время Старыгин купался в народной любви. Которая, увы, оказалась не вечной.
Когда Игорю был год, из семьи ушел отец — гражданский летчик. Воспитанием мальчика занимались в основном бабушка с дедушкой, в то время как мать пыталась устроить свою личную жизнь. Пришло время выбирать будущую профессию, и Старыгин решил пойти на юридический. А на актерские экзамены в ГИТИС отправился просто за компанию с друзьями. И единственный из всей компании поступил. А потом — окончил вуз с красным дипломом.
После обучения Старыгин вдруг понял, что работы для него почти нет. Пристроиться удалось только в Московский ТЮЗ, где играть приходилось в основном крокодилов. Так прошло несколько лет, постепенно стали попадаться роли в кино, в том числе — знаковые. Например, ученик Костя Батищев в «Доживем до понедельника» 1968 года, Микки в «Адъютанте его превосходительства» 1969-го. Судьба давала Игорю шансы, и он ими активно пользовался, зарабатывая себе славу и репутацию. Причем не только талантливого актера, но и ловеласа.
Старыгин был недолго женат на сокурснице по ГИТИСу Людмиле Исаковой. Это брак быстро начался и скоропостижно, но мирно закончился. А потом произошел скандал: к Старыгину ушла жена режиссера Бориса Ардова Мира, причем сделала она это, будучи на шестом месяце беременности. Именно Мира родила Игорю его единственную дочь Анастасию. Также Игорь воспитывал падчериц Нину и Анну. Старыгин и Ардова прожили вместе 12 лет. Потом в жизни актера появились новые женщины, и брак распался.
Именно второй развод, произошедший в 1978 году, в том самом, когда Старыгин впервые предстал в образе мушкетера Арамиса, дался актеру особенно тяжело. Он стал замыкаться в себе, маскируя переживания напускной бравадой. Уже много лет спустя Старыгин постарается вернуть семью. Но из этого ничего не получится.
Стремясь заглушить боль от расставания с Ардовой, Старыгин женился на танцовщице из ансамбля Игоря Моисеева Ирине Пуртовой, затем, расставшись с ней легко и без сожалений, на ассистентке по актерам Свердловской киностудии Татьяне Сухачевой. Это было начало 90-х, ролей практически не предлагали. И Старыгин понимал, почему. Он стал заложником образа утонченного, любвеобильного красавца, но спрос на этот образ постепенно падал, пока совсем, казалось бы, не исчез. Сухачева же предложила Игорю сняться в эпизоде, дав таким образом хоть какую-то возможность вновь заняться любимым делом.
Не было счастья и в этом браке. Старыгин, грезивший большими ролями, довольствовался лишь эпизодами. Перспектив не просматривалось. Все чаще актера стали видеть пьяным. Сухачева же активничала, руководя организацией концертов, редко появлялась дома. Развод получился громким и некрасивым. Татьяна отсудила у Игоря просторную квартиру, актеру пришлось перебираться в маленькую, однокомнатную. Там Старыгин проводил бесконечные серые дни в компании одних лишь бутылок.
В 1992 году проходили съемки продолжения приключений мушкетеров. Старыгин был счастлив вернуться к роли Арамиса, когда-то сделавшей его мегазвездой советского кино. Но и это счастье длилось недолго. У артиста диагностировали атеросклероз. Операцию провели неудачно: часть языка оказалась парализована, из-за чего нарушилась дикция. Старыгин отказывался сдаваться и окончательно хоронить карьеру. Он ежедневно делал специальные упражнения и смог за год восстановить речь.
Наступили 2000-е. Покинутый и почти забытый, Старыгин сидел в одиночестве в однокомнатной квартире и ждал, что ему позвонит кто-то из режиссеров, предложит роль. Никто не звонил. Артист редко выходил из дома, но иногда все же бывал на концертах. На одном из таких к нему вдруг подошла Екатерина Табашникова — фоторедактор газеты «Собеседник». Уговорила дать еженедельнику интервью. Они стали часто общаться. А в 2006 году поженились.
Пятый и последний брак Старыгина был удачным. Екатерина ухаживала за мужем, ободряла его, мотивировала заниматься здоровьем и не опускать руки.
«Я специально купила машину, чтобы возить мужа. Выбросила его старый телефон с диском и заменила на кнопочный — он заплакал, увидев. Мы купили на Птичьем рынке кошку Клюшу: он ее обожал», — рассказывала Табашникова.
В их квартире стали часто бывать гости, Старыгин вспомнил, что такое светская жизнь, он словно расцвел. Принимал лекарства, регулярно ложился на профилактические процедуры в хорошие больницы, вернулся в театр, вел авторские телепередачи, с размахом отметил 60-летний юбилей, на котором повстречал множество старых друзей. Впервые за очень долгое время он радовался жизни.
В феврале 2009 года состоялась премьера фильма «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини», в котором Игорь Старыгин сыграл свою последнюю в жизни роль. Разумеется, это был Арамис. Съемки проходили двумя годами ранее — в 2007-м. Коллеги видели, как тяжело было Старыгину. Его личная жизнь наладилась, но здоровье, сильно расшатанное вредными привычками, подводило.
В сентябре 2009-го у актера случился инсульт. 8 ноября того же года он скончался. Незадолго до смерти Старыгин набрал курс студентов. Основой первого занятия должен был стать этюд «Счастье»...
На панихиде Вениамин Смехов, исполнитель роли Атоса в «Трех мушкетерах», сказал:
«Ты много позволял другим и меньше позволял себе. Ты позволял нам шутить, валять дурака и использовать твою доброту и добродушие в мирных целях. Ты настоящий, большой русский артист, а главное — хороший друг».