Найти тему

«Арзамас городок – Москвы уголок»

По официальной версии, город Арзамас был основан в 1578 году. Однако существуют косвенные данные, указывающие на то, что в 1552 году по указу Ивана Грозного здесь была построена крепость. Она должна была стать одним из опорных пунктов обороны от нападений со стороны Крымского ханства и кочевников Ногайской Орды.

С XVII века город стал важным транзитным пунктом на пути из Москвы на юго-восток. Через Арзамас проходили многие торговые тракты, такие как Московский, Нижегородский, Симбирский, Саратовский, Тамбовский и другие.

Арзамас. Церковь Св. Макария.
Арзамас. Церковь Св. Макария.

Город Арзамас расположен почти в среднем течении реки Тёши. Он является самым крупным городом на этой реке, если не считать Муром, где Тёша впадает в Оку. Можно сказать, что Тёша — это «арзамасская» река. Арзамасцы очень хорошо знают Тёшу.

Арзамас до 1917 года. Мост на реке Тёше.
Арзамас до 1917 года. Мост на реке Тёше.
Арзамас до 1917 года. Вид с реки Тёши.
Арзамас до 1917 года. Вид с реки Тёши.
Арзамас до 1917 года. Железнодорожный мост на р. Тёша.
Арзамас до 1917 года. Железнодорожный мост на р. Тёша.
Арзамас до 1917 года. Общий вид с реки Тёши.
Арзамас до 1917 года. Общий вид с реки Тёши.

Сведения из источников до 1917 года.

Село Выездная Слобода расположено в 1 версте от Арзамаса, за рекой Тёша. Деревянный мост на сваях перекинут через реку и соединяет село с городом.

Арзамас до 1917 года. Общий вид города. Старинная фотография.
Арзамас до 1917 года. Общий вид города. Старинная фотография.

Село Выездная Слобода, расположенное на равнине, изрезанной живописными протоками реки Тёши, и построенное по плану с прямыми линиями и правильными квадратами, значительно украшает живописный вид Арзамаса, особенно если смотреть на него с Московской и Тамбовской дорог. Именно с этих направлений село предстаёт перед глазами цветущим и многолюдным, каким оно и является на самом деле.

Арзамас до 1917 года. Общий вид из села Выездного.
Арзамас до 1917 года. Общий вид из села Выездного.
Арзамас до 1917 года. Вид с Выездного.
Арзамас до 1917 года. Вид с Выездного.
Арзамас до 1917 года. Общий вид на город от слободы Вызна.
Арзамас до 1917 года. Общий вид на город от слободы Вызна.
Арзамас до 1917 года. Вид на реку Тёшу и мост.
Арзамас до 1917 года. Вид на реку Тёшу и мост.

Воскресенский собор — одна из самых важных и интересных исторических достопримечательностей Арзамаса. Это действительно уникальный объект с богатой историей, удивительной архитектурой и роскошным внутренним оформлением. Грандиозное здание видно из разных частей города. Уже на подъезде к Арзамасу вы увидите его возвышающиеся купола с золочёными крестами.

Арзамас до 1917 года. Воскресенский собор.
Арзамас до 1917 года. Воскресенский собор.

В знак благодарности Господу за победу в Отечественной войне 1812 года был построен храм. Это не только святыня, но и памятник русским воинам, которые были готовы отдать свои жизни за Родину. Победа над Наполеоном объединила и вознесла народ.

Жители города единогласно решили воздвигнуть собор, чтобы поблагодарить высшие силы. Конечно, для строительства объекта такого масштаба требовались деньги, и немалые. На центральной площади Арзамаса установили ящик, в который собирали пожертвования на сооружение собора.

Особенность святыни заключается ещё и в том, что это, пожалуй, самый величественный и богатый храм, построенный на деньги народа. Идея строительства Воскресного собора объединила местных жителей. В течение 28 лет они жили этой идеей. Каждый вносил свой вклад в реализацию проекта: кто-то давал деньги на закупку материалов, кто-то жертвовал время и усилия на выполнение технологических процессов, другие предоставляли транспортные услуги, добывали сырьё, собирали деньги.

Для строительства собора потребовалось 5,5 млн штук кирпичей. Для закладки фундамента использовали более 1000 кубических метров бутового камня и 164 тонны железа.

Арзамас до 1917 года. Вид на собор.
Арзамас до 1917 года. Вид на собор.

В 1816 году был заложен фундамент и завершено сооружение цоколя.

Сумма пожертвований за 1817 год составила 768 рублей 85 копеек деньгами, также были пожертвования материалами. Было положено 552 тысячи штук кирпича, изготовлено 600 тысяч.

В 1820-х годах была завершена кладка, на которую ушло более 5,5 миллиона кирпичей.

Освящение первого престола состоялось в 1832 году, второго — в 1833, а третьего — в 1834. Внутреннее оформление храма в тот момент ещё не было закончено, поэтому отделочные работы проводились постепенно.

Главный престол освятили в 1840 году. На торжественной церемонии присутствовал епископ. Работы над храмом завершились в 1842 году, когда был готов последний, пятый престол.

Арзамас до 1917 года. Вид на собор.
Арзамас до 1917 года. Вид на собор.

После прихода к власти большевиков собор продолжал работать, но со временем его закрыли. Это произошло в 1932 году, после чего здание собора стало выполнять функцию антирелигиозного музея. В нём провели перепланировку и разместили иконы и другие религиозные предметы из других храмов в качестве экспонатов. Через несколько лет в здании собора располагалась тюрьма для заключённых, а в 1937 году там организовали спортивный зал. Несмотря на все эти события, уникальная художественная роспись, фрески и иконостас пострадали незначительно. В 1944 году Воскресенский собор вновь открыли.

Вид г. Арзамаса с Юго-западной стороны до 1917 года.
Вид г. Арзамаса с Юго-западной стороны до 1917 года.
Арзамас до 1917 года. Вид от Спасского монастыря.
Арзамас до 1917 года. Вид от Спасского монастыря.
Арзамас до 1917 года. Вид на город от Спасского монастыря.
Арзамас до 1917 года. Вид на город от Спасского монастыря.

Пешеходная улица Арзамаса берёт своё начало от улицы Соборная площадь. Последние дома находятся рядом с улицей Калинина. К сожалению, мне не удалось найти историческое название улицы Калинина, поэтому предположу, что она появилась в советское время и изначально была названа в честь какого-то партийного деятеля.

Водонапорная башня, украшенная историческими атрибутами Арзамаса, является доминантой, в которую упирается улица Сальникова (Карла Маркса).

Арзамас до 1917 года.  Сальникова улица.
Арзамас до 1917 года. Сальникова улица.
Арзамас до 1917 года. Ремесленное училище и водокачка.
Арзамас до 1917 года. Ремесленное училище и водокачка.

Арзамас. Улица Ленина (ранее улица Новомосковская до 1918г.)

До Октябрьской революции нынешняя улица Ленина состояла из двух частей: Рождественской и Ново-Московской улиц.

Ново-Московская улица начиналась от реки Тёши и заканчивалась на пересечении с Мостовой улицей (сейчас это улица Володарского). Рождественская улица продолжалась после Ново-Московской и вела на восток.

Ново-Московскую улицу назвали так потому, что она, как и Старо-Москвоская улица (сейчас улица Урицкого), вела к Московскому тракту. Рождественская улица получила своё название благодаря церкви Рождества Христова, которая находилась на ней.

После Октябрьской революции Рождественскую улицу переименовали в улицу Ленина, а Ново-Московскую — в улицу 22 Апреля. 16 апреля 1938 года улица 22 Апреля стала частью улицы Ленина.

Арзамас до 1917 года. Ново-Московская улица. Город от реки Тёши.
Арзамас до 1917 года. Ново-Московская улица. Город от реки Тёши.
Арзамас до 1917 года. Ново-Московская улица.
Арзамас до 1917 года. Ново-Московская улица.

Гостиные ряды — важная архитектурно-историческая достопримечательность Арзамаса, наравне с Соборной площадью.

С XVII века Арзамас был важным торговым центром, стоящим на пересечении основных торговых путей. Это давало возможность предприимчивым купцам активно развивать свою деятельность.

В XVIII веке на этом месте появились деревянные торговые лавки. Однако в 1726 году крупный пожар уничтожил большую часть города, в том числе кремль и купеческие ряды. Спустя год гостиные ряды начали восстанавливать, постепенно заменяя дерево камнем.

Самые ранние постройки Гостиных рядов Арзамаса сохранились до наших дней.

Арзамас до 1917 года. Гостинный ряд.
Арзамас до 1917 года. Гостинный ряд.

улица Нижне-Набережная Арзамаса сохранилась до наших дней хорошо узнаваема.

Арзамас до 1917 года. Нижне-Набережная улица и собор.
Арзамас до 1917 года. Нижне-Набережная улица и собор.

Улица Володарского — одна из нижних улиц Арзамаса, которая начинается от улицы Ленина и заканчивается улицей Дорожной. Ранее она также носила название Мостовая.

Арзамас до 1917 года. Мостовая улица.
Арзамас до 1917 года. Мостовая улица.
Город Арзамас до 1917 года. Мостовая улица.
Город Арзамас до 1917 года. Мостовая улица.

К началу XIX века в Арзамасе насчитывалось 36 церквей и 4 монастыря.

Многие из них уцелели до настоящего времени.

Центр г. Арзамаса до 1917 года.
Центр г. Арзамаса до 1917 года.
Арзамас до 1917 года. Вид на пруд и город.
Арзамас до 1917 года. Вид на пруд и город.
Общий вид на Арзамас до 1917 года.
Общий вид на Арзамас до 1917 года.

Здание почты до революции. Г. Арзамас, улица Коммунистов, 16

Арзамас до 1917 года. Почтово-Телеграфная контора.
Арзамас до 1917 года. Почтово-Телеграфная контора.

В 1815 году в Арзамасе было основано духовное училище, которое изначально располагалось в одноэтажном корпусе при Спасском монастыре. В 1884 году для училища был приобретён земельный участок на пересечении улиц Алексеевская и Сальниковая.

Новое здание училища было построено в 1897–1899 годах по проекту архитектора А.К. Никитина. В 1909–1910 годах здание было дополнено домовой церковью во имя Сергия Радонежского, средства на строительство которой пожертвовал местный купец Дмитрий Сурин.

После революции 1917 года училище было закрыто, и до февраля 1919 года в его здании работал штаб Восточного фронта. Это учреждение посещал Аркадий Голиков, будущий писатель Гайдар.

В 1920-х годах в здании бывшего училища размещался Дом Советов, а с 1934 года — краевой педагогический институт, который впоследствии был переименован в Арзамасский государственный педагогический институт.

Сегодня в этом памятнике архитектуры располагается филиал Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского.

Арзамас до 1917 года. Духовное училище.
Арзамас до 1917 года. Духовное училище.

В 1909 году открылось здание Арзамасского реального училища на Прогонной улице (сейчас — Советская). До этого училище располагалось на улице Новой (в настоящее время — улица Кирова).

Проект здания разработал учитель рисования и черчения училища Николай Роговицкий.

Арзамасское реальное училище славилось высоким уровнем организации учебного процесса и сильным педагогическим составом. Его выпускники поступали в высшие технические учебные заведения.

По успеваемости Арзамасское реальное училище занимало четвёртое место в России, уступая лишь учебным заведениям Петербурга, Москвы.

Теперь в здании училища располагается администрация города.

Арзамас до 1917 года. Реальное училище.
Арзамас до 1917 года. Реальное училище.

В сентябре 1862 года в Арзамасе открылось Екатерининское училище 2-го разряда. Это стало возможным благодаря содействию ардатовского помещика Александра Николаевича Карамзина, сына известного историка, и его жены Натальи Васильевны, урождённой княжны Оболенской. Училище получило покровительство принца П. Г. Ольденбургского и было названо в честь его рано умершей дочери Екатерининским.

В 1872 году училище преобразовали в прогимназию, а в 1901 году оно получило статус гимназии. В 1887 году учебное заведение переехало в каменное здание на улице Сальникова, которая сейчас называется улицей К. Маркса.

25 апреля 1901 года состоялась закладка каменного здания, которое было построено рядом с уже существующим деревянным домом на углу улиц Сальниковой и Новоплотинной.

Арзамас до 1917 года. Женская гимназия.
Арзамас до 1917 года. Женская гимназия.

В 1895 году жители Арзамаса обратились к правительству с просьбой построить железную дорогу от Нижнего Новгорода до Лукоянова через Арзамас. Инициатива была одобрена нижегородским губернатором Николаем Михайловичем Барановым. В 1899 году было получено разрешение на строительство железнодорожной ветки от станции Ромоданово до Лукоянова. Работы начались в апреле 1900 года под руководством инженера Г. М. Буганова.

Арзамас до 1917 года. Вокзал. Станция 2 класса.
Арзамас до 1917 года. Вокзал. Станция 2 класса.
Арзамас до 1917 года. Железнодорожный мост на реке Тёша.
Арзамас до 1917 года. Железнодорожный мост на реке Тёша.

5 сентября 1901 года состоялось открытие железнодорожной станции Арзамас-1. В город прибыл первый поезд из Лукоянова.

22 декабря 1901 года открылось движение поездов из Нижнего Новгорода в Казань через Арзамас. С этого момента город стал частью железнодорожной системы страны.

В июле 1903 года на железнодорожную станцию Арзамас-1 прибыл поезд императора Николая II, который направлялся с семьёй на богомолье в Саровскую пустынь.

К 1913 году на железнодорожной линии работали две пары пассажирских и две пары грузовых поездов.

Отъезд их Императорского Величества из Арзамаса в Саров.
Отъезд их Императорского Величества из Арзамаса в Саров.

Присоединяйтесь к нашему каналу в Яндекс.Дзене!

На нашем канале очень много видео и фотографий по истории городов, деревень, местностей нашей необъятной России!!!

На нашем канале Вы также можете посмотреть видеоэкскурсии по Нижнему Новгороду начала ХХ-го века.

Экскурсия 1.

Экскурсия 2

Экскурсия 3

Экскурсия 4

Экскурсия 5

Экскурсия 6

Экскурсия 7

Экскурсия 8

Экскурсия 9

Экскурсия 10

Экскурсия 11

Экскурсия 12

Ждём Вас на нашем канале!!!