Для изучения этнического состава Восточного Закавказья русские источники XVIII в. являются ключевыми. К сожалению, в основном они исходят из конфессиональных соображений и представляют население Восточного Закавказья по религиозному признаку – христиане или мусульмане. Часто при этом бывает сложно определить, о каком этническом облике идёт речь, особенно когда это касается тюркоязычного населения Восточного Закавказья.
С другой стороны, изучение и осмысление этнической картины Восточного Закавказья тесно связано с политической историей региона, которая своими корнями уходит во времена существования Кавказской Албании (арм. Алуанк‘, иранск. Аран) как отдельной политико-административной единицы. Длительное присутствие Сасанидов и арабов в Собственно Албании (к северу от Куры) и марзпанства Аран-Алуанк‘ (на обоих берегах этой реки) изменили этнический облик равнинных частей страны в пользу ирано-арабского этнического элемента. В XI-XVI вв. Восточное Закавказье подвергается серьёзным этноконфессиональным и культурно-лингвистическим изменениям.
Оседлое население бывшей, в основном лезгиноязычной Собственно Албании и этнически армянского правобережья, вследствие перемещения в регион сельджукских, монгольских, а также других тюркоязычных кочевых племён было частично ассимилировано пришельцами. При этом, у кызылбашской племенной конфедерации (с племенами шамлу, румлу, устаджлу, текелю, афшар и др.) и ираноязычных этносов региона доминировало шиитско-мусульманское самосознание в противостоянии с западными соседями суннитами-османами. Со временем в кызылбашской этноконфессиональной общности стало проявляться тюркоязычная доминанта. Начиная с XVI в. она занимает солидное место в этнической мозаике Ширвана и Аррана (последний термин уже обозначает главным образом равнинную часть правобережья Куры), получая собирательное название «татары».
Известно, что изначально татарами назывались монгольские племена, жившие на северо-востоке Монголии, откуда они в XIII в. распространились на запад. Татарами назывались только представители племени Чингиз-хана, которые не являлись тюрками. Вместе с монголами на Русь шли многочисленные тюркские полчища, которых на Руси и в Европе как подданных монгольских ханов именовали «татарами», что не соответствовала исторической действительности. Термин «монголо-татары» впервые был введён в научный оборот в первой половине XIX в., с целью «ликвидировать кажущееся несоответствие между хорошо известными названиями «монголы», «Монголия» и постепенно встречающимися в средневековых источниках наименованиями «татары», «Татария». Это стремление привело «к появлению странного по своему содержанию, но внешне примиряющего историко-географические традиции Средневековья и Новейшего времени словообразования «монголо-татары».
«Но от чего произошло, что татаров или монголов перемешали с турками? – в начале XIX в. в своей статье «Что такое татары?» задавался логическим вопросом академик Ю. Клапрот. Анализируя источниковедческую базу исследуемой проблемы, он отмечал, что завоеванные монголами народы северной части Каспийского и части Черного морей были «народы турецкого рода, как-то: команы, печенеги, булгары и другие», которые впоследствии основали там «Кыпчацкое царство». После его распада в XV в. на более «малые» ханства (Астраханское, Казанское, Крымское) их ханы считались родом от Чингиз-хана, т.е. являлись монголами или татарами, а войско – из «тамошних уроженцев или старинных турецких жителей». Новоявленные административно-политические образования «удерживали названия татарских, потому что ханы были татары», а после покорения Российскому государству «при жителях осталось неправильное название татар, хотя они были турки».
В заключение Ю. Г. Клапрот писал: «Даже и язык их не стали более называть турецким, а татарским. Между тем спроси какого-нибудь так называемого татарина, казанского или астраханского: Татарин ли он? В ответ получишь нет; да и язык свой называет он не татари, а тюрки. Помня, что прадеды его порабощены были монголами или татарами, слово татарин считает он ругательством и оно для него всё равно, что разбойник».
Следовательно, несмотря на то, что монгольские татары отдали своё имя всем азиатским тюркоязычным кочевым племенам, которые вторглись в русские степи, всё равно «не надобно татар смешивать с турками», а понятие «монголо-татары» следует считать искусственным этническим наименованием.
По энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, кавказская группа тюрков-татар, «состоявшаяся из самых различных элементов: древних аланов, аваров, хазаров, печенегов, перемешанных с кипчаками, ногайцами, лезгинами и особенно с иранцами», делилась на три подгруппы. Первая, «татары-горцы или горные кабардинцы», второй подгруппой были «татары дагестанские или кумыки», проживавшие от Терека до Дербента. К третьей подгруппе кавказских татар причислялись «азербайджанские татары» - «тюрки по языку, по расе иранцы». Область их расселения простиралась на большую часть южного и юго-восточного Закавказья, «почти всю русскую Армению». Антропологическое и этнографическое сходство азербайджанских татар с «персами» объяснялось их огромным социокультурным влиянием на татар, которое «сказывалось во всём». «Их язык, наречие тюрко-джагатайского, отличается простотой и легкостью изучения, почему он среди кавказцев общераспространён и считается модным», - читаем в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
Таким образом, можно констатировать превращение тюркских наречий в фактор лингво-франко в Восточном Закавказье. Попытка выявить этническую составляющую тюркоязычного населения региона на основе историографии названия по работам исследователей XVIII века показала, что вопрос крайне политизирован. А в советское время имело место сознательное искажение научных фактов, когда «корректировали» архивные документы, заменяя термины «татары» и «персы» на «азербайджанцы» в современной интерпретации.
Научно-аналитический фонд "ГЕГАРД"
Источник: https://geghard-saf.am/ru/156/О-наименовании-термина-«татары»/