На протяжении четырех последних дней прошлой недели 27 государств Европейского Союза выбирали 720 депутатов Европарламента. Согласно предварительным результатам, крайне правые партии смогли провести в законодательный орган ЕС больше своих представителей, чем раньше.
Следует отметить, что последнее было ожидаемо, поскольку на последних выборах в национальные парламенты они показали довольно высокие результаты, а их повестка была близка избирателям. Крайне правые партии и их лидеры свое наибольшее внимание обращают на проблемы миграционной политики, что вызвано наплывом беженцев из Африки и Ближнего Востока, а в последнее время, — и из Украины. Наплыв мигрантов увеличил социальную напряженность в странах Евросоюза, чем крайне недовольно местное население. Для многих стран также очень остро стоит проблема роста потребительских цен, которые растут несмотря на то, что инфляция в последнее время продолжает снижаться. Тема стоимости жизни больше всего беспокоила граждан Испании, Германии и Франции. Европейцы также не довольны тратами своих правительств на помощь Украине вместо ассигнований в собственную экономику, а крайне правые поддерживают их в этом.
Исходя из этого, предварительные итоги выборов показали следующее: «Национальное объединение» во Франции почти вдвое опередило партию президента Эммануэля Макрона «Возрождение», получив 31,5% голосов; в Испании правоконсервативная «Народная партия» также незначительно опередила социалистов премьер-министра Педро Санчеса с 32,4%; от Австрии 6 мест в Европарламенте займет Австрийская партия свободы, получившая 27% голосов; в Нидерландах соратники Герта Вилдерса из «Партии свободы» получили 7 мест в Европарламенте.
В Германии, как и ожидалось, более 30% голосов избирателей получили христианские демократы, что, скорее всего, позволит Урсуле фон дер Ляйен сохранить за собой пост председателя Еврокомиссии. На втором месте оказалась «Альтернатива для Германии». Социал-демократы Олафа Шольца всего лишь третьи.
Значительное увеличение количества правых и ультраправых депутатов Европарламента может привести к тому, что этот общеевропейский орган станет больше ориентироваться на интересы граждан, а не отражать мнение структур Евросоюза, которые стремятся заполучить себе все больше и больше полномочий, ориентируясь при этом на американскую администрацию.
Теперь некоторые национальные лидеры, например, президент Франции Эммануэль Макрон, чтобы сохранить лицо, распустил парламент и назначил досрочные выборы, пытаясь таким образом сыграть на эффекте неожиданности и укрепить позиции внутри страны если не своей собственной партии, то других политических сил, альтернативных «Национальному объединению».
Некоторые подвижки (пока не известно, насколько значительными они будут) могут касаться только внутренней политики Евросоюза, но новый состав Европарламента вряд ли будет способен каким-то образом повлиять на международную повестку дня хотя бы потому, что французское «Национальное объединение» отказалось вступать в коалицию с «Альтернативой для Германии». Поводом к этому стала противоречивая риторика стоящего во главе избирательного списка «Альтернативы» Максимилиана Кра об ответственности немцев за преступления нацистов в годы Второй мировой войны. Полноценного альянса европейских крайне правых в Европарламенте в связи с этим не будет, они разбредутся по разным фракциям, да и сами французские ультраправые все больше демонстрируют сдвиг к центристам.
К тому же, Европейская народная партия, центристы, «зеленые» и социал-демократы в сумме все равно составляют большинство, что позволяет им не пропустить крайне правых в руководство европейских структур. Мейнстримовские партии останутся довольно сильными, а крайне правые смогут им мешать только в некоторых комитетах Европарламента, оказывая не самое значительное влияние на политику.
Внешняя политика объединенной Европы будет по-прежнему в наибольшей мере определяться позицией национальных правительств самих европейских государств, но никак ни Европарламентом. Поэтому в ближайшее время стоит обратить более пристальное внимание на досрочные парламентские выборы во Франции, поскольку в случае повторения воскресного успеха «Национальным объединением», Макрон будет вынужден назначить премьер-министром ультраправого политика. В этом случае Франция сможет оказать достаточно серьезное влияние на политику ЕС, требуя, например, более строгих мер по отношению к мигрантам и других подходов к военной помощи Украине, напрочь забыв о «зеленой энергетике» и предотвратив «силовые упражнения» Макрона в отношении России.
Автор статьи: Александр Черный.