Собственники подземных или полуподземных гаражей должны иметь право претендовать на предоставление им земельного участка в границах недвижимого имущества в собственность или в аренду, если над крышей данного сооружения нет автостоянки, дороги, пешеходной зоны, парка, детских и спортивных площадок или других объектов. Об этом говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.
Соответствующие выводы были сделаны КС РФ после рассмотрения жалобы жителя Абакана Игоря Ермака, которому местные власти и суды отказали в праве оформления в аренду или в собственность земельного участка, на котором расположен его подземный гараж. Суды исходили из того, что понятие "здания и сооружения, расположенные на земельном участке", используемое в пункте 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, распространяется только на наземные объекты, характеризующиеся наличием наземной этажности. Ермак попросил КС РФ проверить конституционность этой нормы и связанного с ней пункта 3 статьи 6 кодекса (определяющего понятие земельного участка), поскольку они не позволяют признавать за собственниками подземных или полуподземных гаражей исключительное право на приобретение земельного участка.
В недрах земли
КС РФ отметил, что законодатель понимает под земельным участком "часть поверхности земли", "земной поверхности", что позволяет рассматривать его исключительно как плоскостной (двухмерный) объект и не включать в это понятие участки недр, характеризующиеся, по сути, трехмерной проекцией и представляющие собой геометризованные блоки недр. И правоприменители, по мнению КС РФ, понимают оспариваемые Ермаком нормы, как не предусматривающие предоставления земельного участка, где расположен гараж, в собственность или в аренду собственнику гаража ни при каких условиях, поскольку гараж расположен не на участке, а в недрах земли. Хотя, как подчеркнул КС РФ, собственник может использовать для собственных нужд имеющиеся на его земельном участке общераспространенные полезные ископаемые и строить подземные сооружения на глубину до пяти метров.
Ясность отсутствует
КС РФ указал, что в рассматриваемом вопросе отсутствует ясность законодательного регулирования, в результате чего и судебная практика демонстрирует отсутствие единообразного подхода к применению оспариваемых норм.
Суд пришел к выводу, что оспариваемые нормы по их буквальному смыслу не должны исключать передачу земельных участков, где расположены подземные гаражи, в собственность или в аренду владельцам последних, если не предусматривается другое использование крыши гаража (она может служить автостоянкой, дорогой, пешеходной зоной, местом для размещения садово-парковых насаждений, детских и спортивных площадок и иных публично значимых объектов, обычно не имеющих признаков недвижимого имущества и не связанных с функциональным назначением подземного сооружения).
Таким образом, КС РФ признал, что оспариваемые положения создают неопределенность в вопросе о праве собственников подземных гаражей претендовать на соответствующие земельные участки и противоречат Конституции РФ.
"Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в правовое регулирование. Впредь до внесения таких изменений собственники подземных гаражей могут требовать заключения договора аренды на земельный участок, если видом разрешенного его использования является хранение автотранспорта", — передает пресс-служба КС РФ суть резолютивной части его постановления.
Правоприменительные решения по делу заявителя подлежат пересмотру.