Если эта история — про вашего ребенка, то важно помнить, что не стоит его стыдить за это и ругать. Как правило, причины этого состояния глубокие, а задача родителей — создать ситуацию принятия и участия.
Тревога и страх — это отрицательные эмоции, есть они у нас для того, чтобы мы могли в сложной ситуации действовать и себя спасти. Но вот когда они зашкаливают у ребенка, то родителям нужно постараться, чтобы это состояние не привело к печальным последствиям.
Стоит научить ребенка простейшим приемам саморегуляции. Например, при панической атаке сфокусировать его внимание на дыхании, сделать глубокий вдох и выдох, как будто полетели бабочки. Хорошо помогут упражнения на напряжение и расслабление. Если ребенок маленький, можно сформировать ему эмбриональную позу, слегка на него надавливая, а потом дать возможность расправиться, потягиваясь в разные стороны. Или напрячь руки, ноги, а затем сбросить напряжение...
Если упражнения не помогли или вы не на шутку тревожитесь за состояние своего ребёнка, тогда следует обратиться к специалисту.
Часто у тревожных детей рефлекс Моро до сих пор активен, хотя должен был угаснуть. Рефлекс парализующего (или панического) страха возникает у плода еще в утробе матери. Он необходим в случае опасности: когда возникает стрессовая ситуация, ребенок «замирает», плацента ограничивает приток крови с гормонами стресса от матери, а у матери высвобождается ресурс для борьбы с внешним врагом и выживания.
В норме этот рефлекс интегрируется в известный многим рефлекс Моро, который активен у младенцев с рождения и до 4 месяцев. Рефлекс Моро также связан с реакцией на опасность, но уже родившегося ребенка. Ребенок реагирует на слуховую, зрительную и вестибулярную информацию (разводит руки в стороны, разжимает кулачки и потом сводит их назад). Однако в ряде случаев рефлексы не гаснут, а продолжают быть активными.
Факторы риска могут быть связаны с беременностью и родами (стрессы, угроза выкидыша, преждевременные роды, кесарево сечение, родовспомогательные процедуры, асфиксия, гипоксия и т.д). Эти два рефлекса часто остаются активными в паре, т.к. биологически связаны.
Для ребенка с рефлексом панического страха очень сложно сформировать пресловутое «базовое доверие к миру», поскольку панический страх к этому самому миру сформировался внутриутробно. «Классическая» психология — прекрасный инструмент, но без работы с рефлексами психотерапия будет малоэффективной и длительной.
Поэтому лучше обратиться к грамотному нейропсихологу, имеющему опыт работы с такими состояниями. Нейро-психолог для интеграции этих рефлексов подбирает комплекс специальных телесных упражнений, которые необходимо выполнять ежедневно. Это будет курс со специалистом по сенсорной интеграции или с самим нейропсихологом, если ребёнок еще маленький.
Эти упражнения будут направлены на то, чтобы активировать рефлекс, а затем погасить его. Желаю вам удачного решения всех трудностей развития ваших детей.
Елена Ярандаева, педагог-психолог