Ночью 1 сентября 1983 года в небе над Дальним Востоком советский летчик изменил ход истории нажатием кнопки и коротким донесением на аэродром: “Цель уничтожена”. Это стало концом невероятной воздушной драмы, которая поставит мир в тупик и приблизит грань мировой войны, потому что сбили не военный самолет, а гражданский лайнер, экипаж которого ничего не знал об опасности.
Крушение южнокорейского Боинга - 747 унесло жизни 270 человек и породило загадку - как обученный летный экипаж мог вторгнуться в воздушное пространство Советского Союза и почему ВВС СССР сбили гражданский лайнер с опознавательными знаками, вместо того чтобы посадить или отпустить его, сохранив невинные жизни? Лишь в 1990-х годах секретность была снята, и мы получили ответы. Вот эта история.
Анкоридж
Анкоридж на Аляске в 1980-е годы был ключевым промежуточным аэродромом для воздушного сообщения между Азией, США и Европой. Облетая территорию СССР, лайнеры Запада садились здесь на заправку, перевалку грузов,отдыха и замены экипажей. Сегодня авиакомпании не используют Анкоридж, сверхдальние самолеты и отмена запрета на воздушное пространство Китая и России позволяют авиакомпаниям летать напрямую. Но тогда Анкоридж был необходим.
Вот и сейчас, 30 августа 1983 года рейс 007 Korean Air Lines "Нью-Йорк-Сеул" приземлился здесь. Все 3 пилота летели уже 5 дней со всеми остановками, вылетев из Сеула в Нью-Йорк, сейчас они возвращались обратно. Это был опытный экипаж.
За долгую карьеру в авиакомпании капитан Чун совершил 80 рейсов между Сеулом и Нью-Йорком, был хорошо осведомлен о специфике полета. Все 5 дней полет проходил в темноте, лайнер либо убегал от Солнца, либо догонял его. Экипаж устал, смены не было. Но так пилоты делали много раз - 22 часа отдыха в Анкоридже и заключительная часть полета в Сеул.
Серая зона
Воздушный коридор между Аляской и Восточной Азией к 1983 году был вторым по загруженности океанским воздушным маршрутом в мире. Из-за холодной войны и тесной границы СССР и США полет над Беринговым море проходил в серой зоне. Она не покрывалась радарами диспетчеров, связь поддерживалась по рации УКВ, GPS навигации тогда не было и гражданским лайнерам надо было рассчитывать на себя.
Для полета в серой зоне лайнер использовал систему NOPAC, которая вела его по заранее введенным в нее 5 маршрутам, избегая военных объектов и границы СССР. Один из маршрутов должен был ввести капитан в бортовой компьютер после взлета, и далее автопилот вел по нему самолет. Но уставший капитан Чун совершил трагическую ошибку. Взлетев с Аляски на юг, он отклонился немного в сторону СССР и только потом ввел курс, пропустив точку расчета.
Автопилот повел самолет на высоте 9 400 метров от неправильной исходной точки по заданному курсу в Сеул с погрешностью на запад, все больше отклоняясь к границе СССР. Автоматика не знала о холодной войне и не сигнализировала экипажу, новый курс все равно выводил на правильный маршрут. Но он вел Боинг-747 через советскую Камчатку. Этого ни диспетчеры, у которых над зоной не было радаров, ни летчики, не заметили.
Зато заметили другие. Два заклятых врага, разделенных Беринговым морем, нашпиговали побережье и острова ядерными ракетами, флотом, аэродромами и военными радарами. Дальний Восток СССР и США был настоящей пороховой бочкой. А территории СССР здесь были закрыты для иностранцев, и Камчатка с Сахалином в их числе.
Диспетчер гражданского аэродрома Анкориджа услышал в эфире неразборчивый голос на английском - "Надо их предупредить!", но кто это и кому сказал, осталось тайной. Американские радары ПВО видели в воздухе каждый метр, но никаких процедур связи с гражданскими бортами не существовало.
У ПВО США была инструкция связываться и перехватывать любые самолеты, которые они сочтут подозрительным, но гражданский Боинг - 747 с включенным сигналом не привлек их интереса. Видимо какой-то офицер США увидел опасность, но его предупреждение утонуло в военной секретности и бюрократах. Поэтому Боинг- 747 продолжал лететь в СССР.
Игра
Американские и советские войска постоянно следили за действиями друг друга по обе стороны Берингова моря и устраивали провокации, чтобы оценить реакцию врага и его возможности. На Камчатке по местному времени наступила полночь и в эту ночь 1 сентября шла новая игра.
Советское командование имитировало подготовку к запуску и испытанию новой баллистической ракеты, изучая разведывательные ресурсы американцев. А командование США прильнуло к мониторам и поручням кораблей, ожидая рассвета.
Большая часть наблюдений за запуском русской ракеты была поручена разведывательному самолету RC-135 Cobra Ball, брату - близнецу гражданского Боинга-707. Как и летевший в небе Боинг - 747, RC-135 тоже имел 4 двигателя и оставлял в небе такой же инверсионный след.
Дивизия ПВО СССР следила за тем, как RC-135 Cobra Ball кружит у берегов Камчатки, сканируя полуостров в поисках советской ракеты. И в 0: 51 военные радары Советов засекли непознанную приближающуюся цель. Это был корейский "Боинг-747", не знавший о жужжащем в небе, осином гнезде.
ДАЛЬШЕ: глава 2 Неудачный перехват < (жми!)
"Выстрел в темноте". Опубликованные главы рассказа тут: 👇
Благодарен за подписку/лайк 👍 I Ссылка на продолжение выше