Найти тему
Лукинский I История

Выстрел в темноте: почему СССР сбил Боинг 747 над Сахалином

Ночью 1 сентября 1983 года в небе над Дальним Востоком советский летчик изменил ход истории нажатием кнопки и коротким донесением на аэродром: “Цель уничтожена”. Это стало концом невероятной воздушной драмы, которая поставит мир в тупик и приблизит грань мировой войны, потому что сбили не военный самолет, а гражданский лайнер, экипаж которого ничего не знал об опасности.

Крушение южнокорейского Боинга - 747 унесло жизни 270 человек и породило загадку - как обученный летный экипаж мог вторгнуться в воздушное пространство Советского Союза и почему ВВС СССР сбили гражданский лайнер с опознавательными знаками, вместо того чтобы посадить или отпустить его, сохранив невинные жизни? Лишь в 1990-х годах секретность была снята, и мы получили ответы. Вот эта история.

Анкоридж

Анкоридж на Аляске в 1980-е годы был ключевым промежуточным аэродромом для воздушного сообщения между Азией, США и Европой. Облетая территорию СССР, лайнеры Запада садились здесь на заправку, перевалку грузов,отдыха и замены экипажей. Сегодня авиакомпании не используют Анкоридж, сверхдальние самолеты и отмена запрета на воздушное пространство Китая и России позволяют авиакомпаниям летать напрямую. Но тогда Анкоридж был необходим.

Аэропорт города Анкориджа. Аляска, США.
Аэропорт города Анкориджа. Аляска, США.

Вот и сейчас, 30 августа 1983 года рейс 007 Korean Air Lines "Нью-Йорк-Сеул" приземлился здесь. Все 3 пилота летели уже 5 дней со всеми остановками, вылетев из Сеула в Нью-Йорк, сейчас они возвращались обратно. Это был опытный экипаж.

За долгую карьеру в авиакомпании капитан Чун совершил 80 рейсов между Сеулом и Нью-Йорком, был хорошо осведомлен о специфике полета. Все 5 дней полет проходил в темноте, лайнер либо убегал от Солнца, либо догонял его. Экипаж устал, смены не было. Но так пилоты делали много раз - 22 часа отдыха в Анкоридже и заключительная часть полета в Сеул.

Серая зона

Воздушный коридор между Аляской и Восточной Азией к 1983 году был вторым по загруженности океанским воздушным маршрутом в мире. Из-за холодной войны и тесной границы СССР и США полет над Беринговым море проходил в серой зоне. Она не покрывалась радарами диспетчеров, связь поддерживалась по рации УКВ, GPS навигации тогда не было и гражданским лайнерам надо было рассчитывать на себя.

Тот самый Боинг 747, который исчезнет навсегда
Тот самый Боинг 747, который исчезнет навсегда

Для полета в серой зоне лайнер использовал систему NOPAC, которая вела его по заранее введенным в нее 5 маршрутам, избегая военных объектов и границы СССР. Один из маршрутов должен был ввести капитан в бортовой компьютер после взлета, и далее автопилот вел по нему самолет. Но уставший капитан Чун совершил трагическую ошибку. Взлетев с Аляски на юг, он отклонился немного в сторону СССР и только потом ввел курс, пропустив точку расчета.

Автопилот повел самолет на высоте 9 400 метров от неправильной исходной точки по заданному курсу в Сеул с погрешностью на запад, все больше отклоняясь к границе СССР. Автоматика не знала о холодной войне и не сигнализировала экипажу, новый курс все равно выводил на правильный маршрут. Но он вел Боинг-747 через советскую Камчатку. Этого ни диспетчеры, у которых над зоной не было радаров, ни летчики, не заметили.

Карта маршрутов системы NOPAC над Беринговым морем
Карта маршрутов системы NOPAC над Беринговым морем

Зато заметили другие. Два заклятых врага, разделенных Беринговым морем, нашпиговали побережье и острова ядерными ракетами, флотом, аэродромами и военными радарами. Дальний Восток СССР и США был настоящей пороховой бочкой. А территории СССР здесь были закрыты для иностранцев, и Камчатка с Сахалином в их числе.

Диспетчер гражданского аэродрома Анкориджа услышал в эфире неразборчивый голос на английском - "Надо их предупредить!", но кто это и кому сказал, осталось тайной. Американские радары ПВО видели в воздухе каждый метр, но никаких процедур связи с гражданскими бортами не существовало.

У ПВО США была инструкция связываться и перехватывать любые самолеты, которые они сочтут подозрительным, но гражданский Боинг - 747 с включенным сигналом не привлек их интереса. Видимо какой-то офицер США увидел опасность, но его предупреждение утонуло в военной секретности и бюрократах. Поэтому Боинг- 747 продолжал лететь в СССР.

Плановый и реальный маршрут самолета после ошибки пилота
Плановый и реальный маршрут самолета после ошибки пилота

Игра

Американские и советские войска постоянно следили за действиями друг друга по обе стороны Берингова моря и устраивали провокации, чтобы оценить реакцию врага и его возможности. На Камчатке по местному времени наступила полночь и в эту ночь 1 сентября шла новая игра.

Советское командование имитировало подготовку к запуску и испытанию новой баллистической ракеты, изучая разведывательные ресурсы американцев. А командование США прильнуло к мониторам и поручням кораблей, ожидая рассвета.

RC-135 Cobra Ball на советских радарах был как Боинг - 747
RC-135 Cobra Ball на советских радарах был как Боинг - 747

Большая часть наблюдений за запуском русской ракеты была поручена разведывательному самолету RC-135 Cobra Ball, брату - близнецу гражданского Боинга-707. Как и летевший в небе Боинг - 747, RC-135 тоже имел 4 двигателя и оставлял в небе такой же инверсионный след.

Дивизия ПВО СССР следила за тем, как RC-135 Cobra Ball кружит у берегов Камчатки, сканируя полуостров в поисках советской ракеты. И в 0: 51 военные радары Советов засекли непознанную приближающуюся цель. Это был корейский "Боинг-747", не знавший о жужжащем в небе, осином гнезде.

ДАЛЬШЕ: глава 2 Неудачный перехват < (жми!)

"Выстрел в темноте". Опубликованные главы рассказа тут: 👇

Благодарен за подписку/лайк 👍 I Ссылка на продолжение выше