Понятие уныния. Мы переходим к изучению шестого вида страсти, а именно страсти уныния. Как всегда, в начале мы даём определение, что такое та или иная страсть, и уже дальше будем говорить о самой страсти. Итак, страсть уныния. Уныние есть страсть, проявляющаяся как чувство опустошенности и неудовлетворения, появляющиеся от внутреннего состояния души (в отличие от печали), то есть причины уныния находятся в человеке. Какие-то предыдущие неправильные действия человека, скажем, неправильная жизнь, приводят к унынию. Проявляется уныние в расслаблении сил души и нежелании трудиться ради спасения и вечности. Одним из признаков уныния может быть маловерие. Иногда бывает, что человек вполне верит по-настоящему в Бога, но тем не менее такое чувство всё равно бывает нападает. У такого человека опускаются руки. Он чувствует, что нужно молиться, но на это нет сил, всё человека отторгает, такая реакция отторжения рождается; это и есть уныние.
Формы проявления уныния. Первая форма проявления страсти уныния, о которой необходимо сказать, это безучастность к молитве, к богослужению. Дома на молитву надо стать, а я не могу стать, в храм надо пойти, а я не могу пойти. Потом на исповедь приходят и таки говорят: «Ой, мне что-то мешает». Здесь обычно приходится говорить, что мешает не что-то, а кто-то, то есть об этом человеку надо тоже подумать, и с этим надо бороться. Второе проявление страсти уныния это нерадение к послушанию, леность. Здесь можно привести много цитат святых отцов, где они напрямую из лености выводят страсть уныния. Как это появляется? Это можно объяснить на чисто бытовых примерах. Когда человек занят каким-то трудом, и у него появилось свободное время, что тогда человек делает с этим свободным временем? Для чего мы используем свободное время? Для отдыха. Так вот святые говорили иначе. Они говорили, что это время нам дано для перемены нашей деятельности, для молитвы, для чтения и тому подобное. На самом деле перемена вида деятельности это тоже отдых. Вот чем наши святые отличались и отличаются от нас грешных. Они никогда не сидели сложа руки и не отдыхали в нашем понимании этого слова. Человек облокотился на диван или на кресло и отдыхает; у святых такого не было. У них было три вида деятельности: рукоделие(например, плетение корзин), чтениеи молитвословие. Святой тратил 2 — 3 часа на сон, а всё остальное время у него уходило на три вида деятельности. Святой только и делал, что менял один вид деятельности с другим, и этого всего хватало, чтобы ему не надоедало и чтобы получать духовную пользу от этого. К чему мы подводим? К чему это говорится? Человек один раз вот так отдохнул, потом ему захотелось ещё отдохнуть, потом ещё, а потом, когда время молиться или трудиться, всё существо человека восстаёт. Таким образом, это чувство начинает захватывать человека, и уже потом из лености вырастает уныние. Почему? Дело в том, что если у человека в душе нет правильной существенной деятельности, то здесь происходит по обычной мирской пословице: «свято место пусто не бывает», и вот тогда в это пустое место души, не занятой деятельностью, приходит вот это состояние уныния, когда у человека появляются какие-то тяжкие мысли, помыслы, и даже теряется надежда на Бога. Наверное, каждый в какой-то мере это испытывал. Третья форма проявления страсти уныния это охлаждение к подвижнической жизни. У монаха это вплоть до ухода из монастыря, а у мирян вплоть до впадения в отчаяние и даже самоубийства. Вот к чему приводит страсть уныния, если с ней не бороться; даже такие случаи, хоть и не очень часто, но бывают. На самом деле уход из монастыря для монаха это практически и есть самоубийство. Сохранился такой древний чин: когда монах уходил из монастыря, братия брала всю оставшуюся одежду и хоронила её, как человека, тем самым выражая, что для них он умер. Четвёртая форма проявления уныния это ослабление ревности к вере. Чем больше уныние захватывает человека, тем больше его вера гаснет. Гаснет, становится меньше вот этот пламень веры. Преподобный Иоанн Лествичник о страсти уныния пишет: «уныние же для инока есть всепоражающая смерть» («Лествица», слово 13). Надо помнить, что если Иоанн Лествичник говорит об иноках, это он говорит о всех людях, то есть можно сказать, что это для человека вообще уныние есть всепоражающая смерть. Далее преподобный Иоанн пишет: «Из всех восьми предводителей злобы дух уныния есть тягчайший» («Лествица», слово 13). О чём здесь говорится? Здесь говорится о тягчайшем духе именно в том смысле, что никакая страсть не умеет так сильно давить на душу, как уныние, то есть именно уныние больше всего расслабляет и даже может полностью уничтожить душу.
Причины уныния. Первая причина уныния, как мы уже говорили, леность. Вторая причина указанной страсти тяжёлый физический труд. Если человек физически трудится, но мало получает отдачи от своего труда, то есть видит мало результатов, у него сам собой рождается вопрос: «А зачем всё это? Зачем я так тружусь, трачу свои силы, если результатов не вижу?» Таким образом, у человека просто опускаются руки. Третья причина уныния это неисповеданные грехи. Здесь не только святые отцы, но даже и многие классические русские писатели замечали и приводили очень интересные размышления об этой страсти. Так, например, Лев Толстой замечает, что развлечения, которыми человек пытается заменить уныние, никогда не могут заменить эту страсть, то есть можно сказать, что Лев Толстой пишет, что развлечения не могут избавить от уныния. В одном из его произведений была, например, такая фраза: «Несмотря на все удовольствия Парижа, на меня нападает невыразимая тоска». Как говорится, что есть, то есть. Это очень было распространено и хорошо описано и Пушкиным в «Евгении Онегине». Вот этот байроновский тип личности, такой мятежный революционер, который вроде и молодой, но уже всё повидавший, уже пресытившийся жизнью, потом, тот же самый Лермонтовский Печорин и так далее; это был целый тип человека. И что в результате? Насколько жизнь всех этих людей была на самом деле полностью оторванной от замысла Божия о человеке. Вроде бы Лермонтов называл героем нашего времени, а на самом деле, если подумать, это просто лишний человек, который ничего толкового, полезного даже для других людей не делал. Сюда же относится тот же самый Онегин. Этих людей описывали как некий идеал, к которому надо стремиться. Они зачастую даже смерти искали. К сожалению, сейчас вот эта пресыщенность богатством приводит к тому же самому, особенно в среде вот этого богатого сословия, нынешнего богатого сословия, олигархов и так далее. К сожалению, сейчас, по наблюдениям, в России очень много людей, даже среднего класса, тоже становятся такими пресыщенными жизнью людьми, которые уже просто действуют, только исходя из этого духа уныния; к сожалению, таких людей всё больше и больше. А бесам того и надо, им главное нейтрализовать человека. Люди забиваются в какие-то свои ниши, в такие норки. Один увлекается искательством, копательством, грубо говоря, другой увлекается футболом, третий — музыкой. Все забились по своим нишам. Человек в этом сидит, и остальное его не интересует. Его не интересует жизнь страны, жизнь Церкви, создание семьи. А бесам главное разделить людей и отдалить человека от той цели, которую в каждого человека вложил Бог.
Священное Писание о страсти уныния. Вот что Писание говорит о страсти уныния:«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Псалом 41:6). Как мешает уныние нашей религиозной жизни? В нашей религиозной жизни уныние мешает надлежащему исполнению христианского делания. Если сказать проще, то уныние мешает нам нормально молиться, стоять в церкви. Чем мешает? Мешает именно внутреннему сосредоточению человека, способствует блужданию и рассеянию помыслов. Есть слова об унынии ещё в одном псалме, только там об этом говорится более прикровенно. Это псалом 90. Где там говорится об унынии? «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы, летящия во дни, от вещи, во тьме приходящия, от сряща и беса полуденнаго» (Псалом 90:5 — 6). Вот как уныние зашифровано. Оказывается,«бес полуденный» это и есть уныние, дух уныния, который нападал на египетских подвижников. Он нападал именно к 12 часам, то есть к полудню. Они вставали рано утром, в 4 или 5 часов, молились и действительно уставали, и именно в полдень их начинало клонить в сон. Они не считали это просто физическим уставанием, а считали, что это действует специальный бес, который управляет именно этим состоянием, вот этим разленением, которое появляется. Вот в чём разница между нами и святыми. Мы считаем это естественным состоянием, а святые считали, что это бесовские штуки, бесовское воздействие на нас. Таким образом, и в 90-м псалме есть упоминание об унынии.
Средства борьбы со страстью уныния. Первое средство борьбы со страстью уныния это молитва, сопряжённая с надеждой на Бога, как об этом говорится в псалме 41: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Псалом 41:6). Второе средство борьбы с унынием это умеренный физический труд. Опять же, если человек мало трудится физически, на него уныние нападает от лени. Если же он физически трудится много, то уныние нападает от чрезмерного усердия. Какой отсюда вывод? Физический труд должен быть в меру. Здесь каждый сам должен решать, а ещё лучше решать это с духовником. Третье средство борьбы с унынием, которое мы рассмотрим, это терпение и смирение. Есть такая история из Патерика, где рассказывается, как ученик постоянно был в трудах, поэтому бесы не могли приблизиться к нему. У одного великого старца был ученик, который жил рядом с ним, но в особой келье. Однажды старец услышал бесов, вопиявших: «Горе нам от этих монахов! И к старцу приблизиться не можем, и к его ученику тоже, потому что он разоряет и строит. Никогда не видим его праздным». Услышав это, старец понял, что от него самого бесов гонит присущая ему благодать Божия, а об ученике недоумевал, что это значит, что он разоряет и строит. Вечером он пришёл к ученику и спросил: «Как живёшь?» Ученик отвечал: «Хорошо, отче». Старец стал выпытывать у него, не впадает ли он в уныние. Тогда ученик указал рукой на лежавшие около него камни и сказал: «Из этого камня я строю стены и снова разрушаю их. Поступая так, я не ощущаю уныния». Тут великий старец понял, что бесы потому не могли приблизиться к ученику, что никогда не видели его праздным, и стал поощрять ученика к продолжению труда. Есть и другая история, про авву Иоанна Колова, как он одному из своих учеников благословил поливать засохший пень. Три года он ходил и поливал его, и потом на этом месте проросло плодовое дерево. Потом авва Иоанн Колов взял плоды с этого дерева и раздал окружающим его старцам, которые жили в округе, и говорит: «попробуйте плоды послушания». Вроде бы совершенно бессмысленный труд, но по послушанию иногда даже он даёт плоды. Конечно, я к этому не призываю, мы должны всё таки жить по совету, именно по нашим меркам, то есть по более мирским. Просто мы должны знать, что даже сейчас в некоторых местах, особенно в монастырях, есть и такое. Просто люди, которые настолько могут с верой подойти к процессу послушания, что даже такие плоды от этого появляются. Ещё одна история рассказывает о святом авве Антонии Великом как он, живя в пустыне, однажды подвергся душевному смущению, унынию и особенно нашествию мрачных помыслов. Даже такой великий святой испытывал уныние и мрачные помыслы. Находясь в этом состоянии, он стал изливать свою печаль пред Богом: «Господи», - говорил он, - «хочу спастись, но помышления не допускают мне совершить это. Что мне делать со страстями? Как мне спастись?» Немного отойдя от того места, где находился, он увидел незнакомого человека, занятого работой. Этот человек, то вставал, оставляя рукоделие, и молился, то опять возвращался к рукоделию, он сшивал листья пальмы. Потом опять вставал и молился, потом после молитвы снова принимался за рукоделие. Поступавший таким образом был ангелом, посланным Богом ободрить Антония и возбудить его к мужеству. И услышал Антоний голос, исшедший от аввы: «Антоний, поступай так и спасёшься». Теперь несколько слов насчёт терпения. Авва Иеракс жил в Нитрийской пустыне. Однажды пришли к нему бесы в образе ангелов. Искушая его, они сказали: «Ещё 50 лет тебе жить. Как выдержишь такое продолжительное время в этой страшной пустыне?» Он отвечал им: «Огорчили вы меня, назначив жить немного. Я приготовился к терпению на 200 лет». На самом деле святые любили пошутить. Считалось, что здоровый юмор это признак здоровой души; именно добрый юмор. Поэтому они никогда не боялись таких шуток. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что уныние иногда тяжелее всего давит на человека, бывают такие состояния. В самых тяжёлых случаях лучшим средством борьбы с унынием является сон. Так, четвёртым средством противодействия страсти уныния является сон.