Добралась до классики советского фантастического кино - фильма "Через тернии к звездам". Порыдала. Конечно, под гениальную музыку Рыбникова можно читать инструкцию к сборе стеллажа и рыдать. Но здесь не тот случай. Хороший фильм.
Про экологическую тему в фильме, про пожирающий своих детей капитализм, про разное устройство общества уже писали неоднократно. поэтому я просто расскажу о своих впечатлениях.
Сюжет крутится вокруг клонированной инопланетянки Нийи. Структурно кино делится на две части - адаптация Нийи на Земле и ее знакомство с родной планетой Дессой.
С удивлением увидела в отзывах, что первую часть многие считают занудной. Мне она понравилась даже больше "экшеновой" второй. Прекрасная Земля. Чудесный дом - одновременно футуристичный и по-дачному уютный. Красивые, умные, увлеченные своим делом люди. И сама Нийя - такая пронзительно-трогательная.
Правда, и на Земле не все стопроцентно благополучно. Дама-коллега профессора, приютившего Нийю, бросает досадливое "Можно было уже простить то, что случилось 20 лет назад!" Это про маму профессора. Что она не может простить, я так и не поняла, но была заинтригована. Возможно, эта коллега - Надежда - бывшая жена профессора. Если вы знаете, расскажите, пожалуйста.
Но когда земляне прибывают на Дессу, становится очевидно, что иметь возможность размышлять о небольших межличностных конфликтах - это счастье. Потому что дессийцы (дессианцы? дессиане?) буквально умирают, убивая и свою планету. "Думали, на наш век ресурсов хватит! А вот не хватило!!!" - жуткое предупреждение.
Один из любимейших моментов - когда ироничный и спокойный ученый из команды прыгает под голубым небом и кричит "У меня хорошая работа!" А что произошло, что он впал в такую экзальтацию? А ничего) сделал человек доброе дело для другой планеты и рад этому. Сразу вспоминается, что персонажи называют себя "ангелами космоса" и "скорой помощью для планет".
В фильме есть любовная линия. И показана она красиво. Мне нравится, как иногда взаимодействуют персонажи, эта их осторожная нежность друг к другу.
Но все-таки мне чего-то не хватило в этой сюжетной линии. Возможно, потому, что герой бОльшую часть времени ворчал на героиню, относился к ней с недоверием или насмешкой, и только изредка в нем прорезалась эта симпатия. Получилось как-то непоследовательно, что ли.
Но меня растрогала другая история. Она тоже показана штрихами, но более убедительно.
Та самая Надежда-биолог относится к Нийе изначально с антропоцентристским высокомерием. Подвергает ее отнюдь не щадящим осмотрам и, обнаружив в мозгу девушки "центр послушания", не гнушается его использовать. И вот эта героиня постепенно проходит путь от "Надо еще доказать, что это существо -человек" до материнского участия и нежности.
Нийя тоже проходит путь. От "Мама? А зачем?" ( в начале при виде оленихи с детенышем) и "Я к ней не поеду! (из-за Надеждиных опытов над ней) до осознания - не умом, сердцем - что "сухарь" Надежда стала для нее, может быть, самым близким человеком. И именно Надежда, впервые использовавшая этот мозговой рычаг манипуляций, в итоге дает Нийе силы освободиться от него и приводит ее к окончательной человечности в лучшем смысле. Хоть и страшным путем.
P.S. Ну и использовать котика - это уж вовсе запрещенный прием. Чтобы зрители точно заплакали) я поплакала)