Найти тему

Как заниматься самоанализом по-библейски?

Самоанализ – анализ человеком собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков. Но в этом определении кое-чего не хватает и подобный анализ может повести человека не по той дорожке. Это скорее будет похоже на «самокопание», которое несомненно поможет вам увидеть многие несовершенства в себе, сделанные ошибки, покажет вашу неисправимую греховную природу. Всё это приведёт к осознанию своей никчемности и безнадёжности. В один прекрасный момент вы поймёте, что выкопали такую глубокую яму, что обратно без посторонней помощи уже не вылезти.

Как заниматься самоанализом по-библейски?
Как заниматься самоанализом по-библейски?

Я хочу поговорить о другом самоанализе — анализе своего сердца через библейские очки. Апостол Павел не раз настаивал на проверке людьми самих себя: «испытывайте себя...», «вникай в себя...». Так он говорил? Если мы будем брать только эти части его слов, то займёмся как раз «самокопанием». Нет, Павел каждый раз добавлял одну очень важную деталь:

"Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте" (2Кор 13:5).

Обратите внимание, он призывает не просто заглянуть внутрь себя и бесцельно пошарить по полочкам своего сердца, но проверить есть ли там что-то конкретное. Есть ли там спасительная вера, которая зиждется на обетовании? А если всё же удастся её обнаружить, то перейти на следующий этап анализа и определить на какой именно она полочке и много ли мусора поверх неё уже накопилось. Следующее его повеление данное Тимофею и нам вникать в себя и в учение (1Тим 4:16). То есть анализ собственных мыслей, суждений, поступков неотделим от анализа учения или, другими словами, от погружения в Писание.

"Большинство людей, по их собственному мнению, являются хорошими христианами. Но мы знаем, что закон не позволяет никому быть свидетелем по собственному делу, потому что привязанности хитрее сознания, а себялюбие обманывает истину в пользу собственных интересов". (Мытью Мид, "Обнаружен почти христианин")

Поэтому, рассматривая дело самого себя, мы должны обязательно призвать на помощь стороннего свидетеля — Господа Бога нашего, который покажет, куда копать и потом подаст руку, чтобы вытащить из ямы.

Итак, мы будем говорить о самоанализе, к которому призывает Павел — анализе своего сердца через Писание, через библейские очки.

Причины, по которым стоит проводить самоанализ

Обманчивая природа человеческого сердца

Самая главная причина, по которой стоит проводить ревизию в самом себе — это потому, что к этому нас призывает Писание, а значит Сам Господь. А у него есть для этого достаточно веские основания. Во-первых, обманчивая и крайне испорченная природа человеческого сердца (Иер 17:9).

Люди склонны к идолопоклонству

Во-вторых, мы склонны к идолопоклонству — замене Истинного Бога чем-либо и не замечают порой, что уже не Богу служат, а собственным божкам. Когда Господь вывел Израиль из Египта, весь народ пообещал исполнить всё, что сказал Господь (Исх 19:18). Но буквально через несколько дней сделали то, что Бог запретил - тельца и стали ему поклоняться (Втор 9:16). Это очень яркий пример внешнего идолопоклонства. Конечно, мы не носим еду богам, как индусы и не бьемся лбом об пол. Спасибо Господи, что мы не такие, как прочие люди, грабители, идолопоклонники и грешники. Да? Ведь именно так молился фарисей, стоя в храме рядом с мытарем. Обратите внимание: фарисей (не рядовой прихожанин), находясь в храме Господнем, ещё и в молитве, обращённой к Богу! А дальше сказано, что он постится два раза в неделю и десятину отдаёт (Лук 18:10-12). Ведь всё делал правильно, как настоящий христианин! Того идола, который засел внутри фарисея, сложно увидеть невооруженным глазом. И без глубокого анализа своего сердца просто невозможно.

Бог хочет, чтобы все спаслись и познали истину

И, в-третьих, наш Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим 2:4). Самоанализ, в библейском смысле, идеально подходит для этого. Только через исследование себя и Закона, человек может придти к осознанию своей греховности и нужде во Христе (Рим 3:20-21).

Самоанализ — инструмент, данный Богом

С какой целью нужно проводить самоанализ?

Вообще самоанализ — это инструмент, данный нам Богом, но его нужно правильно использовать и для тех целей, которые Господь определил. Наставляя Тимофея, Павел обозначил эти цели: спасешь себя и тех, кто тебя окружает, кто слушает или тех, на кого ты оказываешь влияние (1 Тим 4:16 б). Ведь человек может:

  • иметь духовные дары
  • обладать обширными и глубочайшими познаниями Писания;
  • исповедовать Христа;
  • бороться со грехом;
  • ненавидеть грех в себе и других;
  • быть членом церкви;
  • сильно изменится под влиянием Слова;
  • достигнуть многого в молитве;
  • пострадать за Христа;
  • призван Богом и принять призыв;
  • иметь Духа Божьего;
  • верить в Бога;
  • проявлять послушание заповедям Божьим;

Но при всем этом не быть христианином вовсе, а значит не иметь спасения. Или же человек может быть дитём Божьим, но по остаточной греховной природе в каких-то сферах своей жизни продолжать находиться в рабстве своей похоти (сильного желания сердца). И в том, и в другом случае самоанализ поможет увидеть себя и приблизиться к Богу.

Пример: кто такой христианин?

Существует много людей, которые называют себя христианами и не знают, кто такие христиане. Или же знают, но не понимают, что значит быть христианином. Христианин — это ученик Иисуса Христа, тот, кто верит в Христа, исповедует Его и следует за Ним.

Посмотрим на каждую из этих характеристик через Писание. Христианин — это тот, кто исповедует Христа. Что значит исповедовать? Соглашаться с существованием Бога, открыто признавать это перед людьми, прославлять Его, воздавать хвалу Ему. В книге пророка Исайи Бог обращается к Своему народу с таким упрёком:

«Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа и исповедающие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде» (Ис 48:1).

Речь идёт о Божьем народе, Израиле, которого Бог Сам избрал и сделал Своим уделом, Своими наследниками. Но при этом Господь говорит: «вы даёте обещания Моим именем, исповедуете Меня перед людьми, вспоминаете обо Мне, но всё это вы делаете нечестно и неискренно». Этими словами Бог даёт понять, что не всякое исповедание является истинным и будет Им принято.

Ещё одно опровержение этому утверждению даёт Матфей в своём Евангелии:

«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф 7:21-23).

Между первым и вторым обращением Господа к Своему народу прошло несколько тысяч лет, а своей сути они не поменяли. В обоих случаях Бог обращает внимание на нехватку чего-то очень важного. Без чего все слова и поступки не будут иметь значения в Божьих глазах. Апостол Павел в своём послании Римлянам дополняет и раскрывает более полно смысл сказанного Господом:

«Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим 10:19).

Устами исповедовать и сердцем веровать — вот, тот элемент, которого не хватает для того, чтобы исповедание было искренним. Это тот элемент, который мы должны искать, подвергая анализу своё сердце. Действительно ли мой Спаситель — Господь Иисус или я ещё на что-то надеюсь (на свою праведность, на свои заслуги, на людей и т. д.)?

Действительно ли мой Спаситель — Господь Иисус или я ещё на что-то надеюсь?
Действительно ли мой Спаситель — Господь Иисус или я ещё на что-то надеюсь?

Следующая предлагаемая характеристика: христианин — это тот, кто следует за Христом. Следование дословно означает идти непосредственно за кем-либо, буквально «следовать по пятам». Если вспомнить последние годы жизни Христа, когда Он проповедовал и исцелял, за ним постоянно следовала толпа людей. Эта толпа состояла из тех, кто постоянно присутствовал на служениях, проводимых Христом, кто получал всякие блага от Христа, кто поклонялся Богу и стелил свои одежды Ему под ноги. Кто-то ходил за Ним, чтобы получить исцеление или за исполнением других своих желаний. Как, например, мать сыновей Зеведеевых просила Иисуса (Мат 20:21). А кто-то был с Ним до тех пор пока Господь говорил приятные для них слова. Но как только они начинали слышать не то, что им хотелось, покидали Его (Ин 6:66). И наконец достаточно вспомнить, что та толпа, которая повсюду следовала за Христом и кричала Ему «Осанна!», позже выкрикивала «Распни!». Мы должны задаваться вопросом: «Господи, а есть ли что-то для меня такого ценного, что может перевесить и обернуть меня против Тебя? Есть ли такое сокровище, которое в какой-то момент не позволит мне пойти за Тобой, как имение богатому юноше?».

Вы можете сказать: "Но это о тех, кто непосредственно ходил со Христом". Если так, то для есть и другое значение «следования». Следовать ещё означает руководиться чем-либо, сообразовываться с чем-либо в своих действиях (следовать моде, следовать своей прихоти, следовать велению сердца). А также руководиться в каких-нибудь действиях чьими-то наставлениями, примером, чьей-либо системой (следовать учению). Обратите внимание на слова Бога, с которыми Он обращается к пророку Исайе:

«Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу» (Ис 58:2).

Он говорит о людях, которые хотят знать Его, следуют Его законам, спрашивают Господа, как им поступить. По всем признакам Израиль следует за Богом, следует Его слову. Только вот одним стихом выше Господь призывает пророка во весь голос кричать народу об их беззакониях и грехах (Ис 58:1). То есть, я могу хотеть Божьего, но ради себя и своих целей: ради своей славы, авторитета, уважения, ради того, чтобы быть особенным и отлиачаться от других. Таких «ради» очень много, у каждого что-то свое. Но чтобы обнаружить, нужно заниматься самоанализом через очки Писания.

Обман ходит рядом с истиной, лицемерие рядом с искренностью, поэтому Писание говорит: «Да испытывает себя человек» и «занимайся сим постоянно». Это тоже самое, что делать уборку в доме или квартире. Одного раза за всё время проживания явно будет не достаточно. Через неделю, а у кого-то уже на следующий день квартира снова будет в том состоянии, в котором была до генеральной уборки. Точно так же наше сердце нуждается в регулярной проверке и вычищении из всех уголков пыли и грязи, чтобы случайно весь наш хлам в лице различных идолов не вытеснил из него Бога.