Кредитор пытался заставить жену должника вернуть деньги. Требования поддержали три инстанции, но не Верховный суд.
Экономическая коллегия объяснила, что это недопустимо, поскольку супруга уже освобождена от обязательств. Юристы нашей компании признали позицию Верховного суда справедливой. Однако такой подход имеет свои риски: возрастает вероятность злоупотреблений со стороны нечестных должников. Теперь кредиторам необходимо анализировать не только финансовое положение самого должника, но и его супруга, чтобы вовремя потребовать сделать долг общим.
Проигрыш кредитора
Осенью 2022 года Марат Валеев обратился в суд с заявлением о банкротстве. Кредитор — коллекторская организация «НБК» — решил привлечь к делу Наилю, жену Марата. Компания потребовала признать долг по кредитному договору общим обязательством супругов (дело № А65-24356/2022).
Важная деталь: Наиля — банкрот, освобожденный от исполнения обязательств, в том числе тех, которые не заявляли в ее процессе.
Первая инстанция удовлетворила заявление «НБК». Решение устояло в апелляции и кассации. Суды посчитали: заемные обязательства возникли в браке, кредит давали на потребительские цели, семейный бюджет был общим, цели и интересы супругов не расходились. Даже если Валееву освободили от долгов, это не означает, что обязательства в деле Марата не могут стать общими.
Семья не согласилась с таким подходом и обратилась в Верховный суд. Экономколлегия обратила внимание: нижестоящие инстанции учли не всё. Согласно п. 3 ст. 213.28 закона «О банкротстве», после всех предусмотренных процедур человека освобождают от долгов. Исключение — непрекращающиеся обязательства, о которых кредиторы не знали и не должны были знать на момент завершения реализации имущества. Спорный долг к таким не относится. Даже если раньше это обязательство и было общим, оно перестало быть таким после того, как Валееву освободили от долгов, и стало личным для Марата.
ВС посчитал, что суды существенно нарушили нормы права, отменил их решения и отказал «НБК» в удовлетворении требований.
Подобные споры распространены, поскольку кредиторы обычно хотят максимально расширить круг должников, чтобы вернуть деньги. В таких разбирательствах важно установить, что деньги занимали на совместные цели. Решение Верховного суда в деле Валеевых справедливо, поскольку позволяет признать общее обязательство личным, когда один из супругов уже банкрот.