Найти тему
Журнал "ИСУП"

«Ключевой Компонент» – новый период в истории известного производителя электротехники

С 1 ноября 2023 года вся продукция известного российского производителя электротехники АО «Хакель» реализуется на российском рынке под новым брендом «Ключевой Компонент» – К2. Что означает для крупной и известной компании долгосрочный ребрендинг? Чем он вызван? Что меняет в ее деятельности, подходе к производству? На эти непростые темы с нами рассуждает генеральный директор АО «Хакель» Виктор Вдов.

*В. П. Вдов, генеральный директор АО «Хакель»

ИСУП: Виктор Петрович! Ваша компания прошла ребрендинг. С чем бы­ло связано такое решение?

В. П. Вдов: Решение о ребрендинге бы­ло логичным. Еще в 2016 го­ду АО «Хакель» стал стопроцентно российской компанией. Новое название – это новое позиционирование, новое видение направлений развития.

Бренд HAKEL был сфокусирован в большей степени на УЗИП, продукции для защиты объектов от прямых ударов молний, заземляющих устройствах. В «Ключевом Компоненте» появляются новые продуктовые линейки. На российском рынке с определенного момента возник дефицит электротехники, поэтому с учетом нашего потенциала мы можем охватывать не только сегмент грозозащиты, но и другие направления. В частности, это рынки с вертикальной интеграцией и локализацией, начиная от полупроводниковой керамики, варисторов и других компонентов до готовых изделий, таких как ре­ле, источники питания и пр. То есть мы подходим к вопросу решения задач комплексно.

Сейчас все наши си­лы направлены как на выпуск существующей стандартной продукции под новым брендом, так и на новые разработки. После то­го как мы наработаем этот продуктовый ассортимент, он будет уже работать сам за се­бя, на новый бренд – «Ключевой Компонент».

ИСУП: Значит, ребрендинг подразумевает изменения в работе компании. Это только развитие новых направлений или, может быть, что-то еще?

В. П. Вдов: Как я уже сказал, мы планомерно работаем над расширением ассортимента продукции. Но кроме то­го, одна из главных задач ближайших лет – это максимальная локализация производства на территории России. В АО «Хакель» появляются не только новые направления, такие как промышленная автоматика или производство оксидно-цинковых варисторов. Под новым брендом «Ключевой Компонент» мы модернизируем на­шу базовую продукцию – УЗИП. Предлагаем рынку новые решения, более современные, более конструктивно логичные.

Также не можем не учитывать в своей работе такой аспект, как технологический суверенитет. В связи с этим осуществляем плавный переход производства на отечественные комплектующие и материалы, на элементную ба­зу из дружественных государств. Перед на­ми стоит амбициозная задача по основным видам продукции: там, где это возможно, довести степень локализации до максимальной величины – 100 %. То есть мы становимся не только производителями готовых решений, но и готовы предложить российскому рынку комплектующие.

ИСУП: Означает ли технологический суверенитет независимость от компании-«прародителя»? Продолжается ли какая-то совместная работа с фирмой HAKEL?

В. П. Вдов: Компания была учреждена в 2002 го­ду в Санкт-Петербурге как совместное российско-чешское предприятие, представительство чешской компании HAKEL. И мы с благодарностью вспоминаем ны­не покойного собственника компании HAKEL – Ярослава Гудеца. Благодаря его доверию и поддержке на­ша компания АО «Хакель» (рис. 1) не только встала на но­ги, но и стала ключевым игроком на российском рынке и уже более 20 лет успешно работает на благо нашей экономики.

-2

Рис. 1. АО «Хакель»

Толчок нашему самостоятельному развитию да­ли высокие требования к продукции, предъявляемые российским рынком и компаниями – лидерами различных, в первую очередь системообразующих отраслей экономики, соответствовать которым иностранные производители в полной ме­ре не могли. Кроме то­го, свою роль сыграли климатические особенности России, обусловленные ее географическим положением, протяженностью и большим разнообразием рельефов и грунтов. Сегодня основными потребителями нашей продукции являются такие компании, как ПАО «Газпром», ПАО «Транснефть», ОАО «РЖД», ГК по атомной энергии «Росатом» и многие другие.

Что же касается совместной работы, мы давно разошлись с HAKEL по продуктовому ассортименту. А с 2022 го­да в связи с введенными санкциями, наложенными на Россию Европейским союзом, на­ши чешские партнеры максимально сократили взаимодействие.

ИСУП: Но вы будете продолжать техническую поддержку продукции HAKEL, находящейся в эксплуатации?

В. П. Вдов: Конечно. При этом мы поддерживаем гарантированно высокий уровень технической поддержки изделий, произведенных под ТМ HAKEL, но в большинстве своем это уже давно устройства российского производства.

ИСУП: Над чем работаете для достижения импортозамещения и импортонезависимости? И с какими сложностями сталкиваетесь на этом пути?

В. П. Вдов: Еще с 2016 го­да мы планомерно включились в программу импортозамещения, или, как теперь более точно принято говорить, технологической независимости. Для этого мы развиваем три направления: первое – это производство собственных корпусов, второе – контактные группы и третье – нелинейные элементы.

Для корпусов мы разработали новые пресс-формы, сейчас уже выводим на рынок новые ви­ды продукции в собственных корпусах. На­ша цель однозначна: все корпуса, необходимые для производства нашей продукции, должны производиться в России.

Для изготовления контактной группы мы инвестируем в оборудование: закуплена линия штамповки, совсем скоро она будет введена в эксплуатацию. Планируемая доля локализации металлических деталей – до 98 %.

Для реализации третьего направления, производства оксидно-цинковых варисторов полного цикла, мы собираемся расширять производство. Запустить автоматическую линию сборки варисторов для общепромышленного применения планируем в первой половине 2025 го­да. Расчетный объем выпуска – 3 млн изделий в год. Производство варисторов запущено прежде всего для удовлетворения собственных нужд, а также для производственных предприятий РФ.

Соответственно по ме­ре выполнения этих задач мы проводим процесс аккредитации, в том числе в Государственной информационной системе промышленности. По нескольким группам устройств процент локализации уже доведен до 80 %.

ИСУП: Покажите, пожалуйста, на примере одного из ваших изделий, как происходит импортозамещение. Пусть это будут УЗИП – устройства защиты от импульсных перенапряжений. Что изменилось в их комплектации за последнее время?

В. П. Вдов: Для примера возьмем силовой УЗИП К2Р СВ30-230 3+1С (рис. 2). Он более чем на 90 % российского происхождения. Более то­го, корпус, нелинейный элемент (варистор), контактная группа (контакты + внутренняя механика) произведены и брендированы К2 на нашем заводе. Я только что говорил о производственных линиях, на которых мы их изготавливаем. А вот микроэлементы и крепеж са­ми по­ка не производим. Сейчас находимся в активном поиске российских производителей этих элементов.

-3

Рис. 2. Силовой УЗИП К2Р СВ30-230 3+1С

ИСУП: Планирует ли компания расширять производство?

В. П. Вдов: С 2020 года производственный комплекс АО «Хакель» общей площадью 11 000 м2 размещен в Ленинградской области. Сегодня на предприятии работают 190 человек.

Главная задача для нас – производство продукции, отвечающей высоким требованиям импортозамещения и достижения технологического суверенитета страны, на собственной производственной ба­зе. Это требует применения преимущественно отечественных материалов и комплектующих.

С учетом то­го, что объем производимой на­ми продукции еще в 2022 го­ду превысил плановые показатели в 1,5 ра­за, встал вопрос о расширении производственных площадей. Бы­ло принято решение о строительстве второй очереди производственного комплекса общей площадью более 4000 м2. Рассчитываем к концу 2024 го­да ввести его в эксплуатацию, что позволит нам увеличить объем выпускаемой продукции в 2 ра­за и запустить серийное производство оксидно-цинковых варисторов, в первую очередь для собственных нужд.

ИСУП: Расширение производства связано с увеличением спроса. Спрос увеличивается за счет традиционных для вас заказчиков или вы захватываете новые сегменты рынка?

В. П. Вдов: Изначально наш продуктовый ассортимент был ориентирован на самый широкий круг потребителей и рынки. Сегодня в нем более 20 продуктовых групп, в общем количестве это 1200–1300 наименований продукции, что позволяет нам в полной ме­ре удовлетворять потребности рынка.

Сейчас оборудование АО «Хакель» можно встретить везде: на линейной части магистральных газопроводов и нефтепроводов, в инфраструктуре РЖД, на атомных станциях, на объектах транспортной инфраструктуры, в гражданской промышленности. Схемотехнические решения, которые мы
разрабатываем, предназначены практически для всех отраслей нашей экономики.

Также отмечу, что мы постоянно отслеживаем веяния и тенденции развития рынков электротехники и информационных технологий.

Продуктовая линейка и компетенции АО «Хакель» расширяются, появляются новые возможности, и мы начинаем активную работу на новых для себя рынках – тех, где видим перспективы. Для этого у нас имеется все необходимое: развитая инфраструктура, высококвалифицированный персонал, современное оборудование и, самое главное, здоровые амбиции.

Кроме того, могу добавить, что сам рынок сейчас переформатируется, появилось много заказчиков, которые выбирают оборудование исключительно по ценовому критерию. Например, у кого-то в требованиях прописано использование УЗИП информационных систем, но не указана схемотехническая детализация: с трехкаскадной схемой (разрядник-варистор-супрессор) или однокаскадной (только на разряднике). Мы с пониманием относимся к запросам таких заказчиков и для удовлетворения их потребностей разработали более экономичные продуктовые решения.

ИСУП: Вы сказали, что отныне компания позиционирует се­бя не только как производителя УЗИП и систем молниезащиты, но ши­ре – как производителя электротехнического оборудования. Какое еще электротехническое оборудование компания планирует выпускать?

В. П. Вдов: От предприятия, которое занималось преимущественно тематикой защиты от импульсных перенапряжений, молниезащиты и заземления, мы трансформируемся в полноценную электротехническую компанию. Активно развиваем продуктовый потенциал по таким направлениям, как полупроводниковая керамика, варисторы и другие компоненты, а также устройства промышленной автоматики: ре­ле, источники питания и пр.

Мы видим для себя возможность производить электротехническую продукцию не только для собственных нужд, но со временем и для реализации на российском рынке. Это унифицированные алюминиевые и пластиковые корпуса, оксидно-цинковые варисторы, продукция по направлению «Молниезащита и заземление». То есть мы подходим к решению задач комплексно.

Все это подразумевает расширение производства, повышение эффективности, улучшение качества продукции и удовлетворение потребностей современного рынка, появление новых рабочих мест, постоянное развитие компетенций.

Статья опубликована в журнале «ИСУП»

Статья на сайте журнала >>