Недавно я писала о том, стоит ли водить ребёнка летом в садик. И комментарии под теми статьями можно разделить на несколько групп.
1. Работники детских садов
Все единогласно пишут, что летом в садике ужасно и, если можно ребёнка не водить, не водите!
2. Святые женщины
Они в шоке, что кто-то может уставать от собственных детей и не хотеть проводить с ними 24/7 3 месяца подряд.
3. Родители, чьим детям в саду хорошо
Их детям действительно нравится в саду, они с удовольствием туда идут, в связи с чем непонятно, почему бы этих детей в сад не водить.
4. Лучше плохой сад, чем дома с гаджетами
Последняя группа комментариев поставила меня в тупик. Часть людей возмутились, почему кто-то не хочет вести ребёнка летом в садик, неужели детям лучше дома маяться от безделья и сутками сидеть в гаджетах. Уж лучше пусть будут в саду, чем в планшете или смартфоне.
Итак, думаю из того, как написаны такие комментарии, ясно, что сидение в гаджетах этими людьми оценивается негативно, как нечто плохое. Потому что, если бы они считали это чем-то полезным, комментарии были бы написаны иначе.
Напомню, речь идёт о детях садиковского возраста, т.е 2-6 лет.
Может кто-нибудь объяснить, каким образом выходит, что дети 2-6 лет часами/сутками делают что-то, что их родители считают вредным и плохим? Вот физически это как возможно?
Если бы мы говорили о подростках, конечно, такой вопрос не возник бы. Но в 2-6 лет как ребёнок может получить бесконтрольный и неограниченный доступ к технике, если родители против?
Откуда вообще у ребёнка гаджет - начнём с этого? Он его что, купил? Если родители сами дали планшет/смартфон, то чего потом возмущаться?
Но допустим, родители ничего не давали. Семьи бывают разные, я могу представить ситуацию, что кто-то из родственников подарил ребёнку гаджет, не обсудив этот момент с родителями, и подарил прямо лично в руки со словами "Это теперь твоё! Играй!"
Если родители видят, что ребёнок чересчур увлекается играми или мультиками в Интернете, смотрит в экран слишком долго, они могут предпринять какие-то действия.
Поставить родительский контроль или ограничение экранного времени. Прошёл разрешённый час - гаджет выключился. Всё, следующее включение будет завтра.
Ребёнок обходит и отключает родительский контроль - это, на самом деле, прекрасно. Значит, мозг у него работает - он молодец! Радуемся и устанавливаем следующий родконтроль) и так по кругу.
Более радикальный вариант - забираем гаджет. Можно попробовать по-хорошему объяснить ребёнку причины своего поступка, если он в состоянии вести такие разговоры:
- У тебя появляется зависимость от телефона, ты не можешь себя контролировать
- Это влияет на твою психику, ты начинаешь вести себя так-то так-то
- Это вредно для глаз, ты посадишь зрение
- Перечисление любых других негативных моментов, вызванных гаджетом у конкретного ребёнка + собственные переживания.
Либо, если по-хорошему не получается, в приказном порядке забрать гаджет себе, выдавать в строго оговорённое время или не выдавать вообще, пока не подрастёт. Совсем в крайнем случае забрать девайс, пока ребёнок в саду или ещё где-то. Но я бы так сделала, только если по-другому никак не получается, потому что мне это видится красной дорожкой к повышенной тревожности у ребёнка (пока тебя нет, мать взяла, почти украла, твою вещь.... Если она так один раз сделала, может сделать и второй, и третий...)
Но вообще все мы понимаем, что родительский контроль, блокировки и пр. - это борьба несколько не в ту сторону. Человек любого возраста, не только ребёнок, начинает жить в гаджете, если реальная жизнь не очень.
Т.е для того чтобы ребёнок не приклеивался к экрану, у него должно быть что-то вне экрана. Игры, разговоры, занятия, прогулки, поездки.
Если ещё не сформировалась совершенно дикая, запущенная зависимость, когда вне гаджета вообще ничто не радует и не интересует, то, в первую очередь, нужно возвращать ребёнку интерес к реальной жизни, а, во вторую, ограничивать мультики и игры.
И здесь возникает ещё один вопрос (возвращаемся к комментариям). Неоднократно люди писали, что без гаджетов ребёнок дома мается от скуки. И вопрос: а как так вышло? Речь о 2-6-летках. Им ещё всё интересно. Неужели у малыша дома нет вообще ничего, никаких игрушек, никаких средств для творчества, никаких развивающих пособий - вот просто голые стены?
Я могу понять такую ситуацию в объективно тяжёлые, голодные годы, когда страна стоит на грани выживания. Но сейчас, при всей сложности текущей ситуации, всё же не такое время. И уж какой-нибудь дешёвенький альбом с цветными карандашами да китайскую подделку лего ребёнку можно обеспечить, даже если совсем с деньгами туго. На электричестве от зарядки гаджета сэкономить и альбом купить.
Чаще слышны жалобы на то, что у ребёнка море игрушек, но он с ними не играет - ему скучно. По своему опыту могу сказать, что такой период у сына был примерно с 3 до 4 лет. Видимо, это был переход в ведущей деятельности, когда из предметной деятельности уже вырос, а до ролевой игры не дорос.
И получалось так, что с кем-то (взрослые или дети, неважно) сын играть мог и делал это с удовольствием, но, оставшись с игрушками один на один, разыграть какой-то сюжет он был не в состоянии. Ну, ничего. Садился собирать паззлы или конструкторы, или рисовал, или книжки листал.
Иногда просто ложился и лежал, ожидая, пока я приду. Признаюсь, меня от этой картины буквально трясло: ребёнок, который вот только что при мне веселился, как только я ушла в другую комнату, ложится в кровать и лежит, смотрит в потолок.
Откуда я знаю - смотрела по камере видеонаблюдения.
Внутри у меня всё негодовало в такие моменты. "Ну что ты лежишь и ничего, НИЧЕГО не делаешь???????!!!! Да у тебя игрушек - целый стеллаж и на балконе ещё. Ну займись ты хоть чем-то!!!!! Аааааааааа" - это даже не крутилось, а прямо пульсировало в голове. Мне было настолько обидно смотреть на лежащего скучающего Саню, что я выключала приложение на телефоне, куда приходит изображение с камеры в его комнате.
Успокаивали меня 2 вещи.
1) Сто раз прочитанная в разных источниках информация о том, что скука важна для формирования и развития ребёнка. Ребёнок должен иногда скучать, чтобы его мозг начинал работать и генерировать идеи. Если ребёнка постоянно развлекать, он не сможет занимать себя самостоятельно, а в будущем - выдерживать одиночество. А человек должен уметь какое-то время проводить наедине с самим собой.
2) Муж, который искренне не понимал, почему я так возмущаюсь и что я вообще пристала к ребёнку, что, человек не может просто прилечь отдохнуть? Захотелось полежать - пусть полежит. И если он ничего не делает, это не значит, что у него ничего не происходит. Он может о чём-то думать, что-то придумывать, сам с собой разговаривать, вспоминать или сочинять стишки, петь песенки. В общем там может быть очень даже много внутренней активности. Поэтому - да, он лежит, но нет, он не ничего не делает.
Ну, справедливости ради, довольно часто это было правдой. Саша действительно лежал не молча. Или молча, но придумывая что-то, а потом делился этими выдумками.
Около 4 лет эти лежания исчезли из Сашиной жизни. Без меня он либо играет, либо рисует, либо делает задания. И я сильно сомневаюсь, что если бы я во время его скуки и глядения в потолок включала бы ему мультики или давала в руки смартфон, сейчас он бы мог самостоятельно находить себе занятия...
Резюме. Пока ребёнок маленький, его жизнь полностью определяется родителями. Не хотите зависимости от гаджетов - не давайте гаджеты. Пусть ребёнок познакомится с ними как можно позже, где-нибудь ближе к школе. И строго ограниченно, под вашим контролем. А вне гаджета - игры, прогулки, общение.