Больше 180 убитых, не менее 350 раненных, 100 человек на скамье подсудимых, связи с мафией и горы кокаина – примерно так можно описать, пожалуй, крупнейшее криминальное противостояние в истории страны хоккеистов и кленового сиропа, названное «Вторая Канадская байкерская война», о которой я упоминал в одной из прошлых статей. Давайте же по новой окунёмся в криминальный мир Канады и узнаем, что могло стать причиной такого масштабного конфликта.
Как всегда – немного предыстории, дабы Вы понимали контекст. Совсем нетрудно догадаться по названию, что если была «Вторая» война, то должна была быть и «Первая». И вот в чём была её суть – в начале 1970-х годов на территории Канады стали образовываться локальные банды мотоциклистов, которые потихоньку начинали заниматься всяким мелким криминалом. Как правило, речь шла о рэкете и выбивании долгов. И кому же это могло быть выгодно? Естественно, мафии.
Криминальная семья Риццуто была основана в 1970-м году итальянским иммигрантом по имени Николо Риццуто. Клан начал быстро разрастаться, уже к середине 70-х подмяв под себя территории провинций Квебек и Онтарио, что было очень стратегически важным ходом, ведь они граничат с США и в них расположены крупнейшие морские порты. Далее стандартная схема, которой всегда пользуются итальяшки: где есть граница или порт – есть контрабанда, где есть контрабанда – есть деньги, а где есть деньги – есть власть имущие, готовые за них продаться.
Но вот беда – в какой-то момент Риццуто перестало хватать человеческого ресурса, дабы расширять зоны влияния и выполнять грязную работу, а потому было решено просто делиться частью прибыли с байкерами, а они в свою очередь присягали мафии на верность. Порой, в криминальном мире прибыльнее заключать союзы, чем потом каждую неделю находить близких родственников, расфасованных по нескольким мусорным пакетам, как это происходит у их мексиканских коллег по цеху.
Итак, первым клубом, получившим покровительство мафиози, в 1974-м году стала банда под названием «Выбор Сатаны», которой достался поистине жирный кусок пирога в виде возможности организации розничной продажи наркотиков на территории двух вышеупомянутых провинций, пока Риццуто занимались импортом запрещённых веществ в страну. Естественно, об этом вскоре пронюхали их Американские соседи из влиятельной байкерской банды «Отверженные» - одной из трёх крупнейших в США.
Они под шумок наладили контакты с членами «Выбора Сатаны», поняли, как устроен Канадский рынок продажи наркотиков и стали выжидать нужного момента. И он появился довольно быстро, ибо в 1977 году Берни Гиндон – бессменный лидер и отец-основатель «Выбора Сатаны» внезапно попал в поле зрения местной полиции, доселе ничего не замечавшей за стопками зелёных бумажек, услужливо привозимых в их участок целыми коробками из-под ксерокса.
Возможно, копам просто недостаточно много занесли или их перекупили более опытные преступники из «Отверженных» - об этом мы уже не узнаем. Главное то, что Берни сел в тюрьму, а члены его группировки, оставшиеся без своего лидера, решили перейти под крыло более сильной байкерской банды. А что об этом думала мафия? В общем-то, им было вообще наплевать, какие дуболомы крышуют мелкий бизнес и толкают наркоту, главное, чтобы вовремя заносили положенный процент куда надо.
И казалось-бы – ура, победа, контроль над рынком получен, но не тут-то было, ведь помимо «Отверженных» к тёплому местечку присматривалась и другая, пожалуй, самая могущественная и отмороженная байкерская ОПГ, которой боялись даже… ну Вы поняли. «Ангелы Ада», местным руководителем которых был назначен бандит и наёмный убийца Ив Трюдо по прозвищу «Апач». Они стали действовать решительно и нагло, просто начав самостоятельно перевозить наркоту через границу и продавая её в Квебеке, ни с кем это не согласовывая, в том числе и с мафией.
Естественно, утончённый Николо Риццуто, не привыкший к таким варварским методам ведения бизнеса, поручил своим цепным псам из «Отверженных» обстоятельно поговорить с собратьями по образу жизни, дабы узнать, а чего они, собственно говоря, хотят. На первой же встрече Ивом было озвучено, что если возникает необходимость делить апельсин, то на два он делится куда лучше, чем на три, а на один – совсем замечательно. Так и началась «Первая Канадская байкерская война», длившаяся с 1977 по 1984.
Что же она из себя представляла? Трюдо, прослывший психопатом даже в среде байкеров, лично совершил 43 убийства членов противоборствующего клана. Высокопоставленные члены «Отверженных», их жёны, дети, да даже шурин одного из главных членов итальянской мафии Квебека – Ив не щадил никого, за что стал первым членом «Ангелов Ада», получившим нашивку «Filthy Few», которую выдают людям, совершившим убийство во имя идеалов банды.
Не подумайте, не то чтобы «Отверженные» не пытались огрызаться. Они так же проводили акции устрашения, периодически врывались в чаптеры (места базирования байкеров, отдел клуба) «Ангелов Ада», завязывая перестрелки, но после каждого подобного инцидента у кого-нибудь из руководства банды непременно взрывалась машина. Да, канадские байкеры придумали взрывать конкурентов задолго до того, как это сделали в России 90-х.
Переломный момент войны наступил в 1984 году, когда за один только март Ив сначала взорвал в машине Бернарда Савойе – брата и правую руку лидера «Отверженных» Даниеля Савойе, а потом принял участие в ликвидации самого Даниеля. «Ангелы Ада» безоговорочно победили в противостоянии, отправив на тот свет не меньше 70 человек и искалечив порядка сотни. Семье Риццуто тоже не оставалось ничего, кроме как признать власть Ива, потому что, как показала практика, связываться с ним было себе дороже.
Дальше всё пошло, как по маслу – годовой доход от продажи одной только наркоты в Квебеке и Онтарио составил порядка 1 миллиарда долларов. В Канаде появилось так много желающих присоединиться к «Ангелам», что в Квебеке пришлось открывать второй чаптер, который был назван «Северным». И в этот момент всё пошло не по плану…
Дело в том, что члены «Северного» чаптера были отмороженными даже на фоне всего, что я раньше рассказывал. Они были злобными, тупыми, повально сидели на наркоте, которую должны были продавать, и постоянно попадали во всякие передряги с полицией, от которой Иву Трюдо приходилось откупаться. К 1985 году «Апач» твёрдо понял, что хочет превратить свою банду в настоящий организованный бизнес, чему не особенно способствовало наличие под боком неуправляемых вспыльчивых дебилов.
Это по итогу вылилось в событие, прозванное в Канаде «Резня в Ленноксвилле». Дабы не растягивать повествование, просто скажу, что «Южане» организовали вечеринку в чаптере «Северян», после чего устроили в их отделении бойню, застрелив пятерых отморозков. Лидер отделения смог бежать, укрывшись в Марокко, а Ив Трюдо, довольный собой, поехал в рехаб, дабы наконец избавиться от досаждавшей ему наркотической зависимости.
Выйдя из лечебницы, «Апач» обнаружил, что в его любимом клубе произошёл передел власти, отчего он вновь стал простым штатным киллером банды. Это так сильно задело Ива, что он сдался местному аналогу американского ФБР, став их официальным информатором. Трюдо признался во всех своих грехах, отсидел в тюрьме 9 лет за 43 доказанных убийства, вышел по УДО, получил новый паспорт и попал под программу защиты свидетелей. Он скончался в 2008 году от рака костного мозга.
Но вернёмся обратно в 1985 год. Лидер «Северян» позорно бежал, «Апач» остался не у дел, а в воздухе повис экзистенциальный вопрос: «Чё делать дальше?». «Ангелы Ада», и доселе имевшие репутацию конченных отморозков, так напугали представителей своей же банды, что некоторые из них предпочли перейти в стан конкурирующих группировок, дабы иметь хоть какую-то иллюзию защиты. Принцип «Бей своих, чтобы чужие боялись» сработал не совсем так, как надо.
Именно поэтому следующие 9 лет ушли у «Ангелов Ада» на то, чтобы снова вернуть себе единоличную власть над рынком продажи наркотиков. Новым лидером банды был назначен Морис Буше – бывший лидер дружественной группировки байкеров-расистов с говорящим названием «СС», ранее судимый за изнасилование 16-летней девушки. Он прекрасно понимал, что из-за произошедшей бойни, авторитет банды был утерян, а новым лидером рынка стал альянс клубов «Рок Машин» и «Бандитос», возглавляемый так же бывшим членом «СС» и другом Мориса по имени Сальваторе Казцетта.
Впрочем, отношения между бывшими друзьями начали резко портиться уже в 1993 году. Несмотря на своё происхождение, Сальваторе не нравится мафиозному клану Риццуто, имевшему связи с колумбийским картелем – основным источником продаваемого на улицах товара. «Ангелы» постепенно выдавливали «Рок Машин» с улиц, потому что имели возможность продавать товар лучшего качества за меньшие деньги. Всё по классике – рыночек порешал.
В 1994 году Казцетта предпринимает отчаянный шаг, пытаясь наладить поставки кокаина через непроверенные источники. Риск оказался напрасным, ведь его тут же замели за попытку ввоза в страну 200 кило порошка и посадили на 10 лет. «Ангелы Ада» инициировали большое собрание банд, на котором заявили, что всё вернулось на круги своя и теперь все, кто хотят торговать наркотой в Канаде, должны закупать её у них. Естественно, самопровозглашённые монополисты были посланы в пешее эротическое путешествие на три буквы.
Так и началась «Вторая Канадская байкерская война». «Рок Машин» решили долго не церемониться, а потому сразу приступили к активным действиям. В период с 13 по 14 июля ими были убиты двое членов «Ангелов Ада», а уже 15 числа пятеро членов «Рок Машин» были задержаны полицией с детонаторами и взрывчаткой, предназначенной для подрыва одного из чаптеров конкурентов. Морис Буше, естественно, был крайне озадачен таким поведением конкурентов, а потому созвал всех приближённых, дабы коллегиально принять решение о том, стоит ли ввязываться в заварушку.
Все были за. Любимым оружием обеих банд стал динамит, украденный из шахт или со строек. Как Вы можете понять, такой небезопасный способ ликвидации конкурентов всегда несёт за собой неприятные последствия. В 1995 году «Ангелы» взорвали машину, за рулём которой сидел наркоторговец Марк Дюбе, переметнувшийся в стан конкурентов. Стандартная акция запугивания, если бы не одно «но» - совсем рядом с машиной играл на улице 11-летний ребёнок по имени Даниель Дероше. Мальчик получил осколочное ранение головы и скончался в больнице спустя 5 дней.
Канадское общество было возмущено. Люди откровенно устали от противостояния байкерских банд, длившегося с небольшими перерывами последние 20 лет. Лишь за 8 месяцев 1995 года байкерами было убито по меньшей мере 30 человек. И потому Федеральное правительство решило действовать, инициировав крупнейшую полицейскую операцию в истории Канады под названием «Каркаджу». И даже тут они умудрились обгадиться…
На тот момент руководящей партией Квебека являлась «Сепаратистская Квебекская партия», имевшая очень и очень холодные отношения с премьер министром – либералом Жаном Кретьеном. Диалог у них был примерно следующего содержания:
- Вонючий либерал, твои сраные законы не работают, нам нужно больше финансирования полиции и создание специального отряда!
- Нормальные у меня законы, пошли на хер, ни доллара Вам не выделим! Хотите получить больше власти и отделиться, вот ничего и не можете наладить в своей провинции! Поделом!
Короче, классическая ситуация. Политики играли в свои игры, а простой народ страдал. Впрочем, отряд был создан, но попали туда далеко не те люди, которые были нужны для решения проблемной ситуации. С 1995 по 1997 годы группу «Каркаджу» неоднократно обвиняли в нецелевом расходовании бюджетных средств, ведь любой маломальский успех они отмечали в дорогих ресторанах, заказывая лобстеров и вино по 100 баксов за бутылку, оплачивая всё это добро бабками налогоплательщиков.
Новая группа, сформированная в 1999 году, избрала иную тактику. Они посчитали, что дабы прекратить конфликт, просто нужно вывести из игры одну из соперничающих сторон. Жертвой были выбраны представители «Рок Машин» и вскоре в их чаптерах начались массовые облавы. «Ангелы Ада» тоже не отставали в своём стремлении помочь полиции, а потому начали ещё активнее убивать дезорганизованных «рокеров». Судьба альянса «Рок Машин» и «Бандитос» была предрешена. По свидетельствам руководителя группы, только из одного чаптера клуба полицейские умудрились вынести 375 кило динамита и 150 кило кокаина.
К 2000-му году байкерские банды так укоренились в сознании рядовых канадцев, что стали обыденной частью окружающей действительности. Генеральный прокурор Канады заявлял, что «Ангелы Ада» имеют возможность заниматься чем угодно, от убийств до торговли людьми просто потому, что вся полиция Квебека глубоко коррумпирована. Свидетельством тому можно считать занимательный факт, что на свадьбе одного из высокопоставленных членов клуба выступали Жан-Пьер Ферланд и Жинетт Рено - два самых любимых фолк-певца во французской Канаде, получившие за это по миллиону долларов наличными. На той же свадьбе оба артиста позировали для разворота журнала «Allô Police» вместе с Морисом Буше – лидером «Ангелов».
Вскоре, уже в 2001, были проведены ещё две полицейские операции «Весна» и «Амиго», направленные на то, чтобы посадить как можно больше членов банд, но и тут в дело вмешалось канадское законодательство, согласно которому быть членом мафиозного клана или банды байкеров – это ещё не преступление. Судить тебя могут только в случае, если докажут вину в совершении чего-нибудь, что запрещено уголовным кодексом.
И снова «Ангелам Ада» повезло, а членам «Бандитос» нет. Единственной серьёзной потерей со стороны первых стал Морис Буше, получивший пожизненное за совершение доказанного двойного убийства. Он скончался в тюрьме 10 июля 2022 года от рака горла. А вот в стане Квебекского чаптера «Бандитос» осталось не более 15 членов, потому что остальных посадили, после чего руководители заключили соглашение с «Ангелами», полностью уйдя из обеих подконтрольных им провинций.
За всё время конфликта было официально совершено 182 убийства, более 350 человек получили ранения, 20 человек пропали без вести. Зафиксировано 84 взрыва и 130 случаев поджога. Сколько было убито на самом деле – никто не знает, ибо неизвестно, сколько жертв могло пройти через свиноферму Пиктонов или до сих пор лежит в густых Квебекских лесах. С тех пор «Ангелы Ада» являются единоличными монополистами в сфере канадского криминала.
И в завершении – небольшая весёлая история. В 2008 году Максим Бернье, назначенный на должность министра иностранных дел Канады, чуть не распрощался со свей политической карьерой, когда оказалось, что он забыл дома у своей гражданской жены важные дипломатические документы. И ладно бы только это, но в процессе расследования выяснилось, что его пассия Джулия в 90-х была стриптизёршей, спавшей за деньги с несколькими членами «Ангелов Ада». Барышня впоследствии написала об этом книжку, а Бернье ушёл в отставку.
Не вступайте в байкерские банды, не торгуйте наркотиками и не встречайтесь со стриптизёршами – это плохо и ничем хорошим для Вас не закончится. Разве что третий пункт под вопросом, но это не точно. Такие дела.
Автор: Иван Корнев