Разработанный в конце 1920-х годов группой Николая Поликарпова У-2 - учебно-тренировочный, сельскохозяйственный, учебный биплан У-2, выполнявший также функции пассажирских и санитарных самолетов, сыграл свою роль во время Второй мировой войны. В начале 1930-х годов было предложено использовать У-2 в качестве боевого самолета. Его взлетно-посадочные характеристики и маневренность могли бы были бы очень полезны в боевых условиях, и так называемый «вооруженный вариант» был построен в 1933 году. Пулемет ПВ-l был установлен на левом борту передней части фюзеляжа, на задней кабине установили пулемет, четыре держателя, способные нести до 200 кг)бомб, были закреплены под крыльями. В этой конфигурации полетный вес самолета составлял 1047 кг без бомбовой нагрузки. Самолет проходил испытания в НИИ ВС в феврале и марте 1933 года. Хотя его характеристики несколько ухудшились из-за увеличения веса, устойчивость и управляемость остались практически неизменными. Позже было построено еще четыре вооруженных У-2. Оснащённые с тем же вооружением, они прошли летные испытания в Борисоглебской летной школе в июне и июле 1933 года и показали максимальную скорость 130 км/ч. Естественно, скорость набора высоты была снижена, а взлет и посадка стали длиннее, но опять же устойчивость и управляемость вооруженного самолета мало чем отличались от базовой версии. Хотя в отчете о летных испытаниях был сделан вывод что целесообразно использовать У-2 в качестве учебного и связного самолет, он не был запущен в производство. Но начало Второй мировой войны заставило конструкторов пересмотреть эту идею. Во время обороны Одессы в сентябре 1941 года У-2 использовался как разведывательный и как легкий бомбардировщик малой дальности. Бомбы, сброшенные с гражданского самолета, были первыми, которые упали на артиллерийские позиции противника.
Николай Поликарпов поддержал проект, и под его руководством был создан самолет У-2ВС . Это был легкий ночной бомбардировщик, оснащенный бомбодержателями под нижним крылом для 50 или 100 кг бомб и вооружен пулеметами ШКАС или ДA. Серийное производство этой версии началось в 1942 году. Вскоре противник осознал угрозу, исходящую от У-2, и пилотам Люфтваффе были даны специальные инструкции по взаимодействию с самолетом, который они прозвали Rusfaner. Немецкие пилоты считали охоту за У-2 столь же важной, как и воздушный бой, и это вынуждало советских летчиков летать преимущественно ночью. Оборонительное вооружение также требовало совершенствования, поэтому прототип У-2ВС, оснащенный новой установкой с пулеметом ДТ, прошел летные испытания в НИИ ВС в 1943 году. Авионика также была усовершенствована, радиостанция с генератором, приводимым в действие двигателем была установлена на разведывательной версии самолета. У-2ВС внушал страх противнику, внезапно появляясь над его позициями и сбрасывая бомбы. Ряд подразделений эксплуатировали У-2ВС, в том числе знаменитый женский 46-й Гвардейский 46-й ночной бомбардировочный полк. У-2НАК (Ночной артиллерийский корректировщик), со снятым бомбардировочным вооружением и оборудованный был создан на базе на базе У-2ВС. Его двигатель был оснащен пламегасящим выхлопом и глушителем. У-2 служил в качестве самолета связи, а также использовался для сброса листовок над линией фронта, а У-2ГН (буквально «голос с неба») был оснащен мощным громкоговорителем.
Поддержите канал-поставьте лайк.