Хотя Кьеркегор с трепетом признавал, что так и не нашёл «ни одного настоящего примера» рыцаря веры, он представлял, на что было бы похоже столкновение с такой загадкой.
«Вот он. Знакомство состоялось, меня ему представляют. В тот момент, когда я впервые вижу его, я сразу выделяю его; я отскакиваю назад, хлопаю в ладоши и говорю вполголоса: „Боже мой, неужели это тот человек, неужели это действительно он — он выглядит точь-в-точь как сборщик налогов!“ Но это действительно то самое» (Кьеркегор).
Рыцарь веры, перешедший обратно в конечный мир после отречения от него и связанный с миром через своё отношение к Абсолюту, или Богу, во внешних проявлениях может показаться скучным и заурядным человеком, как считал Кьеркегор, или филистером или массовиком.
✅ Внешне его невозможно отличить от других людей, но внутри он постоянно движется к бесконечности. Находясь в гармонии с трансцендентным, рыцарь веры достигает идеального баланса между бесконечным и конечным: одновременное сохранение абсолютного отношения к абсолютному и относительного отношения к относительному. Живя в этом мире, но не принадлежа ему, и, следовательно, не будучи зависимым от него, рыцарь веры может наслаждаться конечными вещами и отношениями без тревог и беспокойств.
«…конечное так же хорошо для него, как и для того, кто никогда не знал ничего высшего, потому что его пребывание в конечности не имеет следов робкой, тревожной рутины, и всё же у него есть эта безопасность, которая заставляет его радоваться этому, как если бы конечность была самой надёжной вещью из всех… Он бесконечно отказывался от всего, а затем снова всё постигал в силу абсурда. Он постоянно совершает движение бесконечности, но делает это с такой точностью и уверенностью, что постоянно извлекает из этого конечность, и никто никогда не подозревает ничего другого» (Страх и Трепет).
Кьеркегор соглашается с возможностью ошибки рыцаря веры, так как нет неоспоримых доказательств существования Бога или Абсолюта. Он пишет: «Я созерцаю порядок природы в надежде найти Бога и вижу всемогущество и мудрость, но также замечаю то, что беспокоит мой разум и вызывает тревогу. Всё это образует объективную неопределённость».
✅ Существование Абсолюта или Бога не может быть познано с полной уверенностью, так как это объективная неопределённость, недостижимая для интеллектуальных поисков. Жить с верой — это серьёзный риск, ведь человек всегда рискует впасть в заблуждение.
Кьеркегор говорит: «Без риска нет веры. Вера — это противоречие между бесконечной страстью внутри человека и объективной неопределённостью. Если я способен осознать объективность Бога, то я не верю. Если я хочу сохранить себя в вере, я должен постоянно фокусироваться на твёрдом удержании объективной неопределённости, чтобы оставаться снаружи, на глубине более семидесяти морских саженей, сохраняя свою веру».
Вера предполагает внутреннее единение с божественным началом, поэтому религиозное существование возможно только как индивидуальность. Каждый призыв Бога обращён к отдельному человеку, и сложность заключается в том, что призванный должен быть один, идти своим путём и общаться с Богом наедине.
✅ Тот, кто идёт к Богу в одиночку, становится самобытным существом, что является величайшей задачей и требованием вечности. Он преодолевает отчаяние и становится полностью реализованной и свободной личностью. Благодаря этому он достигает успеха как человек.
Ибо, когда все сказано и сделано, и занавес опускается на жизнь каждого человека, «вечность потребует от него, чтобы он жил как личность». Это может быть сделано только через веру, через абсолютное и страстное отношение к Абсолюту:
«Будь ты мужчиной или женщиной, богатым или бедным, зависимым или свободным, счастливым или несчастным; нёс ли ты на своем возвышении великолепие короны или в скромной безвестности влачил лишь тяжкий труд и дневную жару; будут ли помнить твоё имя до тех пор, пока существует мир ... или ты без имени и безымянно бежишь с бесчисленным множеством ... вечность спрашивает тебя и каждого из этих миллионов миллионов только об одном: жил ли ты в отчаянии или нет…Если тогда, если вы жили в отчаянии, тогда, что бы вы ни выиграли или потеряли, для вас всё потеряно ...» (Болезнь к смерти).
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа