Найти тему

Вспомним про "Созвездие".

Программа НАСА по возвращению на Луну, которая реализовывалась с 2004 по 2010 год. Предшественница Артемиды.

В феврале 2010 года программа была закрыта президентом Бараком Обамой с официальной причиной - недостаток финансирования.

Это вызвало некоторые, весьма неоднозначные движения и дебаты в правящей верхушке США.

Дескать - возвращение на Луну - весьма важный шаг в современном мироустройстве. А США - самая богатая страна. И если не хватает денег - мы еще напечатаем, ведь печатный станок у нас.

Обаме сделали некоторое внушение - в Америке президент имеет даже несколько меньше власти, нежели в России - и уже в 2011 году программа возврата американцев на Луну продолжила свое "победоносное" шествие по информационным агентствам, умам людей, и связанных с космосом организациям.

В информационном пространстве этот конфликт немного сгладили и завуалировали - но на самом деле все выглядит до банальности просто.

Возврат на Луну - весьма важный политический и экономический шаг. Все подобные проекты - это не только затраты, но и действие, значительно подстегивающее все отрасли экономики - прямо или косвенно, увеличивая скорость оборота финансовых средств.

Но в процессе работы выяснилось, что вернутся на Луну при сегодняшнем уровне развития науки и техники - затруднительно или невозможно. Обаму выставили в качестве "мальчика для битья" - он озвучил закрытие программы. Но так как истинное состояние дел знал весьма ограниченный круг людей власти, то все остальные очень сильно удивились: "что за "отмаза"! Надо больше денег - мы дадим! Наше дело выделять деньги, а ваше - лететь на Луну".

Взглянем на несколько ключевых моментов программы "Созвездие".

Это в первую очередь - РН.

Схема должна была реализовываться по двух пусковой схеме.

Старт с Земли экипажа на сравнительно небольшой ракете - аналог Сатурн-1В. Арес-1. Все остальное - на супертяже, аналог Сатурн-5. Арес-5. Преемственность даже в названиях.

Стыковка га орбите Земли и дальнейший полет почти по схеме Аполлона. Посадочный модуль несколько больший, на 4 человека и значительно комфортнее, нежели ЛМ.

-2

Арес-1

Около 25 т на НОО

-3

Первая ступень - ТТУ. Вторая - Джи-2икс.

Решение - первая твердотопливная ступень - во многом сомнительно, в особенности для пилотируемого полета. Нерегулируемая тяга, и очень сильные вибрации - это сама природа ТТУ.

Но вся разработка закончилась испытанием ТТУ - вместо второй ступени был макет. Одно испытание было проведено в 2009 году - и на этом все закончилось.

Причина - все тот же Джи-2икс. Его разработки и испытания продолжались вплоть до закрытия программы Созвездие.

Но все эти испытания были, мягко сказать, совсем не полные. Двигатель запускали на различные, весьма длительные интервалы времени, регулировали тягу от глубокого дросселирования до форсажа. Приметно так, как двигатели Шаттла. Да, собственно, это и были двигатели как значительно упрощенный и удешевленный вариант RS-25. Ни о каких испытаниях с запуском на высоте речи и не было. Обычные атмосферные запуски, причем в стационарных условиях - долго и медленно, а если что то не так - можно прервать испытания.

Илон Маск свои метановые Рапторы проверяет запуском на Старшип+СуперНеви - как говорится, попробуйте найти разницу.

Потому запуск якобы Арес-1 в 2009 году - это просто "отмазка" - отчет за потраченные деньги. Ибо в этом варианте это всего лишь 10% всей задачи.

Арес-5

По Арес-5 работы продвинулись еще менее, хотя задел - больше. Первая ступень - те же ТТУ. Вторая ступень, запускаемая на земле - водородники RS-68. Третья - все те же Джи-2икс. один или два.

-4

Но если водородник с вакуумным запуском не получился для Арес-1, то он же автоматом не получился для Арес-5.

Если не получились ракеты - то нет полетов на Луну.

Остальные разработки по программе Созвездие после неудачи с ракетами стали бессмысленны.

Лунный посадочный модуль Альтаир - можно, конечно, разрабатывать, но отправить не Луну его нечем.

-5

И даже корабль Орион, который продолжают "вымучивать" - оказался слишком массивен для сегодняшней СЛС

-6

Просто сравните - СЛС доставляет на опорную орбиту 95 т - это официальные данные, но судя по тому, какую траекторию использовал Орион - вряд ли больше 70 т.

Перспективная грузоподъемность в 130 т для СЛС - так же упирается в верхнюю ступень. Или "лепить связку" из многих RL-10, со всеми прелестями запуска большого количества двигателей на высоте, или... разрабатывать мощный водородник с вакуумным запуском.

И даже 130 т - для современных потяжелевших астронавтов весьма своеобразной гендерной направленности - ничто. Они любят себя, любят комфорт и при поломке туалета тут же хватаются за дрель...

Арес-5 должна была иметь грузоподъемность 188 т, Арес-1 25 т, после "сборки" на орбите - более 210 т - весьма прилично по сравнении с официальными 140 т Сатурн-5.

Но... Мощный водородник с вакуумным запуском очередной раз не получился, и программа "возврата" - а скорее, всего просто первого полета к Луне и на Луну - развалилась. Вместо программы Созвездие (которая была все же правдоподобной - но возникли реальные технические трудности) запустили программу прикрытия Артемида, задача которой - имитировать деятельность, переносить сроки и ждать: - или ишак, или падишах...