Найти тему
Дом Римеоры

Предел Ходжсона: российская версия (2)

Оглавление

Часть вторая, в которой рассказывается об особенностях интеллектуальной жизни в Советском Союзе и о том, как свобода рождает страх.

Смотреть предыдущую часть.

Советское знание и его ключевые противоречия

Краеугольным камнем в советской системе знания были естественные науки. Развитие российской и советской науки шло в тесном взаимодействии с западной, потому и уровень развития, и его характер, и основные противоречия были, в общем, теми же.

Советская культура, особенно в первые полвека существования Союза, исполнена пафосом власти над природой, проистекающей из знания. Сейчас некоторые произведения того времени смотрятся несколько сюрреалистически.
Советская культура, особенно в первые полвека существования Союза, исполнена пафосом власти над природой, проистекающей из знания. Сейчас некоторые произведения того времени смотрятся несколько сюрреалистически.

Однако, в отличие от Запада, на статус если не точной, то онтологически значимой науки претендовала история. Наконец, надо всей системой в качестве управляющего контура возвышалась философия диалектического материализма.

Наличие философской надстройки снижало остроту онтологических противоречий, проистекающих из развития естественных наук. Дисциплины делились на философски и идеологически верные и сомнительные. Последние могли подавляться административными и силовыми методами (как кибернетика или генетика), а могли и поддерживаться государством, если приносили практически значимый результат (как квантовая физика). В любом случае, однако, наличие онтологических разрывов воспринималось не как катастрофа, а как недоработка, которая будет преодолена в будущем. Причём, в целом, было ясно, куда следовало двигаться, чтобы её преодолеть.

Сложнее обстояло дело с историей. Определённая философия истории лежала в основе и марксизма как идеологии, и СССР как проекта. История была ближе и понятнее широким массам, чем интеллектуальные извивы современной физики. При этом советское понимание истории также содержало неразрешимое противоречие.

Оно было известно давно как проблема личности в истории. Что важнее: обстоятельства определяют личность или личность обстоятельства? Однако только в Советском Союзе данная проблема стала не абстрактно-философской, а практически значимой.

С одной стороны, марксистское понимание истории было детерминистским. Поведение и решения людей определяются средой, обстоятельствами, в первую очередь - социально-экономическими. С другой - важнейшей целью и задачей советского проекта было освобождение человека. Построение коммунизма мыслилось как "прыжок из царства необходимости в царство свободы". Огромные силы и средства вкладывались в образование и воспитание людей, расширение их возможностей - материальных, интеллектуальных, духовных. И достижения на этом пути были вполне реальны и очевидны.

Максима "свобода есть осознанная необходимость" не слишком помогала в разрешении указанного противоречия — ибо узкие рамки исторической необходимости по ходу социалистического строительства расходились и исчезали в тумане. Интересно, что построение коммунизма подразумевало снятие противоречий, которые доселе двигали историей, но это должно было стать не концом, а началом настоящей истории человечества. При этом, что, помимо научно-технического развития, будет движущим фактором этой новой истории, не раскрывалось.

Таким образом, СССР как проект раздвигал тиски исторической необходимости и оставлял человека подвешенным в пространстве — теплом и благоприятном для жизни, но безопорном. Следовало понять, как в этом пространстве ориентироваться и двигаться, и философия диалектического материализма, по крайней мере в её официальной версии, плохо помогала в ответе на этот вопрос. Ситуация не была угрожающей (и потому не породила таких пугающих образов, как лавкравтовские Древние), но она беспокоила и требовала разрешения.

Развитие кризиса

Хотя формально указанные противоречия можно было вывести и до Октябрьской революции, они не осознавались как проблема. Гражданская война, восстановление народного хозяйства, индустриализация, Великая отечественная, послевоенное восстановление были куда более насущными задачами. Лишь в 50-е годы, когда они были успешно разрешены, а "советское человекостроение" дало зримые плоды, начались попытки совладать с историческими парадоксами.

Первой к проблеме приступили фантасты, создав привлекательные и эмоционально убедительные образы людей светлого коммунистического завтра. Однако новые люди в романах Ефремова были не очень похожи на людей, имеющихся в наличии, и не совсем ясно было, как этот разрыв преодолеть. Обитатели мира Полудня Стругацких, напротив, объединяли лучшие черты, взятые авторами у своих современников, - вот только в своём вымышленном мире они сравнительно быстро покидали авангард исторического процесса, а на их место заступали предельно нечеловеческие странники и их креатуры - людены. Добрейший капитан Горбовский в этом контексте начинал выглядеть как персонаж куда более позднего рассказа Анны Старобинец: "

И так долго он странствовал, что все народы состарились и исчезли с лица земли, и города превратились в песок и камни. Он видел, как землю заселили новые удивительные животные. Сам же он остался среди них единственным человеком.

Но где можно устремить взгляд в будущее, там можно оглянуться и в прошлое. Исходя из прогрессистского взгляда на историю, прошлое хуже настоящего, и советская историография имела тенденцию подчёркивать его реальные ужасы (вполне умеренно, по сравнению с тем, что началось потом). В популярнейшей книги братьев Стругацких "Трудно быть богом" условно средневековый Арканар вполне безнадёжен, так что земной прогрессор может лишь эвакуировать оттуда немногих достойных. Писатели скупо описывают среду, в которой живут и действуют герои, но ничто не мешает разукрасить её в мрачных тонах крови и грязи, что позже всей силой своего таланта сделал режиссёр Герман-старший.

-2

Кадры из фильма "Трудно быть богом", реж. Алексей Герман (2013).
Кадры из фильма "Трудно быть богом", реж. Алексей Герман (2013).

Но что до инопланетного Арканара, когда можно обратить внимание на свою историю! В перестроечные годы в "Огоньке" вышел премерзкий рассказ Виктора Ерофеева "Попугайчик" 1981 года написания. Текст этот содержит сознательные анахронизмы, однако любопытная вещь: наткнувшись на него в старых подшивках уже в зрелые годы я вспомнил его финал. Его когда-то упоминала моя покойная бабушка как реальный факт из биографии Ивана Грозного. Смешение реального и вымышленного в головах людей стало характернейшей приметой времени.

-4

От "творения" Ерофеева идёт прямая дорожка к дистиллировано-выморочным кошмарам Сорокина. Но это направление осталось литературой узкого круга, несмотря на широчайшую медийную накачку. Куда большое значение приобрёл новый, невиданный доселе жанр, восходящий, пожалуй, к двум произведением: "Архипелагу ГУЛАГ" Солженицына и "Ледоколу" Резуна-Суворова. Первое - литературное произведение, прикидывающееся историческим. Второе - как бы историческое сочинение настолько пристрастное, что предел искажения в нём перейдём многократно. Лавкравт, взявшись описать жанр, в котором работал, назвал эссе "Сверхъестественный ужас в литературе". Из уважения к заокеанскому мэтру я назову главный жанр позднесоветской и постсоветской литературы и вообще культуры историческим ужасом.

(продолжение следует)