Найти тему
Eurasia Daily

«Второй фронт» в Средней Азии: неопределенность Армении и Зангезурский коридор — СМИ

Армянская сторона должна вести диалог с Россией с той же интенсивностью, что и с Западом, уверен политолог Борис Навасардян. По словам эксперта, логика проста — углубление отношений с ЕС и США предполагает пересмотр отношений с Москвой, поскольку затрагивает такие важные сферы, как безопасность, энергетика и экономика.

Неопределенность в отношениях с такой важной региональной страной, как Россия, крайне нежелательна. Тем более что объективная реальность диктует необходимость пересмотра и внесения определенности в эти отношения, заявил Навасардян в эфире FactorTV.

Политолог уверен, что уровень отношений Армении и России с учетом реалий не может быть таким, каким отражен в совместных договорах, в том числе и многосторонних.

Отношения с РФ должны быть приведены в соответствие с новой ситуацией, тем более с учетом наращивания сотрудничества между Москвой и Баку и принятия в этом формате решений, которые ставят Ереван перед фактом, отметил эксперт:

«Если мы идем по пути углубления отношений с Западом, мы обязаны интенсифицировать диалог с Россией, внося определенность в отношения. И хотя в РФ от нас, возможно, ждут немного иного, но призывы российской стороны углубить диалог и внести определенность в отношения вполне оправданы».

Как сообщает VERELQ, эксперт счел ошибочными действия властей Армении, которые выступают с публичными обвинениями в адрес России:

«Ограничиваться одними лишь публичными обвинениями неприемлемо, нужно вести диалог по всем тем вопросам, по которым есть недовольство, и достигать совместных и взаимоприемлемых решений. Я понимаю, что это сложный процесс, Россия не из тех, с кем легко вести переговоры, но избегать этого нельзя. Более того, это невозможно.
В конечном итоге, мы обязаны четко представить свою позицию о том, как мы видим будущее наших отношений, на каком они должны быть уровне, в каких сферах сотрудничество возможно и даже может быть углублено, а где не следует иметь каких-либо ожиданий друг от друга».

Навасардян отметил, что, к примеру, трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 года предусмотрено, что безопасность дороги через Сюник будет обеспечиваться российской стороной.

«Это однозначно отмечается в документе. Сам документ не имеет срока действия. Но, если армянская сторона не согласна с этим положением, значит, документ должен быть пересмотрен, а другого способа, кроме как переговоров и диалога, в данном случае не существует. Однако и действий в этом направлении мы не видим», — резюмирует политолог.

Между тем военный эксперт Айк Наапетян в эфире Пятого телеканала заявил о том, что постсоветские страны интересуют Запад исключительно как инструмент в противостоянии с Москвой. Сейчас источниками нанесения потенциального удара по интересам России рассматриваются два центра — Южный Кавказ и Центральная Азия. То, что происходит вокруг Еревана, включая 44-дневную войну, следует рассматривать в этой логике.

В тот момент, когда Западу удастся вытеснить из Армении российскую военную базу, на Южном Кавказе будет открыт фронт против России. В эту же логику укладывается и стремление Запада обеспечить смену власти в Грузии, считает эксперт.

Однако, по словам Наапетяна, «ахиллесова пята» России отнюдь не на южной границе, а со стороны Казахстана.

«Протяженность границы с Казахстаном составляет 7,6 тыс. км. Причем эта граница практически не защищена. Теперь представьте: сотни тысяч вооруженных террористов из Сирии и Ливии, части турецких вооруженных сил и военная техника должны быть перемещены в Центральную Азию.
Из Турции они перемещаются в Нахичевань, оттуда в Азербайджан, а оттуда через Каспийское море в Казахстан. Для перемещения всего этого из Нахичевани в Азербайджан необходим так называемый „Зангезурский коридор“. Воздушным путем такое огромное количество военной техники переместить невозможно», — заявил эксперт, подчеркнув, что, в том числе и с помощью разблокирования «Зангезурского коридора», Запад рассчитывает открыть еще один фронт против России.