Как СССР стал самой читающей страной в мире, что привело в упадок «литературную религию» нашего народа и зачем нужны книги современному человеку? Почему Пушкин, 225-лет со дня рождения которого мы отмечаем 6 июня, остается ключевой фигурой русской словесности? Что делать с текстами писателей-иноагентов, которые из-за рубежа профессионально тиражируют ненависть к России?
На эти и другие вопросы «АиФ-Юг» ответил доктор филологических наук, профессор, завкафедрой зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ Алексей Татаринов.
Связь времен
Александр Власенко, «АиФ-Юг»: Алексей Викторович, раньше нашу страну считали самой читающей в мире. С чем это было связано?
Алексей Татаринов: Коммунисты сделали христианство своим врагом, но наши стратеги понимали, что нужны какие-то духовные платформы. На мой взгляд, ихбыло две. Во-первых, это марксистско-ленинская идеология, которая прекрасно работала и помогла выиграть войну. Но уже в 60-х годах этот набор риторических штампов стал ветшать. А второй религией была литература. Большевики поняли, что она может решить проблему межклассовых различий. Разные группы людей от крестьянства до интеллигенции находились внутри одних и тех же текстов, что помогало ковать народную солидарность. То есть литература являлась одной из главных форм создания народа и поддержания его жизни. Было три потока: русская классика, советская литература и переводы лучших текстов Запада. Здорово, что иностранные писатели как бы стали заодно с нашими. Это и увеличивало объем знания, и прекрасно работало на пропаганду. Идея была в том, что есть элиты Запада, которые против нас, а есть западные писатели и народы, они за нас. Это был очень интересный проект.
– По каким причинам все изменилось?
– Распалась связь времен, поскольку СССР был уничтожен. В 90-х стал популярен образ смешливого, активного идиота, не обремененного знаниями и даже считающего это особой формой праведности, гордости. То есть возникла мода на не чтение, любителей книг высмеивали. Молодых постсоветских людей, еще читавших по инерции, захватывали мысли о том, что надо делать карьеру, деньги, а литература с ее духовными задачами – это от лукавого. Менее значимым фактором стало возвращение христианской идеи. Церковь немного увела интеллигенцию от моды на чтение. Кроме того, сильно повлияла цифровая революция. Литература была формой работы и одновременно отдыха, из нее получали высокую и просто интересную информацию. А потом чтение книг начали считать слишком сложным делом и отдавать предпочтение легким способам досуга с «цифрой».
Апология чтения
– Почему важно читать книги сегодня, когда люди получают разную информацию из многих источников?
– Во-первых, мы пришли сюда не просто отработать, оттанцевать и умереть. Литература – лучший канал для связи времен и миров, а читающий человек, как мост, через его ум великие тени прошлого идут в будущее. Литература незаменима и прекрасна тем, что имеет особую внутреннюю форму. Самая важная информация в ней поступает в виде не приказа, а предложения, на которое ты должен ответить как соработник писателя. Это не дешевый фильм, где ты все получаешь как жвачку, не проповедь, не тренинг, не цепь советов. В книгах есть и философы, и идеологи, и психологи, и врачи, но они не говорят, как надо делать. Читатель сам должен войти в сложный мир произведения и начать работу, которую никто другой не выполнит. В литературе нет простых ходов, надо думать, чувствовать, надо как-то быть, а не просто потреблять. Все это касается в первую очередь высоких текстов, классики, хотя и современной литературы тоже.
– Как привить любовь к чтению современному молодому человеку?
– Центром управления духовной жизнью ребенка, безусловно, является семья, но пахать нужно страшно много. У меня маленькие младшие дети, которых мы учим дома, и приходится прилагать титанические усилия, чтобы они не могли обходиться без чтения. Сын с дочкой не знают телефонов, сетевой реальности, у них в жизни только книги, природа и другие интересные вещи. Конечно, государство тоже должно бороться за литературу, у которой масса конкурентов. Много лет она была на задворках, и чтение не пропагандировалось. Нужна целостная государственная политика, затрагивающая и литературу. Например, я бы объявил всероссийский конкурс работ, посвященных оправданию литературы как великого русского дела. Я этим занимался, написал статью «Апология литературы» (от греческого ἀπολογία – «говорящий в защиту»), а потом и книгу. Для себя я эту проблему решил.
Русская радость
– Способствуют ли популяризации книг экранизации произведений?
– Они могут сделать текст хорошо продаваемым на время, но я не сторонник этого. Экранизация создает иллюзию чтения в режиме чрезмерной легкости. Вот недавно вышел новый «Онегин» – плохой фильм! Нельзя перекладывать пушкинскую поэзию прозой, это безобразие, хотя к картине есть и другие претензии. Читая великие тексты в тишине своего одиночества, ты словно выходишь на время из обыденности, что очень важно. А в кино с его шуршащим попкорном, льющейся колой и громким звуком ты и там, и не там. Не нужно переоценивать экранизацию, воспринимая ее как возвращение литературы. Кино – это ее конкурент, и где-то даже враг. Но есть и хорошие экранизации. Например, мне нравятся работы Владимира Бортко: сериал «Мастер и Маргарита» 2005 года, «Идиот». Он дорожит текстом, там нет экспериментов режиссера, пытающегося преодолеть «диктатуру» великого автора.
– Мы сегодня отмечаем 225-летие со дня рождения Пушкина, создавшего современный русский литературный язык. В чем ценность его творчества сегодня?
– Последнее время я активно занимаюсь Александром Сергеевичем, и получаю большое наслаждение от его языка, сюжетов, особого чувства жизни. Он начинал с байронизма – жесткой философии красивого эгоизма, но потом перешел к своей народно-аристократической философии жизни с ее великим разнообразием. Пушкин не много пишет о Боге, но он у него есть, в отличие от Байрона. Он и в качестве слова, и в образах простых людей, и в Онегине, и во многом другом. Пушкин – это огромная русская радость. Он создал целый корпус разных жанров и в прозе, и в поэзии. Все его произведения прекрасно озвучены в аудиокнигах, и я советую всем послушать что-нибудь – вы получите огромное удовольствие. Детям можно включить «Руслана и Людмилу», «Капитанскую дочку». Для взрослых подойдет «Медный всадник» или тот же «Евгений Онегин», где есть четкая сюжетная линия героев и пушкинский разговор на разные темы. Это настолько интересно, так учит жизни простым языком, что оторваться невозможно.
Понять себя
– По книгам каких авторов люди смогут в будущем более или менее объективно судить о сегодняшней жизни в России?
– Это непростой вопрос, так как наша современная литература находится в такой форме авторского эгоизма, что часто не столько отражает реальность, сколько тяжелое состояние головы писателя. Трансляция таких текстов в будущее – огромная проблема, а многим авторам просто нечего сказать. Но в этом потоке можно найти тех, кто служит традициям русского языка и восприятия мира. Если вы хотите найти в современной литературе нечто классическое, то почитайте повесть Андрея Антипина «Дядька». Это лучший текст последних 10 лет, на мой взгляд. Или возьмите повесть «Полет совы» Михаила Тарковского, племянника известного режиссера. Если вас интересует трагедия распада СССР, почитайте роман Веры Галактионовой «Спящие от печали». Кто хочет узнать оценку последних десятилетий авторами, совмещающими военную и интеллигентскую точки зрения, почитайте Александра Проханова: «Последний солдат империи», «Господин Гексоген», «Человек звезды» или Захара Прилепина: «Санька», «Обитель», «Некоторые не попадут в ад».
– Ряд авторов, живущих за рубежом, открыто выражают ненависть к России. Правильно ли, если их книги будут в продаже?
– В нашем веке создан страшно большой поток антирусской литературы, которая была заказной, хорошо оплачивалась и активно популяризировалась. Авторы таких произведений пытаются показать, что Россия – это яма, бездна.Многие из них признаны иноагентами и продолжают проклинать нашу страну. Я думаю, что такие книги нужно изымать, но при этом специалисты должны иметь возможность их изучать, в том числе в вузах. Мы будем слабее, если сделаем вид, что всего этого нет. Важно понимать, почему такие писатели были популярны, а сейчас фактически сами себя закрыли, и что вообще случилось с Россией за последние годы.