«Океан изучает людей, люди изучают океан» или что происходит на планете Солярис и на какие детали стоит обратить внимание, чтобы понять происходящее?
Андрей Тарковский - советский режиссер театра и кино, сценарист, человек который заметил за собой слабость: любовь к длинным картинам, которые «уничтожают» читателя физически. Солярис – научно-фантастическая драма. Фильм был снят по мотивам романа Станислава Лема и выпущен в 1972 году. Я немного поинтересовалась чем отличается фильм от книги и выяснила, что Андрей Тарковский в отличие от Станислава Лема считал, что «человеку никакой иной разум во вселенной не интересен, человеку нужен человек». Режиссер хотел сказать, что человек без любови уже не человек, поэтому главные темы фильма нравственные.
Начинается сюжет с неопределенного будущего. Наука, которая изучает планету Солярис встает в тупик. Люди не знают продолжать ли исследование или прекратить тратить ресурсы. Слова пилота Бертона, который работал на Солярисе, еще больше разогревают спор. Ведь, по его словам, он видел там странные и необъяснимые явления. Чтобы принять какое-то решение, психолог Крис Кельвин вылетает на солярис. По прибытии застает членов экипажа в очень странном состоянии. Двое ученых, проживающих там ведут себя странно и явно чем-то измучены. Там был еще один, но тот и вовсе покончил с собой. Сначала Крис не понимал всю трагедию этого океана, планеты, пока не столкнулся с фантомом жены-Хари, которая когда-то совершила самоубийство по его вине. Сначала он хотел от нее избавиться, но затем понял, что желает ее отпускать. И именно Хари меняет его мировоззрение, и Кельвин решил остаться на станции.
Мне фильм показался очень тяжелым и непонятным. Я не ценитель таких фильмов. Чтобы разобраться в нем, нужно очень долго все перебирать и думать что к чему. Многие люди считают этот фильм чуть ли не шедевром, но меня не впечатлило, возможно если пересмотреть в более зрелом возрасте, тогда и понравится.
Но мне понравилась картинка: смена кадров, сама постановка кадра, цвета. Звуковое сопровождение тоже впечатлило, потому что она хорошо передавала чувства и эмоции героев. Вторая часть показалась мне легче, чем первая, поэтому и смотреть ее было интереснее. В этой части конфликт показан острее и болезненнее, сюжет начинает развиваться, и все эмоции героев выходят наружу. Вообще, этот фильм сломал мне мозг, после просмотра мне трудно было прийти в себя, я чувствовала какое-то опустошение. Этот уникальный фильм я бы посоветовала людям, которые очень любят всматриваться в каждую мелочь, которым также нравится философия.
Андрей Тарковский считал, что вместе с наукой должны развиваться и люди, ведь работать нужно не только над наукой, но и над собой тоже. Эта проблема актуальна и по сей день. Наука развивается со скоростью света, чего нельзя сказать о людях. Даже сейчас можно задать вопрос равномерно ли протекает прогресс науки и прогресс нравственности? Например, один из учёных – Сарториус решает познать океан любым способом, даже самым негуманным и всё ради науки, он готов уничтожить то, чего не может постичь, а последствия ему не важны, ведь все делается ради науки, а не Бога. А нужно было просто установить контакт с планетой, а не пытать её. Также и нам нужно сейчас достичь гармонии между нравственностью и наукой, не научно-экспериментальным, а эмоциональным путём.
Также одной из главных тем является совесть. Океан соляриса извлекает из подсознания человека то, от чего тот так долго пытался убежать. Он представляет перед героями тех людей, перед которыми они чувствовали себя виноватыми. Так например перед Кельвином явилась Хари. Он испытывал вину за то, что она совершила самоубийство из-за него. Он ее оставил. И теперь видя Хари перед собой он мучается, потому что проблему совести решить не получиться, нужно ее искупить, пережить, проработать. Кельвин прекрасно понимал, что Хари недоразумение. Но он отлично понимает и то, что она – результат его душевной слабости. И поэтому не может отделить себя от нее. Крис желает искупить свой грех перед ней.
Каждый, попавший на Солярис, по-разному борется с собой и решает эту проблему: доктор Гибарян убил себя, потому что он пытался убежать от совести, от себя, от этого океана стыда. Он оказался наиболее человечен, чем остальные члены экипажа, потому что попытался изучить океан наиболее гуманным способом, но это ему не помогло, и в конечном итоге совесть его подавила. «Гибарян умер не от страха… он умер от стыда. Стыд- вот чувство, которое спасет человечество». Сарториус закрывается от всех и делает все ради науки, готов даже переступить через гуманность, ему даже не жалко ставить эксперименты над фантомами, которые между прочим считают себя людьми. Снаут тоже старается бороться, но в его голове полный беспорядок, как и в комнате кстати, которая полностью отражает его внутреннее состояние. Он глушит совесть алкоголем. Снаут вызывает жалость, потому что он на грани сумашествия от безвыходности.
Еще одна основная мысль фильма заключается в том, что человек всегда должен оставаться человеком, даже когда ты в смятении и далеко от родного дома. Духовное всегда должно быть выше материального и ничто не должно сломать тебя и твой дух. Сарториус потерял человечность в космосе. Снаут борется меж двух огней. Самый человечный там – Крис, который выбирает любовь, духовное счастье и искупление греха. Но человечнее всех троих – Хари, которая человеком то и не является, она лишь фантом. Она жертвует собой ради спасения Кельвина, потому что видит, как он страдает из-за нее. Разве это не самый человечный поступок из всех в этом фильме?
Эта проблема тоже весьма актуальна в наше время, потому что многие люди теряют свою человечность находясь в какой-то сложной ситуации.
Также в фильме прослеживается тема природы. Развивается наука, техника. Повсюду новые изобретения. А вся природа, всё живое потихоньку исчезает. В начале фильма кадры с рекой, природой , водорослями, домом в глуши, сменяется кадрами города, шумом машин, серостью, как будто в этом нет ничего живого. Эта проблема актуальна, так как сейчас уничтожают природу, ради развития техники и т.д.
Также природа как что-то загадочное и неизведанное. Планета «Солярис» и ее океан, у которого есть какое-то сознание, представляет собой неизвестную, таинственную, загадочную сущность, которую человеческий разум познать не способен.
Природа как отражение внутреннего мира. Океан Солярис показывает людям все их подсознательные страхи, вытаскивает все внутренние тайны наружу, преподносит конфликты с собой, а также открывает двери в черный шкаф со скелетами. И человеку приходится столкнуться со своими страхами, заглянуть ему в глаза, бороться со своими внутренними демонами.
Природа как источник памяти. Океан Солярис берет фантомы не из воздуха, он заглядывает во внутрь памяти каждого человека. Создает материлизацию из прошлого, тем самым позволяя героям измениться духовно, эмоционально и нравственно, осознать свои ошибки и попробовать их исправить.
Андрей Тарковский еще затрагивает тему понимания. Герои экипажа не способны понять точку зрения друг друга. У них абсолютно разные точки зрения, и каждый настаивает на своей правоте, что приводит к конфликтам. Например, Кельвин не хочет, чтобы Хари уничтожали и ставили над ней эксперименты, а вот Сарториус наоборот, считает, что Хари не человек, поэтому жалеть ее бессмысленно. На этой почве разворачивается конфликт. Эта тема тоже является актуальной, потому что в наше время люди совершенно разучились слушать и слышать других, считают, что правы лишь они сами, но это не всегда так.
В своем фильме Андрей Тарковский использует афоризмы и метафоры, символы, отсылки к религии. Из-за чего понимать фильм становится еще труднее, ведь кругом одна сплошная и большая загадка, которую тебе предстоит разгадать. Вода – напоминает нам о ходе времени, а также о том, что она является началом всего живого, в ней зарождается жизнь. Вода с водорослями в начале, напоминает нам вид океана Соляриса. А в океане тоже зарождается какая-то новая жизнь. Также океан дарит Кельвину надежду на новую жизнь, ведь по прибытии на экипаж, он духовно был мертв.
В коробке с землей, которую Крис привез с собой, прорастает росточек, который указывает на то, что Кельвин духовно вырос, его душа оживает.
Крис умывает абсолютно чистые руки в воде, пытаясь смыть с них грязь, которой нет. Я думаю, что этим хотели показать то, что крис пытается смыть с себя грех за самоубийство жены, но у него не получается.
Крису снится сон с матерью, где она смывает с него грязь. Это означает, что с него смылись все грехи. А кувшин с водой означает искупление греха.
Кельвин понимает, что он хочет вернуться домой и океан дает ему эту возможность, создает островок с его домом. Он немного искажен, но это не мешает встречи сына с отцом. Крис видит отца и понимает, что хочет попросить у него прощение, поэтому падает на колени перед ним. Эта сцена похожа на картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Мне кажется, это означает то, что душа Кельвина полностью оживилась и теперь находится в гармонии между наукой и нравственностью.
Позиция автора заключается в том, что человек должен расти духовно всегда. Каждый раз ступать на новый уровень, развиваться. Изучение природы, науки должно находиться в неразрывной связи с нравственностью. Также нужно уметь раскаиваться и искуплять грехи. Я согласна с позицией автора, потому что человек действительно должен развиваться духовно ,а не стоять на месте, если сделал шаг к науке, то затем следом сделай еще один шаг к нравственности.
Можно сделать вывод, что фильм «Солярис» действительно гениальной произведение, но не для всех. Оно заставляет о многом задумываться, вглядываться в каждую деталь, расшифровывать каждый образ и символ. Это фильм может сломать твой мозг так, что после просмотра ты еще долго будешь приходить в себя и осознавать происходящее. Также он способен поменять взгляд на некоторые вещи.
Васильева Анна.