Произведения Пушкина в юности кажутся замшелой классикой. Учим мы их в школе, учим, проклинаем и скрипим зубами. "Унылая пора, очей очарованье"... Ну и так далее. Вы думаете это интересно подростку? Три раза ха! С возрастом мы начинает ценить чеканные строки великого поэта, осознавая, что он - гений. Но при этом его герои остаются людьми прошлых веков, и хорошо, если это XIX столетие, а не более раннее. Маша Миронова когда жила? А Клеопатра?
Но Сергею Векслеру, поставившему "Маленькие трагедии" в Московском театре иллюзии, удалось сделать невероятное: зрители почувствовали родство с героями "Пира во время чумы". Как? Легко! Все гениальное просто, да. Режиссёр изящно намекнул на сходство той эпидемии с недавней пандемией. Герои вышли в костюмах бактериологической защиты. И все: слезы на глазах, мороз по коже. Мы стали не зрителями, а сотоварищами. А когда на сцену выехала инфернальная повозка и бродячие актёры начали разыгрывать свои пьесы, и вовсе стало страшно. Честно скажу: вот ради одного этого эпизода можно в театр сходить!
Сергей Векслер, как и в спектакле "Таланты и поклонники", не стал придерживаться линейного повествования. Истории о Моцарте и Сальери, доне Гуане и скупом рыцаре идут практически параллельно, связками являются ассоциации. Старый с купец говорит о яде и сцена меняется: появляется Сальери. Дон Гуан пожимает руку командиру, звучит музыка Моцарта из оперы "Дон Жуан" и на подмостки выходит сам композитор. Это здорово сделано, только хочу обратить внимание на то, что школьники, возможно, запутаются в происходящем, если не прочитали пьесы и решили заменить ознакомление с книгой спектаклем.
Костюмы сделаны с большим вниманием, тут много интересных идей. И дерюга у бедняков соседствует с "драгоценными" камнями у вельмож. Очень трогательно сделаны оборванные штаны у Альбера, который совсем обносился, видно. Как я уже сказала, актёры выходят в прологе в комбинезонах и респираторах. Затем они облачаются в стилизованные наряды XVII века, разыгрывая сцены из "Пира во время чумы". А основные пьесы играют в масках, подчёркивая, что это театр в квадрате, игра в игре. При этом текст произносится немного нарочито старомодно, если я верно поняла. То есть, спектакль и близок нам, и далек.
Резюме: спектакль определенно хорош. Единственный минус - это то, что, если сидишь с края, мешают занавеси по бокам вагончика-сцены. Надо бы их чуть сдвинуть.
За приглашение спасибо Московский театр иллюзии и Наталия Кочановская.
P.S. На май-июнь театры дают огромные скидки. По промокоду «Лето24» действует скидка 50% на весь репертуар июня в Московский театр иллюзии.
Билеты: https://teatrmagic.ru/
#театриллюзии #премьера #сценанаперовской #Пушкин #маленькиетрагедии