Найти тему
Первоисточник

Пять лет с «Водоканалом»

После прошедшей в 2019 году реорганизации МУП «Водоканал» возглавил Дмитрий Ухин. За эти годы предприятие из убыточного стало прибыльным, финансово устойчивым, стабильным, с подготовленным потенциалом для дальнейшего развития. В начале июня здесь сменится руководитель.

Перед окончанием работы на этом посту Дмитрий Игоревич дал интервью радиостанции «Киров Град» (16+). Рассказал, что сделано за эти годы и что будет сделано в среднесрочной перспективе. О многих мероприятиях «Бизнес новости» писали в публикациях ранее, поэтому приведем лишь некоторые выдержки из эфира, касающиеся экономики, стратегии и мыслей эффективного топ-менеджера.

«Меньше расходов – больше доходов»

Дмитрий Игоревич, в 2024 году МУП «Водоканал» отмечает первый небольшой юбилей – 5 лет с того момента, как стало единым поставщиком услуг по водоснабжению и водоотведению на территории города Кирова. Напомните коротко историю и причины реорганизации?

Изначально «Водоканал» был небольшим МУПом, который обслуживал правобережную часть города. К нему присоединили МУПы «Лянгасовский водоканал» и «Нововятский водоканал». Позднее, после окончания срока договора аренды, передали сети АО «ККС». С июля 2019 года практически все сети водоснабжения и водоотведения обслуживает «Водоканал». Это сделано для того, чтобы была единая техническая, тарифная и экономическая политика.

Для понимания: сколько воды в сутки сегодня выдает «Водоканал»?

130-140 тысяч кубических метров. Это 130 тысяч тонн. Практически столько же принимаем обратно в систему канализации. Предприятие обслуживает 1270 км сетей водоотведения, сетей водоотведения у нас более 1091 км. К слову, расстояние от Кирова до Москвы около 1000 км. Еще есть сотни скважин, десятки очистных сооружений.

Чем муниципальное предприятие принципиально отличается от коммерческого? В целом для города такое выгоднее или нет?

Во-первых, у города больше контроля за деятельностью МУПа. Во-вторых, – при условии прибыльности – муниципальное предприятие обязано отчислять часть прибыли в бюджет города. Мы перечисляем. Только первый, 2019 год был убыточный. Начиная с 2020-го вышли в прибыль. По итогу 2022 года прибыль была 84 млн рублей. Прошлый, 2023 год, закончили с прибылью в 242 млн рублей вместо запланированных 219 млн. В бюджет Кирова за прошлый год уже перечислили 72 млн рублей дивидендов. Это рекордный показатель за все годы работы «Водоканала».

Как в целом складывается экономика предприятия?

Тут всё просто: меньше расходов – больше доходов. Конечно, в первую очередь занимаемся оптимизацией расходов. У нас 80% себестоимости – это электроэнергия и фонд оплаты труда. По закупке электроэнергии еще два года назад вышли на оптовый рынок, уже тогда начали получать экономию и сегодня имеем цену ниже, чем многие предприятия города. Сокращаем и объемы потребления электричества. К примеру, в 2019 году в целом на систему водоснабжения тратили порядка 30 млн кВт в год, в 2023-м потратили 25 млн кВт. Практически на одну шестую часть меньше.

За счет чего происходит это сокращение?

Как минимум за счет трех составляющих: изменения гидравлического режима, то есть режима работ системы, замены насосного оборудования и управления – автоматизации. Всё это должно работать не по-отдельности, а вместе. Допустим, на конкретном участке оцениваем реальный объем потребления воды. Видим, что мощность насоса превышает необходимую, соответственно, на его работу тратится больше электроэнергии. Ставим насос поменьше, расход электричества сокращается, при этом для потребителя ничего не меняется. К примеру, по такой схеме полностью заменили насосную станцию рядом с вами, на улице Дрелевского, сделали там автоматизацию. Экономия гигантская – порядка 40% в год.

Это за пять лет?

Делаем всё это ежегодно, планово: за год-два не осилить. Суммарно за пять лет сокращение расхода электроэнергии составило порядка 20%. У нас и сейчас пришли новые насосы на канализационные станции. Паводок закончился – можем продолжить в плановом режиме их менять. Как результат – и дальше сокращать потребление электроэнергии.

«Все держится на людях»

Вы сказали о фонде оплаты труда. При этом и количество сотрудников за пять лет изменилось?

Конечно. В мае 2019-го, когда я пришел на предприятие, это был небольшой МУП, еще без большого объема сетей. На нем работало порядка 300 человек. Средняя зарплата составляла где-то 16-17 тысяч рублей. На пике, когда происходила реорганизация – это июль-август 2019 года, в штате насчитывалось чуть более 1200 сотрудников. Сейчас работают 830. Считаю, средняя зарплата для отрасли у нас конкурентная – 55 тысяч рублей, рабочие специальности получают 60-70 тысяч. В прошлом году заработную плату индексировали дважды, потому что нельзя иначе. Всегда говорю: все держится на людях. Стараемся не только материально стимулировать, у нас есть коллективный договор, работает профсоюз, много различных льгот, доплат. По условиям труда покупаем лучшую спецодежду, материалы, обновили технику.

Если вернуться к вопросу зарплат, может сотрудники где-то и могут заработать побольше, но у нас на предприятии стабильность. Многие выбирают именно стабильность. Сегодня в целом ситуация на рыке труда тяжелая, особенно не хватает рабочих специальностей. Мы стараемся сделать всё, чтобы люди на предприятии держались. В январе вновь планируем индексацию зарплат. Лично я считаю, что люди должны получать достойно. Понятно, у нас есть какие-то тарифные, экономические ограничения, но заработные платы мы поднимаем за счет оптимизации всех процессов и внутренней экономии. Сэкономленные деньги пускаем либо на обновление технической базы, либо на повышение фонда оплаты труда.

Две программы для развития

На ваших информресурсах выложены «Инвестиционная программа МУП «Водоканал» на 2023-2032 годы» и региональная программа «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры на 2023-2025 годы». В чем между нами принципиальная разница?

Начнем со второй. Если коротко, программа подразумевает модернизацию и капитальный ремонт сетей, линейных объектов. В большинстве своем она направлена на снижение аварийности. Наша инвестпрограмма – это масштабная реконструкция, новое строительство, то есть более капиталоемкие мероприятия, в первую очередью, по объектам водоснабжения и водоотведения. Условно, по этой программе делаем глобальные, большие перекладки сетей, площадные объекты – насосные станции, очистные сооружения. По первой более мелкие, это текущие ремонт. На этот год по ней запланировано заменить порядка 30 км сетей как водоснабжения, так и водоотведения. Это весь пригород – Коминтерн, Нововятск, Захарищево, Лянгасово и так далее. Есть отдельный проект по реконструкции берегового коллектора – это главная труба в городе, по которой все стоки поступают в очистные сооружения. Запланирована реконструкция шестого водовода, который идет по улице Володарского на станцию «Насосная». Все эти и многие другие мероприятия прописаны в программах.

Часть работ в центре города в связи с мероприятиями к 650-летию Кирова перенесли?

Да, они начнутся в конце года, за зиму сделаем. Материалы и оборудование закуплены, лежат на складе. И очень хорошо, потому что на сегодня они подорожали. А тот же береговой коллектор находится на окраине, никому не мешает. По нему работы начали зимой, там необходимо заменить порядка 2 км труб, основную часть сделали. В городе сейчас работаем по небольшим сетям, уже много переложили в Сидоровке, Коминтерне.

Как показывается практика, если хочешь сократить аварийность – ремонтируй мелкие сети, если хочешь сократить потери – ремонтируй большие. Сейчас большой акцент делаем на снижение аварийности. В пригороде по ряду причин она выше, чем в городе. Допустим, в пригороде много брошенных сетей, которые «не пойми откуда». Все их сейчас собираем, перекладываем. Думаю, уже к концу лета жители заметят, что прорывов стало значительно меньше. По нашим подсчетам аварийность снизится кратно. Плюс идет замена на новые трубы, а это повышение качества воды.

Если продолжить тему дорог, водители и жители много критики высказывали по поводу провалившихся во время ремонта дорог люков. Сейчас вы применяете новую технологию, так называемые плавающие люки. Она себя оправдывает?

Полностью. До этого мы долго, три года обсуждали этот вопрос с депутатами. На сегодняшний день в «Правилах благоустройства» прописано, что при ремонте дорог, колодцев необходимо использовать именно плавающие люки. Чем они хороши? Не проваливаются. Сейчас по городу установлены порядка 300 плавающих люков «Водоканала». Даем их другим организациям, к примеру, в прошлом году давали ГДМС для ремонта дороги. Суммарно наших по городу на сегодня тысяч восемь, а еще есть связисты, тепловики, энергетики. В целом по городу, думаю, их уже установлено тысяч 30.

Помню, самые первые пять поставили 4 года назад. Постоянно их проверяю лично, особенно во время распутицы. До сих как новенькие. Конечно, поначалу с установкой некоторых возникали проблемы, потому что их монтировать тяжелее, чем обычные. Однако научились ставить, а ремонтировать такие намного проще.

Считаю, что в этом направлении точно нужно продолжать двигаться. Смотрю на другие субъекты – они очень массово используют эту технологию. Возьмем для примера Ярославль: у них в нормативных документах прописано, что по объектам программы «Безопасные качественные дороги» используются только плавающие люки. Эта работа должна быть системной. Естественно, эффект не будет виден завтра, но он будет виден через три, четыре, пять лет. Лучше всем – и жителям, и автомобилистам, и дорожникам, которым не надо ежегодно будет эти люки ремонтировать.

«Живем в новой реальности»

Каков источник финансирования работа в рамках этих двух программ?

В настоящее время всё делается за счет средств «Водоканала». Изначально по региональной программе модернизации планировалось обновить 60 км сетей, половину – за счет бюджета. Пока денег не выделили. Но мы совместно с областью и городом решили не откладывать работы и начинать их делать за свой счет.

По нашей инвестпрограмме тоже всё делается за счет собственных источников. Все объекты сложные, сейчас ведется их проектирование. Это гигантские проекты, возникает немало вопросов с той же землей, технологиями, экспертизами. Когда формировали программу, понимали поставщиков по всем товарам. Сейчас, в связи с внешнеэкономической ситуацией, приходится их менять и искать новых. К примеру, сушилки для осадка ранее делала одна компания в мире, сегодня ищем замену.

Сильно ли в целом на работе предприятия отразились санкции? В первую очередь, на поставках оборудования, логистике?

Отразились, но не по всем позициям. На поставке труб не сказались: произвести их в России не проблема. Сложности возникли по задвижкам к ним, они шли из Европы – подороже, но понадежнее. Сейчас задвижки поставляют Китай, Турция, Россия. Надежность, наверное, поменьше европейских, а цены примерно такие же. То есть комплектующие подорожали сильно. Это понятно: непростая логистика, валютные ограничения – всё сказывается на ценах. Хотя по этим позициям в принципе вся номенклатура уже тоже есть. Насосное оборудование в большей части тоже найти можно, только увеличились сроки поставки. Если раньше насос привозили за три месяца, сейчас сроки поставок некоторого оборудования могут быть год и больше, соответственно, у нас сдвинулись некоторые работы. Недавно привезли очередные насосы под заказ, их делали полтора года, хотя обещали за 8 месяцев.

При этом на российском рынке появилось много производителей с качественным оборудованием, которых раньше в тени крупных европейских концернов их было не видно. Мы с ними работаем. С ними и общаться проще.

Пробел пока есть по автоматизации. Чипы можно привезти из Китая, а русификация, программные продукты? Все эти вопросы решаем в рабочем порядке. Все мы живем в новой реальности, поэтому перестраиваемся.

Количество и качество

Вы сказали, что по вашей инвестпрограмме многие проекты сейчас в стадии проектирования, но есть уже и реализованные?

Которые начинают реализовываться – программа стартовала с конца прошлого года и будет действовать еще 8 лет. Буквально на этой неделе запустили в опытную эксплуатацию автоматическую систему контроля качества воды на очистных сооружениях в Корчемкино. Датчики анализируют порядка 40 показателей на разных участках. По каждому мы в онлайн-режиме видим качество воды. По факту это начало системы автоматического дозирования реагентов. В перспективе – полная автоматизация очистных. Датчики показывают, где нужно добавить-убрать какой-то реагент, система это делает. Как минимум это экономия ресурсов и сокращение до минимума количества реагентов: чем их меньше, тем вода вкуснее.

То есть помимо снижения аварийности обычные жители получат воду еще более хорошего качества?

Да. Очистные сооружения это лишь первый этап автоматизации. Далее пройдет реконструкция первого и второго подъема. Жители этого не увидят, но замена насосного оборудования, гидравлика – это надежность. Заменим блок-фильтры: поставим тонкослойные модули, которые существенно повышают качество очистки воды. Фактически после прохождения воды через блок-фильтр реагентов в ней не останется. Меняем систему, позволяющую убрать запах из воды. Во многих городах у воды есть сильный запах, а в Кирове его уже и сейчас практически нет. Если брать большие города, в нашем городе вода – одна из лучших по качеству. Стараемся сделать так, чтобы стала еще лучше лучшего.

Работы, которые проводит «Водоканал», включены в тарифы для потребителей?

Непосредственно работы по инвестпрограмме и по программе модернизации в тариф не включены, они проводятся за счет города, наших источников, в том числе платы за негативное воздействие – ее вносят другие потребители. Безусловно, на себестоимости отражаются даже инфляция, но мы себестоимость держим.

А что с платежной дисциплиной?

По 2023 году в целом собираемость 100%, даже чуть выше, но здесь речь о прочих потребителях, бюджетниках. Если говорить конкретно про население, собираемость 95-96%, то есть практические все жители ответственные. К тому же мы полтора года серьезно занимаемся протензионной работой. Дебиторская задолженность снижается существенными темпами.

Всегда говорю, что в этом вопросе должны быть и кнут, и пряник. Люди платят, если им удобно. Мы все наши сервисы сделали максимально удобными. У нас на прямых договорах сегодня 240 тысяч лицевых счетов с населением и около 7 тысяч договоров с юрлицами. На прямых расчетах – 95% населения Кирова. Оплачивать услуги удобно: через телефон, в банкоматах, в наших офисах. У нас работает чат-бот. Биллинг абонентов осуществляет ООО «РКЦ» (мы его учредители с 75% акций), есть три офиса для работы с клиентами в городе. Все сервисы, доступность возможностей оплаты и общения с потребителями продолжаем улучшать.

О 650-летнем юбилее и 5-летнем периоде

«Водоканал» всегда вносил и вносит свой вклад в развитие города, сейчас участвуете в подготовке города к 650-летию Кирова. К примеру, обновляете граффити на стене на углу улиц Спасской и Дрелевского, где у вас насосный станции за бетонным забором.

Там были граффити, со временем рисунки поблекли, некоторые были испорчены вандалами, поэтому мы решили вновь дать холст для творчества кировских уличных художников. Они выходят буквально на днях. В 2024 году новые граффити будут посвящены 650-летию Кирова и теме воды.

Один из наших ключевых проектов – подшефный парк «Аполло», где уже проводится много мероприятий. Из заброшенного парка удалось сделать отличную, на мой взгляд, зону отдыха для семей, детей, гостей города. В прошлом году мы обновили в парке сцену амфитеатра, сделали красивое освещение входной группы, главной аллеи. Планируем обновить арт-объект «Дерево», стенды входной группы, открыть тематическую выставку, посвященную 650-летию города и Году семьи. Продолжаем обновлять дорожки в парке, обновим покрытия и ограждения футбольного поля. К концу июня эти и другие работы будут завершены. Я сам с детьми в нем гуляю с удовольствием. Приятно, когда такое же удовольствие получают другие люди, которые туда приходят.

Вы много говорите не только о сделанном, но и о планах. При этом мы знаем, что уходите с поста директора «Водоканала», которое за эти годы стало экономически устойчивым и перспективным муниципальным предприятием. Почему?

Потому что я пришел на предприятие в мае 2019 года, а сейчас май 2024-го. Отработал пять лет, а это предельный срок работы директора муниципального предприятия. На самом деле пять очень – большой срок. За это время многое сделано, настало время взглянуть на все эти произошедшие изменения со стороны. Я не скрывал, что планируют отработать именно пять лет. Тяжело было в самом начале, а сейчас все процессы настроены и понятно, куда и как муниципальному предприятию двигаться дальше. Считаю, что я свою задачу выполнил.