Найти тему
diletant.media

Легендарное оружие в истории

За относительно недолгую историю развития человеческой цивилизации было изобретено невероятное количество оружия самого разного вида. И именно оружие часто становится объектом самых разных легенд и сказаний, слава о таких мифических и полумифических артефактах передается из столетия в столетие.

Экскалибур

Эскалибур — легендарный меч не менее легендарного короля Артура, одного из самых выдающихся кельтских героев и центрального персонажа британского эпоса, знаменитого вождя бриттов V—VI веков, который разгромил завоевателей-саксов.

Название, вероятно, ведется от валлийского Caledfwlch («Каледвулх»), что можно приблизительно перевести как «битва» и «нарушать целостность». Первое упоминание меча относится к валлийскому эпосу Мабиногиону, датируемому XI веком. Позже имя трансформировалось в Калибурн (латинизированная версия), а уже в средневековой французской литературе превратилось в Экскалибор и позже в Экскалибур.

Владычица Озера вручает Артуру меч. Источник: wikimedia.org
Владычица Озера вручает Артуру меч. Источник: wikimedia.org

Существует популярный мотив «меча в камне», востребованный в том числе и в современном кинематографе: по этой версии, король Артур вытащил Экскалибур из камня, пройдя тем самым символическое испытание и доказав, что он достоин королевской власти. Но основной массив текстов, в том числе и главный источник мифов о короле Артуре — «Книга о короле Артуре и о его доблестных рыцарях Круглого стола» сэра Томаса Мэлори — свидетельствуют о том, что король бриттов забрал Экскалибур из озера.

В пользу версии меча, добытого из озера, может косвенно свидетельствовать кельтская традиция предавать оружие воде после смерти его владельца или в ритуальных целях. Из камня же, по-видимому, король Артур достал другой меч, близнец Экскалибура, известный как Кларент. По одной из легенд, Экскалибур выковал Велунд, бог-кузнец, но более широко известна легенда, согласно которой меч создали на мифическом острове Авалоне.

Тхуантхьен

Меч Тхуантхьен по легенде стал важнейшим волшебным артефактом во время повстанческой войны будущего императора Вьетнама Ле Лоя. С помощью этого оружия ему удалось освободить страну от захватчиков и основать новую династию Ле.

По преданиям, сохранившимся, в частности, в произведениях известного вьетнамского поэта Нгуен Чая, в 1418 году Ле Лой восстал против китайской династии Мин, которая вторглась во Вьетнам и оккупировала его в 1407 году. Первоначально военная кампания против захватчиков была не слишком успешной — партизанское движение не могло ничего противопоставить хорошо вооруженной и организованной китайской армии. Но на помощь жителям пришел Король-Дракон, который согласился на время отдать свой меч Ле Лою — правда, не целиком, а предварительно разделив его на две части, клинок и рукоятку.

Ле Лой с мечом. Источник: wikimedia.org
Ле Лой с мечом. Источник: wikimedia.org

В то же время простой рыбак по имени Ле Тхан, закинув сети, вытащил на берег железный клинок, но, не поняв его ценности, выбросил обратно в море. Однако закинув сети еще два раза подряд, Ле Тхан вновь и вновь обнаруживал в них длинное лезвие: приглядевшись, он понял, что это часть меча, и отнес его домой. Позже Ле Тхан присоединился к повстанческой армии и начал быстро продвигаться наверх по службе — настолько, что его дом решил посетить сам генерал Ле Лой. В доме бывшего совсем небогатого рыбака было темно, но клинок, словно почувствовав присутствие Ле Лоя, ярко засиял: взяв оружие в руки, генерал прочитал надпись на лезвии, которая гласила «тхуан тхьен», то есть «воля небес».

Рукоятку Ле Лой нашел в ветвях дерева — он вновь заметил необычное свечение, которое привлекло его внимание. Достав сияющий предмет, Ле Лой вложил клинок в инкрустированную драгоценными камнями рукоятку — они подходили друг другу идеально. Так генерал получил меч, сокрушительная сила которого помогла Ле Лою победить оккупантов и освободить Дайвьет от китайцев. Спустя год, когда Ле Лой плыл по озеру на лодке, на поверхности воды внезапно появилась золотая черепаха, которая попросила Ле Лоя вернуть меч. Генерал — на тот момент уже монарх — вспомнил, что Король-Дракон не дарил ему оружие, а всего лишь отдал на время, и пришла пора возвращать Тхуантхьен законному владельцу. Забрав меч, черепаха вновь исчезла на глубине, а озеро в честь этого события назвали Хоанкьем — «Озеро возвращенного меча» (оно находится в Ханое).

Дюрандаль

Дюрандаль — еще один знаменитый меч, воспетый в эпической литературной традиции. Он принадлежал Роланду, самому известному герою французских сказаний цикла Карла Великого. Самое известное произведение, посвященное Роланду — «Песнь о Роланде», героическая поэма о битве в Ронсевальском ущелье, где армия Карла Великого сошлась с войском басков.

Фрагмент Дюрандаля в скале возле святилищ Рокамадура. Источник: wikimedia.org
Фрагмент Дюрандаля в скале возле святилищ Рокамадура. Источник: wikimedia.org

Роланд погиб в этом ущелье, однако до этого смог отразить атаку многотысячной армии врагов — и все это благодаря своему мечу, Дюрандалю. Тот обладал магическими свойствами, был невероятно прочным и острым, с одного удара мог разрубить пополам броню неприятеля.

Роланд, умирая, попытался сломать меч о скалу, чтобы он не достался врагам, но Дюрандаль пробил камень, при этом на нем даже не осталось зазубрин или царапин.

Немаловажной особенностью Дюрандаля были священные реликвии, которые хранились в рукояти — кровь святого Василия, зуб святого Петра, частицы одежды Девы Марии. В целом, это соответствует образу христианского рыцаря и мотивам противостояния христианского мира мусульманскому вторжению — в более поздних циклах о Роланде баски переосмысливаются как сарацины (так в средневековой традиции называли арабов).

Клинки Мурамаса

Оружейная школа, основанная японским кузнецом Мурамаса приблизительно в XVI веке, существовала на самом деле. Мастера, принадлежавшие этой династии, создавали настоящие клинки, которые, впрочем, все равно окружены мистическим ореолом. Раньше считалось, что Мурамаса был учеником другого знаменитого оружейника Японии, Масамунэ, однако это историческая неточность, поскольку двух мастеров разделяет несколько веков. И клинки Масамунэ, и клинки Мурамаса признавались непревзойденными по качеству, прочности и остроте, однако школа Масамунэ создавала «высоконравственное» оружие для порядочных и благородных людей, тогда как лезвия Мурамаса наделялись исключительно негативными качествами.

О разнице характеров двух оружейных мастерских говорит, например, одна из легенд, согласно которой в дно реки воткнули клинок Масамунэ и клинок Мурамаса. По реке плыли лотосы, которые аккуратно огибали первое оружие, а ко второму их тянуло неизвестной силой, и они неизбежно оказывались разрезаны пополам. По другим преданиям, подобная кровожадность была связана с проклятьем, которое сам Мурамаса наложил на свои клинки. Оно было направлено против господствующего клана Токугава, представителей которого оружейник ненавидел, поэтому все его мечи должны были нести смерть семье и приближенным сёгуна.

Клинок Мурамасы. Источник: wikimedia.org
Клинок Мурамасы. Источник: wikimedia.org

Хотя проклятья лежат в области мифологических верований, в истории сохранились некоторые факты, которые могли бы озадачить скептиков. Так, например, именно от клинка Мурамаса погибли дед и отец основателя правящей династии Токугава Иэясу, сам первый сёгун в детстве серьезно поранился собственным вакидзаси (коротким мечом) работы Мурамаса, а сын Иэясу был обезглавлен катаной Мурамаса. Поэтому сёгун строжайше запретил самураям владеть этими клинками, а за хранение оружия Мурамаса могли приговорить к харакири даже высокопоставленных чиновников.

Подробнее