Я знаю, почему фильмы «Брат» и «Брат 2» столь популярны у нас в стране. Знаю. Сюжет у этих фильмов незатейливый, у главного героя нет никаких суперспособностей, видеоэффектов в фильме нет, каскадёрских трюков – тоже, видеоряд слабенький, все диалоги плоские, на одной волне… А фильмы имеют статус культовых. А почему? Полон интернет «исследований», версий, мудрых «разъяснений». Мне нравится только одно: «…режиссёр вложил в кино своё видение и мысли, однако каждый из зрителей увидел в нем нечто своё, тёплое и родное…»
Эта как раз та тема, которую я буду поднимать неоднократно – искренность автора. Когда человек создаёт не на потеху толпе, не в модных трендах (тьфу!), не под алгоритм или существующую повестку, а ИЗ СЕБЯ… Про себя, для себя, своё... Когда он чист, искренен и честен – тогда может… Тогда, может, и ты услышишь тот шёпот, про который говорят многие заслуженные люди творчества прошлого. Такие как Джером. Марк Твен, да тот же Пушкин. Когда твои герои и придуманные «тобой» персонажи начинают жить очень своей жизнью. И уже не ты «пишешь» их, а они «рассказывают» тебе, что о них написать. Или спеть. Или снять. Иногда так бывает.
Нам нужно чаще Балабанова слушать. Как Никулина. Или призывающего к этому Сергея Шнура. У Шнура есть песня, в которой он постоянно рефреном говорит: «Нам нужно чаще Никулина слушать!».
На 1’05’’ трека звучит это призыв. Который можно «призывать» только речитативом и хриплым алкоголическим голосом в песне про наркоманов:
Нам нужно чаще Балабанова слушать. За 15 лет до Русской весны снимает человек фильм «из себя», на голом энтузиазме, без претензий на лавры. Что мы получаем? Это:
Эта великая фраза: «Вы мне, гады, ещё за Севастополь ответите!» – стала пророческой. В 2000-м она звучала невероятным стёбом, только подчёркивающим «отмороженность» персонажа. А потом случилось то, что случилось. И невероятный «прогноз» – сбылся. Хотя ни малейших предпосылок к этому не было. Скажи хоть кому в октябре 2013-го, что через полгода Крым вернётся в Россию – не поверил бы никто. Ни любой аналитический центр, ни руководство Украины, да и любой страны, ни Путин, ни даже я.
… Некоторые вещи случаются одномоментно. Раз! И – всё. Был Союз Советским – и практически мгновенно закончился. Стояла Берлинская стена – и в три дня не стало ни стены, ни «Великого разделения», который она символизировала. Был доллар мировой валютой, а Америка символом …
А почему мы помним пророчество Балабанова про Севастополь, и забываем вот это:
«Скоро всей вашей Америке – кирдык. Мы вам всем козью рожу-то устроим» – говорит Бодров. Без надрыва, с простой констатацией. Просто фиксируя факт. Чётко, метко и всего одним словом характеризуя «наших партнёров»:
– Ну чё ты споришь? Тебе говорят – г.вно музыка, а ты споришь. Да и сами вы…
Спокойно, задумчиво, уверенно. А это – 1997-й год. Ещё даже «наш» дефолт впереди. Ещё Россия уверенно летит в пропасть, направляемая «твёрдой», но беспалой рукой «радикального реформатора» Бори «Алко» Ельцина.
Ну ведь так и выходит же?
Я уверен, что весь фильм создан только для того, чтобы задать всего один вопрос. И дать на него всего один ответ. Остальные две серии вокруг – только декорации для этого. Даже если сам Балабанов об этом и не знал. Да я уверен, что он и не знал. Да, его руками, головой, камерами и актёрами всё это сделано. Без их практического участия. Ну так иногда бывает.
Один вопрос. Заданный в двух местах. Один раз своему брату, для контраста: «А в чём сила, брат?»
А потом донести свою позицию. Сила – не в деньгах. Сила – в правде. Ну так же и выходит. Не было никакой правды в том, что Крым был украинским. Ну не было. И получилось – по правде. Кого бы кто не покупал.
И дать тот самый ответ: «Сами вы – г..вно. Для начала вернём Севастополь. А потом всей вашей Америке – кирдык».
Всё, это вся цель и смысл этого фильма. Всё остальное – титры, фон, голос за кадром. То, что подводит к главной мысли. К итогу.
А итог будет ровно такой: главный герой … Багров, Путин, новый Президент, министр обороны, или Сергей Лавров… Да неважно, эдакий коллективный, обобщённый русский. Будет сидеть напротив американского воротилы. Самого главного, или «принимающего решения». Неважно тоже. И этот новый Багров будет размышлять сам с собой. О смыслах. В небоскрёбах Града на Холме, в кабинете того самого воротилы, который только что «рулил потоками», распоряжался безумными финансами, да и судьбами распоряжался легко и не задумчиво. Легко отправляя на смерть тех, кто «мешает». Будучи абсолютно уверенным, что в его-то небоскрёбе, с его-то деньгами и возможностями, он неуязвим.
Пока не появится – ОН. Который будет играть в шахматы, пить рашн водка, раздумывать, и беседовать больше сам с собой, чем с уже неинтересным ему собеседником.
А собеседник будет глотать слёзы, кривить лицо, поддакивать любому слову, лишь бы… Лишь бы не тронул. Лишь бы только ушёл. Я не хочу находиться с ним в одной комнате. В одном здании. Да чего там – мне и на одной планете с ним неуютно. Этот «условный русский» был далёкой абстракцией. Проблемой, каких много бывало. Но от неё можно отгородиться охраной. «Решить», натравив боевиков. А потом далёкая абстракция стала близкой реальностью. И сидит напротив. Пьёт водку, двигает пешки, о чём-то думает и что-то говорит по-своему. Но почему же вдруг так холодно в спине? Почему так неистово хочется, чтобы всего этого не было? Чтобы всё оказалось страшным сном, а потом проснуться снова всемогущим и неприлично богатым. Решающим всё, всегда и везде. Неужели это «всемогущество» – всего лишь абстракция. А бывший абстракцией русский – и есть могущество? Странное, необъяснимое. Без особых богатств, со смешным обрезом, почти что в ватнике и кирзачах, как на древних фотографиях.
Господи, ну почему мне так плохо? Когда же он, наконец, уйдёт? И почему так трудно посмотреть в его глаза?
Давно известно: человечество постоянно ходит кругами, а история регулярно повторяется. «Сначала – как трагедия, потом – как фарс», даже не сотня лет этой мыслищщщи.
Начиная с Карла XII, раз в сто лет кто-то пытается принудить Россию к чему-то своему, нанеся ей «стратегическое поражение на поле боя». Каждый раз кончается одинаково, но за сто лет внуки и правнуки забывают Великое Правило, считают, что они поумней одесского раввина, и пробуют, пробуют, пробуют. Начало очередной такой попытки мы все сейчас и наблюдаем. Время, видимо, подошло. Для необучаемых.
В XIX-м веке французский язык был в России популярней русского, потом казаки мыли своих коней в парижской Сене. После Революции все поголовно учили немецкий. Чтобы в итоге на чисто русском написать на берлинском рейхстаге:
«Ни хрена! Дошли!»
Мне лет сорок назад рассказывали, что есть фотография, где эта фраза написана с … гораздо большей экспрессией, без «растительных» эвфемизмов, а прямо так: совсем по-русски. Со всеми полагающимися половыми подробностями. Но – цензура... Найти бы эту фотографию. Вот вам, коллективный запад, и вывод. Даже культурные ваши тренды, весь ваш стрит-арт и граффити – родом из того, майского Берлина.
Там, кстати, есть надписи невероятной мощи. Мне вот эта очень нравится:
Удивлён. Почему такой беспорядок в правительственном учреждении? 9-5-1945 А. Е. Кузьменко
Ну красавец же!
Там на второй фотографии ещё один красавец. Двенадцать цифр. Три даты. И всё понятно: «1760. 1813. 1945. Гусев».
Люди, не слушайте Байдена. Помните Гусева.
Сейчас у нас везде английский язык требуется, шагу шагнуть некуда. Где будем писать новые граффити? В Вашингтоне или в Лондоне? На Букингемском дворце или на здании Конгресса? Белый дом вычёркиваю, он маленький, там много не попишешь. А почему: или – или? А давайте: и там, и там. Чтоб два раза не вставать.
У американосаксов, как и у русских, есть множество достоинств. Они предприимчивы, трудолюбивы, настойчивы. Это я не про русских сейчас. Но есть у них, как и у нас, куча недостатков. Некоторые из них – критические. Я считаю ключевым их недостатком – они необучаемые. Если прошла одна схема, всё! Будут её юзать до упора. Пока по башке дубиной не получат, а это нечасто происходит. Поэтому ребята чудят безнаказанно десятилетиями.
Вот раздували они «финансовые пузыри» сверхтехнологичных (на то время) интернет-компаний все девяностые годы. Надули капитализацию – просто на загляденье! Двухтысячный год, «кризис доткомов», рынок рухнул, все индексы повалились в полтора раза, банки легли, куча компаний разорилось, ущерб – на триллионы. Ну ладно, казалось бы, наступили на грабли, бывает. Больно, но сделайте выводы – на вот такие штучки наступать не нужно. …зданёт Шарахнет по башке, аж мозги звякнут.
Не нужно придумывать сущности без необходимости. Нельзя устанавливать стоимость компаний «от балды» и торговаться на этом – влетишь! ВЛЕ-ТИШЬ! Вопрос времени только.
Не прошло и десяти лет – дратути! Ипотечный кризис! 2008-й, рынок рухнул, все индексы повалились в тар-тарары, банки не просто легли, а многие даже и кончились, ещё большая куча компаний разорилась, ущерб – на десятки триллионов (почти сотню).
Не наигрались с «придумыванием» цены на интернет, давай «придумывать» цены на недвижку? Ну богатеньким в Америке быть очень уютно, комфортно, и, самое главное, – престижно. Посмотрите их полудокументальные фильмы. «Игра на понижение», «Предел риска» и им подобные. Когда счастливый «ипотечный брокер» рассказывает, как он был барменом всего полгода назад, а теперь у него «седьмая Бэха», яхта, и он – миллионер. Когда стриптизёрша в баре имеет ПЯТЬ ипотечных домов и ещё квартиру, и рассказывает, что в этом баре так у всех. От официантки до посудомойки. Когда мама главного героя («Уолл-стрит: деньги не спят») бросает работу медсестры (медсестры!) и зарабатывает на недвижке невероятные для медсестры деньги. А когда сын (с Уолл-стрит! С «информацией из первоисточника»!) просит её вернуться «на работу» … выражение её лица непередаваемо. Наверное, такое же будет у Дженнифер Лопес, когда я предложу ей приехать ко мне в рязанскую деревню окучивать картошку.
«В цифры» в Америке любят, но не умеют в математику. Такой вот парадокс. А особенно «не умеют» в математику «со смыслом». Если во всей Америке за целых сто лет построили всей недвижимости на 10 триллионов, то она никак, вообще никак, совсем НИКАК, не может подорожать за всего четыре года (с 2001-го по 2005-й) ЕЩЁ на 10 триллионов. ВДВОЕ… Нигде такое не возможно, но Америка – страна великих возможностей. Они отменили биологию, мужчин, женщин, грехи и десять заповедей, здравый смысл, ну а математика чем лучше? Фтопку её! Даёшь всеобщее благоденствие!
Откуль дровишки? Где деньги, Зин? Ой, не задавайте таких больших и длинных вопросов – это Америка!
Думаете, научились? Не-а! На весь мир бабахнуло, но это же не повод волноваться.
Вот есть один список… В 1882-м году (да, в позапрошлом веке) количество миллиОНЕРов в С(пока)ША было 4.047 человек. Через тридцать два года (в 1914-м) их количество ПОДросло ~ на 85%, до 7.509-и человек. За тридцать+ лет меньше, чем вдвое.
За следующие 15 лет количество «богачей» увеличилось … на 50%? Вдвое? Нееет! Вы не знаете Америку – в пять с лишним раз. До 38.889-и человек. И что? Наступило благоденствие?
Нет, наступила Великая Депрессия. 1914 год + 15 лет = «Чёрный четверг», 24 октября 1929-го года.
Удивительные аналогии. В 1999-м году (да, в прошлом уже веке) число миллиардеров в Америке ограничивалось скромными числами. Таких было всего 50 человек. Прошло четверть века. Миллиардеров в Штатах теперь 813. В шестнадцать раз больше. А экономика (ВВП) за это время не выросла даже втрое.
Вывод: либо больше воруют. Либо цветастее придумывают.
Ну по другому не выходит никак.
Удивительное совпадение: если в предыдущем абзаце, про миллионеров периода за 1882-1929 годы, заменить слово «миллионер» на «миллиардер», к годам прибавить сотню, а абсолютные цифры по количеству богачей поделить на 40. Применить такой вот коэффициент 1 к 40, для пересчёта миллионеров XIX-го года к миллиардерам века XXI-го, то ситуация начнёт совпадать «с точность – до миллиметра», как в старой рекламе одного уже несуществующего российского банка.
Там, где было 4 тысячи миллионеров, появилось ~ сотня миллиардеров. Сотня плюс к годам, три нуля к суммам. А так – всё ровно тоже. В тот период, когда было 7.5 тысяч миллионеров (которых сейчас никто уже и за людей-то не считает), там в аналогичный период, спустя век, под 200 миллиАРДЕРов (187, если быть точным). До критической цифры (38.889 / 40 = 972) осталось полтораста человек. С американскими масштабами – на пару лет трудов праведных. Не больше.
А давайте ещё в аналогии столетней давности и необучаемость.
Что было перед Великой Депрессией? Давайте вспомним:
1. Вторая волна иммиграции. Наплыв мигрантов почти удвоил население. Прибывали по несколько миллионов в год.
(Что там всё никак не построят на границе с Мексикой? Опять мигранты? Надо же. «Никогда такого не было, и вот опять!» Спасибо, Виктор Степанович, дали комментарий на такую новость)
2. Сексуальная революция и эмансипация. Началась.
Думаете закончилось всё? Фигушки! «Есть к революции начало – нет у революции конца!» – пелось в очень умной нашей песне. Слава любым девиациям! Даёшь ЛГДТК…ИПРИТД! Транс- гомо- педо- шабаш рулит! Феминизм, как составная часть эмансипации! Не дай Бог ты не так посмотрел на женщину тридцать лет назад. Или наоборот – вообще не посмотрел. Как накопит она душевную травму, да ещё и с процентами! И готовься либо к тюрьме, либо к иску на миллиард. Странно только, что исков к слесарям, охранникам и таксистам никто и никогда не предъявлял. Видимо, это очень высокоморальные люди, по сравнению с музыкантами, бизнесменами, политиками и артистами. С теми, у кого есть деньги. На ком можно поживиться. Я вот не шучу про «не посмотрел». Я нашёл список требований феминотребований к маскулинотерпилам. Женщина может предъявить иск за «избыточный визуальный контакт». Е…ь! ДА! Это когда ты в лифте, ... не пристаёшь, не разговариваешь, не приглашаешь в кино, не ... а просто смотришь на милую девушку … но пристально. Уж больно милой оказалась, глаз не отвести. Так в России говорят. А там она – страдает, бедняжка. Но есть и Вторая причина для иска: «недостаточный визуальный контакт». Бинго! Один только вопрос к мужикам – как вы в этом разбираетесь? И почему ещё не сбежали? Второй оказался вопрос. И вам не страшно там вообще? Не удержался, три стандартных вопроса задал. Как в русской сказке.
Недостаточный контакт! Это когда ты зашёл в лифт, и не посмотрел совсем на милую девушку. А она – по прежнему страдает, бедняжка. Вот наши женщины – СОстрадательные в большинстве своём. Тама они почему-то сплошь – Страдательные.
3. Новые, революционные технологии, ставшие общедоступными. Электричество, автомобили, радио, кино, авиаперелёты. Что полностью перевернуло жизненный уклад. Мир стал совершенно другим.
Ничего не напоминает?
4. Придумана и впервые реализована система потребительского кредитования. Политика «Доступных денег».
Любой получил возможность купить что угодно. Тогда это звучало так: в пределах платёжеспособности.
Сейчас отменили и это. Помним стриптизёршу, посудомойку и официантку с пятью домами? И 2008-м годом в итоге. Деньги стали излишне доступны. И, как следствие, – потеряли хоть сколько-то реальную цену.
5. Мнение руководства страны на происходящее:
Мы сумели восстановить американскую мечту. Наша экономика является предметом зависти всего остального мира. Рост благосостояния американцев за три года – это исторический рекорд!
07.09.2023 г. Джозеф Байден, Президент США.
...
Сегодня в Америке мы ближе к окончательной победе над бедностью, чем когда-либо прежде в истории любой страны.
11.08.1929 г. Герберт Губер, Президент США.
...
Через пару месяцев бахнула Великая Депрессия.
Там и других аналогий хватает.
А ещё график роста количества миллиардеров в Америке удивительнейшим образом совпадает вот с таким графиком:
График внешнего долга. Ооочень показательна точка «Конец золотого стандарта», когда в год моего рождения президент Никсон отменил привязку своих денег к золоту. И вообще к чему-либо ещё. И тут им «карта как попёрла!», говоря словами анекдота. Сначала, чуть побаивались. Лет десять-пятнадцать. Стеснялись, если так можно говорить об американцах. Потом пришло новое поколение. Более дерзкое, наглое, жадное. Которое не помнит, кто брал рейхстаг, или как гибли от голода люди без всяких «Голодоморов», в условиях «окончательно победившей бедность стране». И понеслась душа в рай! Всей тройкой – да под гору! Даёшь! Ура! Великая американская мечта! После нас – хоть потоп! Только потоп произойдёт раньше.
Я открою тайну – так не бывает. Так не бывает даже просто, очень продолжительное время. А уж ВСЕГДА так не бывает никогда. Передайте это гражданину Байдену и всему американскому народу. Включая всех его 813 миллиардеров.
Америка – единственная страна, в которой можно стать миллиардером в кредит. Или получая пособие по безработице. Не верите? Вот вам список:
Ну в данном случае я шучу, это машинный перевод так балуется. Но ... а может это машинный перевод здесь единственно честный персонаж?
Распространение наркотиков. Пособие по безработице... Ну надо же!
Всем понятно, что пузырь госдолга – лопнет. С грохотом, брызгами и треском. Как уже неоднократно лопалось в американской истории. Так же произойдёт и с миллиардерами, это очевидно. Проблема в том, что никого это не парит.
Сегодня я миллиардер, а завтра будет только завтра. Может, его вообще не будет этого завтра. В конце концов, всегда можно выйти из окна своего небоскрёба, или пульнуть себе чем-нибудь в голову.
Как там написал один из банкиров, наглотавшись яду почти сто лет назад? «Мое тело должно достаться науке, моя душа – [министру финансов] Эндрю В. Меллону, и сочувствие моим кредиторам».
Ну такая у ребят привычка...
Однажды, я делал ставку, что рухнет Советский Союз. Меня, конечно, не посадили, – гласность, перестройка, и прочие горбачёвские приблуды. Но очень сильно ругали и долго наказывали. Пока Союз не рухнул на самом деле.
А от меня стали шарахаться. Я предсказал невозможное.
Я бы на месте Трампа поостерёгся бы рваться в Белый дом.
Потому что я делаю ставку: Великая Депрессия 2.0 произойдёт в ближайшие пять лет.
Ставка 100 $.
(К тому же я абсолютно ничем не рискую)))