«Я никогда не рассказываю историю до конца»
Анна Рябова, фотограф, гид и историк искусств, живёт в Париже
Она родилась и училась в Минске, жила в Петербурге, потом – восемь лет в Риге и Юрмале. Много бывала во Франции. Получив филологическое образование и 20 лет проработав в туризме, сегодня она – автор лекций по истории искусств и фотограф. Работы Анны публикуют журналы, они побеждают на конкурсах, их покупают для интерьеров. Как ей удалось добиться успеха в новой сфере?
- Мое идеальное утро – позднее. Может, это неправильно, но самое продуктивное время для меня – поздний вечер. По ночам я редактирую фотографии, пишу тексты, читаю, смотрю фильмы. Хорошо, когда на завтрак хватает времени – перекусывать на бегу я не люблю. Дома я пью только правильно заваренный черный чай из китайской провинции Юньнань. Я открыла его для себя лет десять назад.
- Посуда для меня имеет большое значение. Я люблю большие чашки из тонкого фарфора, а вот тяжелые и цилиндрические терпеть не могу. Ну а еда может быть разной – для семейного завтрака могу испечь круассаны. Один их аромат создает ощущение уюта. Стараюсь порадовать семью красивой сервировкой – чтобы поднять настроение с утра. Когда я росла, мама тоже так делала. И сегодня, когда я приезжаю к родителям, меня всегда ждет красиво накрытый стол. Это ощущение любви, заботы и красивого дома и есть счастье и гармония.
- Я выросла в Минске в прекрасной атмосфере и в необычном творческом доме (хотя в детстве этого не замечала). Моя мама – архитектор, отчим – известный в Беларуси художник, скульптор, иллюстратор книг, график и керамист Николай Байрачной. Творческий человек и личность огромного масштаба. У нас дома было много необычных вещей и море книг: альбомы по искусству, энциклопедии, исторические справочники.
- От мамы-архитектора я унаследовала страсть к безупречности, точности и аккуратности исполнения. По натуре я перфекционист. А отчим научил меня творчески мыслить. Я не могу делать какую-то рутинную механическую работу. Даже одно и то же блюдо неспособна дважды приготовить одинаково.
- Сколько себя помню – любила рассматривать альбомы с репродукциями. Я знала названия картин и имена художников. Моим самым любимым был альбом Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. Впервые оказавшись там уже взрослой, я поняла, что знаю всю экспозицию почти наизусть.
- Я хотела стать искусствоведом, но в год моего окончания школы в Минске не было набора на этот факультет. И я поступила на французский язык в Лингвистический университет. Французский стал для меня ключом к культуре, искусству и литературе этой страны. На последнем курсе я познакомилась со своим будущим мужем. Спасибо случаю – мы родились и выросли за тысячи километров друг от друга. С Олегом мы жили в разных городах. Оказались в одной компании на Новый год и вот вместе уже почти 30 лет⤵️
- В 1998 году мы переехали жить в Санкт-Петербург. Это были прекрасные 17 лет в красивом городе, который дал нам очень много – интересную работу и друзей. Там родились наши девочки – Маша и Полина. Они ощущают себя петербурженками.
- В Петербурге я работала в крупной компании, которая занималась организацией туров во Францию с глубоким погружением в историю и культуру – для взыскательной и образованной публики. Спустя пару лет я сама стала разрабатывать авторские туры и возить группы. У меня было очень много поездок в разные регионы Франции, и мне это нравилось.
- Париж меня вдохновляет, я люблю его улицы, ритм и хорошо себя там ощущаю в любое время года. Почти с каждым его районом у меня связаны воспоминания и личные истории. Для меня это очень родной город.
- Моя жизнь изменилась в 2003 году – после рождения старшей дочери Марии. Я уже не могла так много ездить во Францию. Закончила курсы в Петербурге и стала лицензированным гидом по всем туристическим объектам, дворцам, соборам и паркам.
- Переезд в Ригу в 2015 году мы не планировали. Это была необходимость по работе мужа. Но идея мне понравилась – в детстве я часто приезжала сюда с родителями, хорошо знала и любила Юрмалу.
- Первое время мы радовались «лишнему» времени, которое у нас появилось – ведь в Петербурге мы по несколько часов в день стояли в пробках.
- В Латвии мне очень понравился местный дизайн – сдержанный и лаконичный. Может быть, это и побудило меня заняться фотографией.
- К моменту переезда я уже несколько лет снимала и закончила курсы в Академии фотографии Санкт-Петербурга. Учиться туда я пошла, чтобы разобраться с новой камерой – и увлеклась… Никакого стиля и направления тогда у меня еще не было. Я пробовала себя в пейзажной фотографии, часто ездила с друзьями в фототуры в разные страны (от Чехии до Японии) и осваивала технические тонкости. Моя первая выставка в 2018 году полностью была посвящена пейзажам. Снимающий их фотограф зависит от массы факторов – погоды, света, возможности приехать на локацию. Мне же хотелось чего-то другого. Этим другим оказался мир предметов.
- Мой любимый и основной жанр – натюрморт. Я обожаю цвета, фактуры и расположение складочек на ткани. Могу колдовать над ними часами. Двигать предметы буквально по миллиметру и поражаться, как это меняет смысл и настроение композиции. Портреты снимать тоже люблю – создавать образы, делать костюмы и погружать персонажей в другие эпохи. Но быть моими моделями трудно – я работаю небыстро. Придаю большое значение мелочам и нюансам, отвожу процессу постобработки десятки часов, и результата приходится ждать долго.
- Из современных фотографов мне близка голландская школа. Мои любимые фотографы – такие же минималисты. С некоторыми из них я знакома лично, была на их выставках и мастер-классах.
- Для меня бесконечный источник вдохновения – голландское искусство. Я хорошо чувствую эту страну – наверное, жила там в прошлой жизни где-то между Гаагой и Утрехтом. Или в Копенгагене, где жил и работал один из моих самых любимых художников – Вильгельм Хаммерсхей. Когда я впервые увидела его работы, даже перестала дышать от восторга. Передо мной были абсолютная гармония и красота. У нас этого живописца знают немногие, а в Дании он национальная гордость. Полотна Хаммерсхея меланхоличны, полны недосказанности и необыкновенно поэтичны. Свет и время в них кажутся неподвижными. На одной из картин, например, в глубине пустой комнаты стоит женщина в длинном платье и смотрит в окно. Кто-то удивится – ну что тут такого? А для меня эта работа воплощает особое настроение, тишину… ⤵️
- В любом художественном произведении и фотографии зрителю отведена своя роль. Я никогда не рассказываю историю до конца и предлагаю ее домыслить. Натюрморт – это тоже про человека. Ведь кто-то эти предметы выбрал и расставил в определенной последовательности. Мне очень важен цвет как настроение картинки, но мои работы минималистичны.
- В повседневной жизни я тоже люблю лаконизм и порядок. Мне важно, чтобы каждая вещь лежала на своем месте. Я с закрытыми глазами в темноте могу найти то, что мне нужно. Друзья часто шутят: твой дом выглядит так, будто тут никто не живет. Это ощущение создает и графичный интерьер с различными бежевыми фактурами и темными линиями. Мне хорошо в этом лаконичном пространстве. В интерьере отражена еще одна моя любимая тема – Япония. Но тут я, конечно, не знаток, просто любитель.
- Я считаю, что нужно заниматься только тем, что приносит радость. Мы не ездим отдыхать в пляжные отели «все включено». Всегда берем в аренду машину – едем исследовать окрестности, ходим в музеи и на концерты. Дома у нас не звучит попсовая музыка, нет телевизора и не принято тратить время на то, что не приносит эстетического удовольствия.
- В нашей семье никогда не было разделения на детей и взрослых. Мы с мужем не ограждали девочек от взрослых разговоров, они наравне присутствовали в наших компаниях и могли высказать свое мнение по любому вопросу.
- Старшей Маше сегодня 21 год. Она изучает биомедицину в Королевском колледже Лондона и мечтает стать ученым. Младшей Полине 17. Она мой главный критик в творческих вопросах, дает конструктивные советы. Я стараюсь показать девочкам красоту и многообразие мира, научить их разбираться в прекрасном.
- Дети часто со мной путешествуют, приходят на мои лекции и выставки. Мы вместе ходим в театры, на концерты и в кино. Последнее, что смотрели вместе – фильм Клода Лелуша «Мужчина и женщина» . Это было большое счастье. Мы любовались красивыми кадрами – Францией, Довилем. А потом ехали домой по ночной дороге и слушали музыку из фильма.
Записала Юлия Румянцева
(с) "Лилит"
Фото из архива Анны Рябовой
Подпишись на наш канал и читай: