Небольшая заметка про выбор радиосвязи во время путешествий, а именно про рации Baofeng 888s + TYT TH-UV99 10W и Optim APOLLO v3.0 и другие возможные варианты...
По мере подготовки к поездкам в компании, наконец-то подошла очередь и шпионских штучек (правда, скорее не самих штучек, а их бездыханных останцев), оставленных в чемодане Штирлицем для случаев, где звонить по красному большому телефону и пользоваться услугами радистки было нельзя, а связь в прямой видимости была необходима: во время фото-съемок и проводимых мастер-классов…
На дне моего чемоданчика были обнаружен комплект страеньких LPD/PMR раций ALAN 777, которых вполне хватало и на открытой местности, и во время совместных прогулок по улочкам городов, без страхов потерять попутчиков или "попасть" на роуминг…
В те давние времена, на ежемесячный тариф "анлимитед" с прямым номером от Мегафона, можно была купить пару мешков подобных игрушек, не говоря уже про стоимость использования своего номера в роуминге…
Уже значительно позже, на выручку путешественникам пришли номера от Simtravel с самыми простыми и неприхотливыми кнопочными телефонами в комплекте, которые я и сейчас вожу с собой для местных симок или второго номера от МТС и если, кому-то из попутчиков тоже надо будет дубль — могу горсть отсыпать)))
Так вот, возвращаясь к останкам ALAN, я с удивлением обнаружил, что один из аккумуляторов ещё даже пытается подавать признаки жизни при заряде, а второй почил с миром бесповоротно… Дальнейший мониторинг маркетов на предмет новых "старых" аккумов показал, что проще купить комплект новых портативок, чем реанимировать те, что есть …
РАЦИЯ BAOFENG 888S
Бегло пробежав по рекомендациям и отзывам, приобрёл обновленную версию раций Baofeng 888s с возможностью заряжать рации напрямую через разъём micro USB. В комплекте с рациями шли зарядные станции от 220В (в авто не актуально) и посему были докуплены провода-переходники под прикуриватель: USB — micro USB, а заодно пару обычных аккумуляторов про запас и зарядная станция от USB.
При желании этот комплект можно дополнить выносным "матюгальником" и удлиненными антеннами…
ДВУХ-ДИАПАЗОННАЯ РАЦИЯ TYT TH-UV99 10W
Для более сложных условий и задач приобретена двух-диапазонная радиостанция TYT TH-UV99 10W. Она примечательна наличием шифрованием DCS / CTCSS / 2-Tone / 5-Tone сигналинг, влагозащитой IP67, наличием порта USB type C для зарядки батареи, функцией захвата частоты и аналоговый скремблер речи (8 вариантов через ПО)…
Диапазон рабочих частот: VHF 136-174 / UHF 400-480 МГц.
Количество каналов памяти: 200.
Выходная мощность: до 10 ватт в VHF, до 8 ватт в UHF диапазоне.
Чувствительность приемника: 0.2 мкВ.
Аккумуляторная батарея: Li-Ion, 2800 мА*ч.
Для увеличения дальности приёма приобрёл на пробу удлинённую гибкую двухдиапазонную (VHF/UHF) антенну Retevis RHD-771, разъем SMA — Male, 39cm
Самым занимательным действом, из-за полного отсутствия какого-либо радиолюбительского опыта, было "поженить" Baofeng 888s и TYT TH-UV99 10W, а заодно и прошить полезные частоты на всякие непредвиденные случаи.
Прим: в качестве учебного материала пользовался видео с канала компании Вива-Телеком на YouTube
Программирование / запись каналов / согласование радиостанций LPD и PMR диапазонов
В роли сватов, выступил кабель для программирования Baofeng и программа CHIRP под MAC IOS, найденная в сети.
Для Baofeng 888s в ней достаточно скудный программируемый функционал, а вот для TYT TH-UV99 уже можно разгуляться, правда в списке поддерживаемых радиостанций её не было и пришлось работать через его полный аналог — Retevis RA89
Данные для настроек:
— Частоты безлицензионных радиостанций в LPD диапазоне
— Частоты безлицензионных радиостанций в PMR диапазоне
— Таблица стандартных DCS кодов
— Коды CTCSS
Потратив целый день на изучение материалов и самостоятельную настройку раций, остаётся надежда, что моих "косяков" в эфире, будет чуть меньше…
Таким образом связь в лагере или со штурманом/оператором теперь была обеспечена, а заряжать рации можно от всех источников что есть в наличии во время путешествия — благо фантазии на тему восполнения затрат от солнечных панелей уже реализовал через комплект энергоносителей и портативную солнечную панель DOKIO 300 Вт FFSP-320M
И, если раньше, в поездках я использовал CB-рацию, чтобы не заснуть в дороге…
Сейчас, всё чаще и чаще слышу мнение о том, что в эфире ничего интересного уже не происходит, да и пополнить словарный запас чем-то новым, после 50-ти лет, уже сложно …
Про ближайший пункт раздачи палочек и фотографий/видеозаписей на долгую память теперь можно и вовсе узнать не от дальнобойщиков, а через навигационные программы или через установленную программу HUD SPEED с регулярными обновлениями данных и Яндекс-навигатор. А для всех остальных случаев правила культуры / уважения и вежливости на дороге ещё никто не отменял, хоть многие про них и забывают…
Ну, и конечно же, использовать CB-рацию на частотах дальнобоя, когда в машине едут дети, следует очень осторожно — модераторов в этом эфире нет, хотя нынешние дети, играющие в песочнице могут и сами кого-угодно удивить…
CB-РАЦИЯ OPTIM APOLLO v3.0 с антенной BIG Optim
При выборе рации CB-диапозона остановился на самом популярном варианте со скрытой установкой — CB рация Optim APOLLO v3.0.
В третьей версии в комплектацию радиостанции добавили удлинитель кабеля для тангенты длиной 3,8 метров, за счёт чего установка станции в автомобиль стала проще — основной блок радиостанции теперь можно установить в любом удобном месте, например в багажнике. Кроме этого добавлен выбор подсветки клавиатуры и функция VFO (прямого ввода частоты).
Антенна на магнитном основании BIG Optim, по результатам различных тестов и обзоров, показывает один из самых лучших преднастроенных КСВ — менее 1,2, длина кабеля — 4 метра, высота антенны 1,6 метра.
Антенну разместил на крыше в заднем правом углу и "привязал" к экспедиционному багажнику, чтобы не потерять в лесу…
Из чужих отчётов узнал, что как альтернативу подобному варианту можно рассмотреть 2-х метровую "удочку" Lemm AT-2001 Turbo
По ссылке можно посмотреть: Частоты CB гражданских радиостанций и там же, на сайте, есть частоты Частоты речных и морских каналов
Думаете на этом всё? Ан — нет!
В мечты/намерения можно записать спутниковый телефон с возможностью подключения сим-карт местных операторов и спутниковый трекер SPOT GEN3 или его модификации для совсем экстренных случаев, которые, надеюсь, обойдут всех мимо.
Прим: работает ли сейчас SPOT на территории России я не знаю…
Для спокойствия же тех, кто остался дома и хочет следить за вашими перемещениями он-лайн, всегда остаются доступными маячки / GSM трекеры / закладки — средства пассивного контроля, которые, на сколько мне известно, раньше уверенно работали только в зоне приема GSM сетей. Как сейчас обстоят дела с ними — мне неведомо, так что если в курсе - поделитесь в комментариях.
Ну и последнее — самое недорогое и надежное средство в любой ситуации (правда использовать его нужно с головой — а то мало ли кто вас может услышать) и лучше средство испугать нападающего на вас с топором — это безотказный, как автомат Калашникова громкоговоритель / мегафон / орало.
Помните! Важно не то как громко вы орёте, а чтобы хоть кто-то оказался рядом, когда это будет необходимо:
В конце-концов, не зря же Самюэль Морзе в 1838 г. создал все предпосылки для общения на расстоянии посредством передачи пакетов сигналов любым доступным способом, а первым переданным сообщением 27 мая 1844 г. был текст: "Чудны дела твои, Господи!"
Прочие детали подготовки автомобиля для путешествий:
Не переключайте канал - всё только начинается!
Всем 7-3! Воть! 🙈