Найти тему
Cat_Cat

Современной этнографии пост

Доброго времени суток, дорогие товарищи! Довелось мне проехаться по некоторым деревням так называемого "виссарионовского края" — Петропавловке, Жаровску, Тюхтяту (тому самому, в честь которого еще Тюхтятская культура названа) и Черемшанке, что находят в Курагинском районе Красноярского края. Сразу оговорюсь, что по доступной информации решением суда от 24 октября 2022 года Церковь последнего завета признана запрещённой, подлежащей ликвидации и исключению из Единого государственного реестра юридических лиц. Я буду писать о том, что видела сама и оставлять все выводы делать вам.

Вообще, весть о том, что в Минусинске внезапно появился Иисус Христос появилась еще в 90-е, когда на фоне духовного кризиса населения массово стали появляться пророки и учителя. Вот и милиционер с юга края не остался в стороне. в 1991 году Сергей Тороп (далее, он сменит имя на Виссарион) основал "Общину единой веры" и поселился недалеко от Курагино. Но я не буду вам рассказывать об истории секты. Я расскажу вам о том, что происходит в деревнях после ареста духовного лидера.

-2

Сразу скажу, в самом городе солнца (главное поселение виссарионовцев) я не была, а вот по деревням помоталась. После запрета в РФ "Свидетелей Иеговы" их массовые службы прекратились, а дома молитвы стоят закрытые. После запрета Церкви последнего завета должно было по идее произойти тоже самое, но нет. Храмы стоят (и даже строятся новые), люди по воскресеньям ходят на богослужения (у них это называется Литургия). Причем о том, что пойдут на Литургию сообщают абсолютно незнакомому человеку (мне, например), ни капли не волнуясь, что я могу быть из спецслужб, например. "Сегодня парень в бороде, а завтра где — в НКВДе", как говорится. Даже не видно, чтобы районные власти хоть как то попытались повлиять на общинников после решения суда. Как служили, так и служат.

-3

Кстати, о служении. В каждой общине виссарионовцев (или как они её еще называют "семья") есть понятие общественного труда. Каждое утро мужчины (возможно и женщины тоже, но я не уверена) собираются на круг, решают проблемы и распределяют общественные работы на день. Это может быть строительство, работа в общественных теплицах и прочее. Ты должен определённое количество времени отработать на общественных работах во все дни, кроме субботы и воскресенья. В субботу ты занимаешься своими делами, в воскресенье — Литургия. Поэтому в деревнях, где сильна община довольно много общественных пространств (парков, выставочных площадей, школ искусств и т.д.). А вот если общественное место принадлежит государству, то его чинить не будут. В Черемшанке местный ДК давно требует ремонта и казалось бы, собери круг и почини общественное пространство. Но нет, мы лучше свое построим с нуля, а государственное чинить не будем. С государством община старается не взаимодействовать (даже в Жаровске, где нет проводного электричества, местные не очень сильно взаимодействуют с властями Курагинского района ,чтобы его провели).

-4

Живут они по большей частью натуральным хозяйством, держат огороды, очень много мастеровых людей, которые делают изделия народных промыслов и продают по окрестным ярмаркам (на Мире Сибири, например). И хоть торговля у них не в почете, но факт есть. А еще они очень хорошие строители и мужики из деревень ездят вахтой на постройку различных деревянных объектов по всей стране. Говорят, даже к красноярской универсиаде, что то строили. Тем и живут.

В поселениях довольно много иностранцев. Мне довелось встретить в довольно депрессивной деревне пару, которая говорила между собой по немецки и моих знаний языка даже хватило на то, чтобы понять их и немного поговорить. Никогда не думала, что в маленькой деревне в глуши, мне пригодится знание иностранных языков. И пригодилось! А еще я познакомилась с парнем Феликсом, которому надоела Германия и он приехал жить в маленькую сибирскую глушь. Сейчас активно учит язык и мечтает стать селекционером семян. Верует ли он или нет, я не спрашивала.

-5

Вообще, они не говорят о Виссарионе, если их об этом не спросишь. Мне довелось пробыть некоторое время в доме старосты общины в Жаровске, у которого три портрета Виссариона в центральной комнате и все книжные полки забиты книгами "последнего завета" и он не разу не заговорил о религии вообще. Единственный ритуал, который я наблюдала, это благословление еды. И то он молился про себя. Если спросишь - ответят, если не надо, то не лезут. Или может по моему лицу они поняли, что с этой о религии нет смысла говорить.

Кстати, портреты Виссариона там реально везде. Даже в сувенирной лавке их купить можно.

Общинники вегетарианцы, но запрета на яйца и молоко у них нет. По-крайней мере, в кафешке в Петропавловке (меню вегетарианское, да) вареники мне подали со сметаной. А это кафе для местных, они туда после литургии посидеть приходят, кофе с пирожным испить.

-6

Дети их ходят во вполне государственную школу, а жители обращаются, если надо, во вполне государственные больницы. В особых случаях даже выезжают центральные больницы в Минусинск и Абакан.

Автор: Дарья Шрам