Найти тему
Eurasia Daily

Обстановка в Белоруссии и паника Киева — что происходит?

Конфликт на Украине продолжает развиваться совершенно не по тому сценарию, который для него нарисовали на Западе. Российские войска постепенно отвоевывают у украинских боевиков территорию, заставляя киевский режим все больше нервничать и совершать ошибки. Дополнительное напряжение для украинских властей создает ситуация в Белоруссии, руководство которой продолжает поддерживать действия России, напрямую не участвуя в проводимой Москвой специальной военной операции (СВО).

События последних недель и вовсе повергли некоторых в Киеве в серьезное уныние, а в заявлениях и действиях руководства Украины все больше стала проявляться паника, грозящая непредсказуемыми действиями с его стороны.

С момента начала СВО Киев и страны Запада объявили Белоруссию «соагрессором» за то, что с ее территории российские военные вступили в северную часть Украины. Несмотря на то что ни одного белорусского военнослужащего не появилось на украинской территории, а вся военная активность, связанная с Белоруссией, на украинском театре военных действий прекратилась уже весной 2022 года, отношение к Минску не изменилось. Более того, за прошедшие два года Киев не раз делал все, чтобы спровоцировать руководство соседней республики на ответные действия, рассчитывая на прямое вовлечение в конфликт НАТО. Да и сам Североатлантический альянс развил бурную деятельность на своем восточном фланге, напрямую угрожая Белоруссии возможным нападением. Именно поэтому белорусские власти и приняли решение усилить обороноспособность государства в том числе за счет расширения сотрудничества в военной сфере с Россией. Так, на территории Белоруссии появилась региональная группировка Союзного государства и российское тактическое ядерное оружие (ТЯО), а к обучению белорусских военных приступили бойцы ЧВК «Вагнер». При этом в белорусской столице всегда подчеркивали, что не собираются ни на кого нападать, но готовы защищать страну любыми имеющимися для этого способами.

За два года с начала СВО в Белоруссии было проведено множество самых различных военных учений, и каждый раз в Киеве и на Западе раздавались голоса о том, что они свидетельствуют о подготовке вступления республики в военный конфликт. Панические настроения особенно усилились в последние месяцы, когда стало очевидно, что Минск и Москва резко нарастили сотрудничество в военной сфере, а лидеры двух стран стали проводить частые личные встречи. Большой резонанс за пределами Белоруссии вызвал визит Владимира Путина в Минск 23—25 мая, когда вместе с ним в республику прибыла делегация, в состав которой входил и министр обороны РФ Андрей Белоусов. Глава оборонного ведомства России провел личную беседу со своим белорусским коллегой Виктором Хрениным, обсудив «вопросы двустороннего военного и военно-технического сотрудничества».

Несмотря на то что в открытом формате по итогам переговоров не было сделано никаких громких заявлений, некоторые фразы обоих министров заставили Киев и страны Запада напрячься. В частности, Белоусов заявил, что Белоруссия была и остается ближайшим соседом и надежным партнером России, а сегодня, «как никогда, нам необходимо тесное взаимодействие, чтобы своевременно реагировать на изменения военно-политической обстановки в мире, принимать дополнительные меры по обеспечению безопасности Союзного государства».

Прошедшая встреча Путина и Лукашенко еще больше убедила сторонних наблюдателей в том, что Минск и Москва сегодня предпринимают различные шаги для объединения своих военных потенциалов, в том числе с целью формирования единого оборонного пространства и совместного использования ядерного оружия. Причем оба лидера были едины в своем отношении к ситуации на Украине и легитимности Владимира Зеленского. Как заметил Путин, в Москве «отдают себе отчет, что легитимность действующего президента Украины закончилась», а значит, в Киеве перед возможными переговорами должны подтвердить легитимность властей, которые будут ставить подписи. В свою очередь, Лукашенко заявил, что «юридической чистоты здесь нет и быть не может». Белорусский лидер вполне конкретно намекнул, что именно 2024 год многое определит в событиях на Украине, где сегодня «достаточно желающих возглавить страну — как среди военных, так и гражданских».

Масла в огонь подлила и информация, которую в последние месяцы распространяет белорусская оппозиция, находящаяся за рубежом. Так, во время встречи Путина и Лукашенко оппозиционные ресурсы, находящиеся за пределами Белоруссии, сообщили, что в аэропорту Гомеля приземлился самолет Dassault Falcon 900C (RA-09617), якобы принадлежащий бывшему украинскому президенту Виктору Януковичу. Данное событие сразу же было связано с некими тайными планами Минска и Москвы в отношении Украины, так как нечто подобное произошло в марте 2022 года, когда самолет Януковича также прилетал в Белоруссию, что многими было расценено как подготовка к его возвращению на родину.

Нагнетать обстановку белорусская оппозиция продолжила и позже, тем более что для этого сложилась вполне подходящая ситуация, связанная с началом в Южном военном округе РФ учений с практической отработкой подготовки и применения нестратегического ядерного оружия. Как известно, маневры были организованы «в ответ на провокационные заявления и угрозы отдельных западных официальных лиц» в адрес России. Причем в них приняли участие и белорусские военные, которые отрабатывали перемещение части сил и средств авиации на запасной аэродром с последующей подготовкой к применению нестратегического ядерного оружия. Как отметил Лукашенко, «мы ничего особенного не делаем, мы готовимся, мы тренируемся, мы должны быть готовы, так как мир нестабилен, опасен». По его словам, «нам нельзя пропустить удар, как это было в середине прошлого века», а на Западе должны знать, что «мы не допустим этого».

В рамках развернувшейся истерии вокруг военного сотрудничества Минска и Москвы, а также периодически появляющейся информации о возможном введении в Белоруссии военного положения «змагары» попытались еще больше сгустить краски. Сначала подконтрольные им ресурсы сообщили о якобы подготовке белорусской железной дороги к приему российской военной техники и личного состава, а позже — о постоянно прибывающей в республику военной авиации РФ. В частности, сообщалось, что в Белоруссию из России вернулись как истребители, так и вертолеты. Как утверждают «змагары», на аэродроме в белорусских Барановичах уже находятся два разведывательных самолета Су-24МР4, четыре истребителя Су-30СМ, а также восемь вертолетов Ми-24 и Ми-8. Кроме того, на аэродроме Лида ими был найден российский самолет Ил-22ПП. Откуда у белорусской оппозиции такая информация — неизвестно, но «змагары» продолжают утверждать, что подобные перемещения идут совершенно неспроста и могут свидетельствовать о начале подготовки к наступлению на Украину.

Правда, все домыслы белорусской оппозиции были недавно опровергнуты, так как стало известно, что с 27 по 31 мая в рамках совершенствования единой региональной системы противовоздушной обороны белорусские и российские военные провели совместные летно-тактические учения на территории республики. Их целью было объявлено «повышение взаимодействия и выучки органов управления и летного состава». К учению были привлечены белорусские авиационные воинские части, подразделения зенитных ракетных и радиотехнических войск, а также экипажи разведывательной, истребительной и армейской авиации ВКС ВС РФ. Причем военные отрабатывали вопросы управления силами авиации, а также организации взаимодействия, в том числе задачи по прикрытию различных объектов от ударов c воздуха. В Киеве также заметили, что в рамках учений экипажи тренировались в прикрытии подразделений сухопутных войск, что многими на Украине и в странах Запада было расценено как подготовка к наступлению.

Вместе с тем на фоне ведущихся в последние месяцы разговоров о возможном новом ударе по Украине со стороны Белоруссии Киев на официальном уровне продолжает успокаивать население, как это было и перед наступлением российских войск на Харьковщине. Так, украинский Центр противодействия дезинформации (ЦПД) Совета национальной безопасности и обороны 27 мая назвал все подобные разговоры «информационно-психологической операцией России» с целью «нагнетания массовой паники в украинском обществе».

«Прогнозируется, что вражеская пропаганда активизирует ИПСО по поводу открытия второго фронта со стороны Белоруссии. Ожидаем в ближайшее время ряд провокационных заявлений высшего руководства РФ и Белоруссии с угрозами в адрес Украины», — говорилось в сообщении.

Сюда же ЦПД присовокупил и якобы российскую «информационную кампанию» относительно нелегитимности Зеленского, дискредитации его «формулы мира» и плана по мобилизации, а также повышения налогов и увеличения тарифов на электроэнергию и цен на топливо. Проще говоря, о том, что сегодня происходит на Украине по вине нынешних властей страны.

Кроме того, успокаивают украинцев и различные «эксперты», а также военные, которые считают наступление с территории Белоруссии сегодня невозможным. Главным посылом таких успокоительных речей является то, что на белорусской территории отсутствует ударная группировка, которая способна осуществить вторжение и тем более захват Киев. Утверждается, что суммарная численность боеспособной части белорусской армии якобы составляет не более 15 тыс. человек, а количество российских военных в Белоруссии не позволяет в краткосрочной и среднесрочной перспективе сформировать ударную группировку для прорыва границы.

Правда, с последним утверждением, с учетом того, что происходит возле Харькова, многие сегодня могут поспорить. Особенно если вспомнить, что именно на северном направлении Киев хвастался неприступностью своей линии обороны, непроходимыми минными полями и фортификациями. На деле же оказалось, что ничего подобного нет, а то, что было построено, не выдерживает никакой критики. И, по всей видимости, нечто подобное наблюдается и на границе с Белоруссией, где периодически возникают довольно интересные ситуации, которые свидетельствуют о реальном уровне проведенных работ украинскими властями

Например, 20 мая в Волынской области недалеко от приграничного с Белоруссией села Доманово сдетонировали установленные в рамках возведения линии обороны мины. В результате был серьезно поврежден грузовик, а два человека пострадали. Причем детонация произошла из-за погодных условий: в мины ударила молния. И это, как показывает практика, далеко не первый такой случай, что только подтверждает всю неоднозначность ситуации с украинской линией обороны на границе с Белоруссией. Впрочем, все это нисколько не мешает киевском режиму официально утверждать, что белорусское направление прекрасно защищено и бояться нечего.

Подобная неоднозначная позиция и заявления, которые сегодня можно наблюдать со стороны Киева и некоторых его западных кураторов, свидетельствуют о том, что на Украине все больше начинает нарастать паника, которую официальные лица все еще пытаются скрывать за успокоительными речами, рассчитанными на простого обывателя. Вместе с тем утверждать, что в обозримом будущем на белорусском направлении Украину ждет очередное наступление, также нельзя. Несмотря на то что есть различные варианты подобного развития событий, начиная от похода на Киев, и заканчивая отрезанием центральной части Украины от западной, в настоящее время Минск не проводит никаких экстренных мер военного характера на южном направлении.

Белорусские власти по-прежнему стоят на своей позиции невмешательства в украинский конфликт, по крайней мере, до того момента, пока со стороны Киева или стран НАТО не возникнет прямая угроза республике. К сожалению, последнее в нынешних обстоятельствах вполне возможно, так как страны Запада и подконтрольный им киевский режим, по всей видимости, уже окончательно решили перейти все «красные линии», абсолютно не заботясь о последствиях такого шага.

СВО
1,21 млн интересуются