Минобороны Швеции в рамках 16-го пакета военной помощи анонсировало поставку и интеграцию в украинскую систему ПВО-ПРО пары самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Чем это грозит нашим Воздушно-космическим силам России? Подробнее – в материале Новороссии.
Угроза для воздушного пространства России
Швеция передаст Украине два самолета Saab-340 AEW. Данные борты оснащены высокоэнергетическими двухсторонними АФАР-радарами бокового обзора PS-890 Erieye. Они могут функционировать как в режиме "воздух-воздух", так и в режиме поверхностной радиолокационной разведки с возможностью обнаружения пусковых установок и радиолокационных станций подсвета зенитно-ракетных комплексов и пусковых установок ОТРК.
Saab-340 AEW способны обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 400 км в дециметровом диапазоне волн S. Два таких самолета, дежурящих над тыловыми районами Украины, могут контролировать воздушное пространство над европейской частью России на глубину до 250 км.
Радары могут обнаруживать цели с низкой отражающей поверхностью, такие как крылатые ракеты "Оникс", Х-59МК2 и Х-69, на расстоянии до 160-90 км. Однако для их обнаружения над территорией России экипажам Саабов-340 AEW придется приблизиться к русским границам на расстояние менее 100 км, что приведет к их вероятному перехвату.
Тем не менее, Saab-340 AEW могут передавать целеуказание по защищенным каналам сети Link-16, что повысит эффективность ЗРК NASAMS, SAMP-T, IRIS-T SLM и Patriot PAC-3MSE в перехвате крылатых ракет Х-101, Х-69, "Оникс" и Х-59МК за пределами видимости.
Кроме того, Saab-340 AEW могут обеспечивать наведение ракет AIM-120D, которыми оснащены F-16AM, по русской тактической авиации за пределами дальности действия радаров самолетов F-16AM.
Как уничтожить шведские ДРЛОиУ?
Пара шведских самолётов может повысить эффективность ПВО Украины против русских Су-34НВО. Для противодействия этому потребуется постоянное патрулирование самолетов ВКС ДРЛОиУ А-50У и Су-35С, а также своевременное уничтожение Saab-340 AEW, что может быть выполнено ракетами С-400, С-300В4 или аэробаллистическими ракетами Х-47М2 "Кинжал" с активными радиолокационными ГСН.
Ещё одним инструментом является ракета класса "воздух-воздух" сверхдальнего радиуса действия KC-172−1. Правда, программа разработки была остановлена ещё в 90-е годы в связи недофинансированием. Эта гиперзвуковая ракета-перехватчик по ТТЗ должна была обладать радиусом действия 400 км с возможностью радиокоррекции на траектории и активной радиолокационной головкой самонаведения, активирующейся в 100 км от цели.
Хотят снова "Дранг нах Остен"?
Забыв об уроках Великой Отечественной, европейские политики сейчас наперебой предлают сбивать русские ракеты и дроны с помощью комплексов ПВО НАТО, расположенных на территории Польши, Румынии и Словакии. Особо выдающийся деятель Нико Ланге на полях Мюнхенской конференции по безопасности заявил в интервью Tagesschau, что такие удары нисколько не противоречат нормам Устава ООН. Тем самым Ланге, впрочем, поддержал уже озвученные тезисы Виктории Нуланд, заявившей, что атаки с территории России делают её базы легитимной целью для ударов в случае, если с них запускают ракеты по территории Украины или ведут поставки для армии.
По мнению Нуланд, Россия спровоцировала эскалацию конфликта, начав атаку на Харьков.
Правда, престарелая леди оговорилась на свою беду, назвав город российским:
"Это касается и того, что вы сказали про нападение на второй российский город Харьков, который не находится на линии фронта".
Тем самым одна из центральных "фронтвумен" Запада словно признала возвращение русского Харькова на Родину, в состав России, породив своим заявлением множество мемов в Сети.
Новые угрозы – новые возможности
Заявления западноевропейских политиков, которые призывают сбивать с территории сопредельных стран НАТО русские ракеты, летящие в цели на Украине, порождают любопытный юридический казус.
Де-юре по международным правовым документам ракета, перемещающаяся в атмосфере, является воздушным судном.
В частности, согласно п.1 Приложения 7 к Конвенции о Международной гражданской авиации термином "воздушное судно" обозначается любой аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет технологического взаимодействия с воздухом.
Управляемая ракета, обладающая аэродинамическими несущими поверхностями – крыльями, так же как и пилотируемый самолет, и дрон, является воздушным судном.
Возникает интересная ситуация: ведь по сути, ракета - военное воздушное судно, пользующееся иммунитетом по всем международным договоренностям. Посягнуть на этот иммунитет могут только государства в состоянии войны с государством флага воздушного судна – то есть в нашем случае – с Россией.
Если же это посягательство произойдет за пределами посягающих стран, по юридическим нормам это будет квалифицироваться как вооруженное нападение на суверенную территорию России, которой является военное судно, неважно – на воде или в воздухе. А значит, может расцениваться как прямая агрессия против России.
В таком случае Россия получает полностью обоснованную юридически возможность отвечать применением оружия по отношению к воздушным судам военного назначения стран-агрессоров даже в нейтральном воздушном пространстве. В полной мере это касается полетов разведывательной авиации НАТО над Черным морем – и дронов "Глобал хоук", и разведывательных самолетов "Посейдон". И удары по ним будут соответствовать международному праву.
Неплохо было бы понять это зарвавшимся зарубежным политиканам, прежде чем бросаться смелыми заявлениями в адрес русских.