Ульяна Крайняя
После вступления в силу новых ограничений на ввезенные по параллельному импорту машины приходится платить повышенный утильсбор. Авто, которые раньше пригоняли из Киргизии, Казахстана и Армении сравнялись по стоимости с предложениями официальных дилеров. Опрошенные "Праймом" эксперты сходятся во мнение, что несмотря на значительное подорожание, россияне продолжат покупать авто. Ведь выбора все равно нет.
Успеть до 1 апреля
За несколько недель до вступления в силу ужесточений автоперегонщики пытались ввезти в Россию как можно больше машин из ЕАЭС. Но надо было успеть еще и полностью растаможить и получить электронный паспорт транспортного средства - ЭПТС. Нерасторопным все равно пришлось уплатить доначисления.
Цены на машины параллельного импорта выросли мгновенно. “То есть, вся существовавшая ранее экономия при покупке таких машин нивелировалась. В связи с чем официальные дилеры и частные продавцы стали массово отказываться от параллельного импорта - число таких предложений сократилось вдвое”, - говорит основатель автомобильного маркетплейса FRESH Денис Мигаль.
Читайте ПРАЙМ в нашем Telegram-канале
Как указывает аналитик Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов, в начале года доля параллельного импорта в продажах легковых авто в России составляла 10-15%. “Любые ограничения импорта в текущих условиях толкают автомобильные цены вверх, так как внутреннее предложение восстанавливается медленно и остается ниже потенциального спроса, который к тому же носит отложенный характер после существенного сокращения рынка в 2022 году”, - утверждает аналитик.
И в такой ситуации повышение стоимости ввозимых автомобилей через механизм утилизационного сбора ведет только к ускорению роста цен на внутреннем рынке.
Заградительные меры
Вместе с тем, сокращение объемов параллельного импорта вряд ли серьезно повлияет на продажи новых авто в ближайшее время. Все-таки доля таких машин в общем количестве реализованных была незначительной, полагает Мигаль. Например, в апреле на них пришлось только 11 процентов, в то время как еще в феврале они занимали 16 процентов реализации.
С точки зрения показателей продаж, новые правила не окажут существенного влияния на рынок, считает также Плеханов. Да, поставки по параллельному импорту снизились. Так, в апреле экспорт автомобилей из Китая в России через Центральную Азию сократился примерно в два раза, но прямые поставки из Китая выросли на 30 процентов - и именно на них приходится основной объем импорта легковых авто.
Скорее всего, более заметным будет влияние на отдельные сегменты. Дело в том, что по параллельному импорту шел активный ввоз китайских электромобилей. В апреле поставки этой категории продукции из Китая сократились в четыре раза.
Электромобили из КНР теперь могут импортировать только физлица и только напрямую в Россию, объясняет заместитель генерального директора АГ "Авилон" по продажам новых автомобилей Алексей Стариков. При этом европейские авто импортируются, как и прежде, но там появляются дополнительные ограничения при экспорте из Европы, что усложняет процесс доставки.
В целом повышение барьеров на пути импортных автомобилей призвано стимулировать расширение внутреннего производства. Недавно президент "АвтоВАЗа" предложил увеличить утилизационный сбор на массовые модели машин с 300 тысяч до 550 тысяч рублей в 2024 году и почти до миллиона в 2029-м. Таким способом он хотел бы защитить российский рынок от китайских конкурентов.
Правительство будет и дальше принимать заградительные меры, чтобы стимулировать автоконцерны локализовать свои производства в стране, считают эксперты. “Но для создания конкурентных условий на рынке необходимо появление трех-четырех крупных национальных автопроизводителей, а также развитие автокомпонентных производств”, - отмечает Плеханов.
России действительно нужна своя инженерная база, собственные конструкторские бюро, которые бы создавали для отечественного рынка узлы и агрегаты: коробки передач, трансмиссии, двигатели, электронные системы, подушки безопасности и многое другое. Тогда откроются и перспективы производства. А пока – просто растут цены.