"…За последние годы прогрессивный демократический кинематограф капиталистических стран активизировался, набрал новые силы, расширил свой фронт. Он все решительнее разоблачает обветшалые буржуазные мифы и все ближе подходит к той истине, что в наш век все дороги ведут к коммунизму».
Читаем фрагменты старой статьи киноведа и кинокритика Георгия Капралова (1921-2010), опубликованной в 1972 году:
«Для того чтобы покарать преступника, одного из главарей мафии, строительного подрядчика Ломунно, на совести которого десятки жертв, полицейский комиссар Бонавия, герой фильма «Признание полицейского комиссара прокурору республики», сам должен стать... «преступником».
Он вынужден взять в свои руки оружие и направить его на всем известного гангстера, ибо другого выхода для честного человека, такого, как движимый чувством справедливости Бонавия, нет.
Ломунно уже не раз был арестован, уже неоднократно против него возбуждалось уголовное преследование, но всякий раз оно заканчивалось поражением закона, посрамлением пострадавших и наглым торжеством убийцы. Его освобождали за... недостаточностью, недоказанностью улик.
О, этих улик, этих доказательств было бы более чем нужно, если б можно было до конца распутать клубок преступлений и посадить на скамью подсудимых всех, кто действовал вместе с Ломунно, кто покрывал его и выручал в нужную минуту.
Но в том-то и дело, что машина правосудия неизменно затормаживала свой ход, когда со всей очевидностью обнаруживалось, что аферы Ломунно осуществляются при попустительстве, если не при прямом соучастии «сильных мира сего».
Сколько мы видели западных фильмов, где благородный герой берет на себя функцию закона и восстанавливает справедливость, карая злодеев. Для авторов подобных лент это был обходный маневр, позволявший избежать необходимости обличать и разоблачать социально-политический механизм капиталистического общества.
Борьба добра и зла, преступника и жертвы, виновного и пострадавшего переводилась из области общественной, гражданской в сферу частных интересов, индивидуального долга, а следовательно, и единичного факта, а не типического явления. При этом, естественно, общество как бы оставалось в стороне от разыгрывавшейся трагедии.
Правда, порой бывало и так, что, как говорится, под занавес на экране появлялись слуги порядка. Они уже задним числом подтверждали правоту действий самодеятельного поборника справедливости.
В то же время так или иначе они как бы признавали свою некоторую слабость или вялость, проявленную в данных обстоятельствах, данной ситуации, но уже самим фактом своего появления они подтверждали, как общее правило, незыблемость принципов высшей справедливости, которые, мол, при всех случайных, отдельных «пробуксовках» осуществляются в буржуазном обществе неизменно и неотвратимо.
Суть фильма Дамиани состоит в том, что его герой неверно понял и сыграл порученную ему роль полицейского комиссара. От него требовалось только ловко «притвориться» стражем закона, а карать лишь тех, кого хотят привести к послушанию и покорности «режиссеры», вручившие Бонавия его «роль».
Он же все «написанные» ему «слова» принял всерьез и тем самым был обречен стать трагическим опровержением всей хитро сочиненной «пьесы». Общество не простило ему этой ошибки, ибо оно само — преступная рука, которая надевает белую перчатку для обмана простодушных.
Ибо оно само — та самая мафия, на одного из главарей которой замахнулся благородный, но наивный полицейский комиссар.
Финал фильма предлагает сделать решительные выводы еще одному нетерпеливому поборнику истины, молодому, воодушевленному стремлением искоренить зло следователю Траини.
Судьба Бонавия, решившегося на отчаянный самоубийственный шаг и погибшего в тюрьме от рук тех самых сил, которым он бросил вызов, потрясает Траини.
И все же он еще не прозрел окончательно, когда намеревается обратиться за истиной на «самые верха».
Но если Траини лишь только начинает где-то в душе ощущать настоящее положение дел, то фильм со всей определенностью указывает, что именно там, на «самом верху», и находятся главные преступники, ответственные за торжествующее зло.
Произвол мафии, показанный в фильме, ее террор, так нагло и с такой циничной уверенностью в своей безнаказанности осуществляемый среди бела дня, на глазах немеющих от ужаса горожан,— есть лишь крайнее проявление общей, если можно так сказать, мафийности буржуазного государства, не ограниченного, по сути дела, ничем насилия кучки обож*авшихся властью собственников над всем остальным народом.
Эта безнаказанность, фактическая гарантия от кары, которую может получить преступник, если он из числа власть предержащих или пользуется их покровительством, оборачивается трагикомическим фарсом, кровавым балаганом в фильме Элио Петри «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений», герой которого опять-таки полицейский комиссар.
Начальник отдела убийств, которого подчиненные почтительно называют «Дотторе», убивает свою любовницу Августу Терци во время свидания и намеренно оставляет повсюду в ее квартире... свои следы.
Он даже заботливо вкладывает в руку убитой специально для этой цели вырванную нитку из своего галстука.
Совершая преступление, «Дотторе» хочет доказать, что все, что делается представителем власти, какую бы форму и характер эти действия ни принимали, никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя, невозможно будет подвести под формулу вины.
Полицейский комиссар — выше подозрений. Он уже заранее невиновен. Любые его действия всегда законны, справедливы и неподсудны.
Конечно, это маниакальная идея. Но если «Дотторе» и анормален или находится на грани безумия, то, по существу, он-то и олицетворяет «нормальность» буржуазного мира, каков он есть.
Для «Дотторе» его поведение имеет все реальные жизненные основания, базируется на том опыте, которого не сумел извлечь Бонавия.
Еще недавно «Дотторе» возглавлял, как уже говорилось, отдел убийств, теперь в его ведении — и политический отдел.
«Дотторе» уже не раз выступал с погромными речами по поводу опасностей, грозящих обществу «слева», со стороны «красных». Он охотно разглагольствует о «злоупотреблении свободой». Он устраивает политические провокации, облавы на протестующих, сам ведет допросы по всем рецептам фашистских застенков.
Он знает, что его фигура уже стала на страницах газет олицетворением всей господствующей системы, всей официальной политики репрессий и преследования инакомыслящих.
Он поступает согласно той доктрине, которая рассматривает насилие «как вакцину общества», как «гарантию цивилизации», понимаемой в духе классовых интересов господствующей клики.
Социальное положение «Дотторе», его политический вес, демагогия, пущенная им в ход, оказывают парализующее влияние на тех, кто расследует дело об убийстве Августы Терци.
Да, все улики ведут к нему. Его виновность кричаще неопровержима и безмолвствующе «недоказуема», ибо утвердить ее — значит, поставить под сомнение весь правопорядок, воплощением которого является «Дотторе», «гражданин вне всяких подозрений».
«Дотторе» одержим не только этой, так сказать, «общей» идеей. У него есть еще и некоторая личная модификация той же концепции, если позволено ее так назвать.
Он рассматривает самого себя как бы в двух ипостасях, которые не могут, по его мнению, ни при каких обстоятельствах быть сложены воедино или рассмотрены на равных основаниях.
В одной из них он — человек со всеми слабостями и даже, быть может, в чем-то неполноценный. Этим как раз и уязвила его Августа, за что и поплатилась жизнью.
Но в другой ипостаси «Дотторе» — государственный муж, сильный, решительный, неуязвимый представитель закона, недремлющий охранитель устоев. И в этой, второй ипостаси он выше всех человеческих слабостей, а, следовательно, ему все дозволено.
Весьма красноречив финал фильма. Все более распаляясь в своей игре и испытывая все большее искушение установить «безлимитность» своей вседозволенности, «Дотторе» все откровеннее провоцирует следствие, дразнит его и, наконец, видя, что никто не решается предъявить ему обвинение, пишет сам на себя прямой донос.
Он сидит дома и ждет, что к нему вот-вот должно явиться высшее начальство, которому он написал это письмо. «Дотторе» дремлет, и ему представляется, что все шефы и покровители смиренно умоляют его отказаться от своих показаний: ведь он не может быть виновен. Шум подъехавших автомобилей будит «Дотторе».
Он выглядывает в окно и видит, что действительно приехало все начальство, даже самое высокое. На этом фильм обрывается. Авторы ставят тут точку.
Как будто ответ на вопрос, что же произойдет дальше, не дан. Но, если вдуматься, то он намечен со всей определенностью.
Ведь для того, чтобы арестовать убийцу, преступника, который сам сознался в содеянном, достаточно послать двух полицейских с наручниками.
Совершенно незачем для подобной элементарной процедуры ехать на квартиру мерзавца всем синклитом да еще во главе с «самим».
Ясно, что дело и примет как раз тот оборот, который только что привиделся во сне «Дотторе». …
Вспомним, как великолепно играет «Дотторе» талантливейший Джан-Мария Волонте. Как его герой репетирует свои предстоящие демагогические выступления (совсем в духе кривляний покойного дуче), как по-актерски готовится он начать допрос, долго выбирая, куда поставить стул, чтобы «эффектнее» выглядеть перед арестованным.
Как игриво, снисходительно, «царским» жестом пощипывает он за ушко своих подручных.
Сами авторы политических фильмов того типа, с которого начинал Рози, пошли уже дальше. Они всегда ставили перед собой задачу сделать правду о шулерстве и преступлениях власть имущих достоянием всего народа, разоблачать официальные мифы, разрушать господствующую ложь, утверждать истину в интересах широкой демократической общественности.
Однако, как показал опыт, при всем резонансе, какой имели созданные ими фильмы, именно их стиль, форма тормозили в известной степени их проникновение в гущу народа, к самому широкому зрителю. Нередко они оставались пищей более или менее ограниченного круга интеллектуалов.
Эту опасность уловили авторы политического кино. И не случайно во всех их беседах, интервью, данных во время нашего фестиваля, они, не сговариваясь, подчеркивали мысль о том, что политический кинематограф, то киноискусство, которое сегодня несет на экран новые, передовые идеи века, поднимает знамя классовой борьбы, должен выиграть бой с буржуазным кинематографом по всем линиям и, конечно же, забрав у него широкого зрителя.
А этого зрителя можно привлечь лишь при условии, что политический фильм будет оказывать в совокупности своих идей и художественных средств более сильное и глубокое воздействие, чем буржуазная кинопродукция. …
Подростки, герои фильма Стэнли Креймера «Благослови зверей и детей», видят во сне, что их расстреливают.
Что же, жизнь в лагере для ковбоев, куда их по разным причинам определили родители, и не могла вызвать иных снов.
Детей здесь унижают, оскорбляют их человеческое достоинство. Их воспитывают люди, лишенные всяких моральных устоев. Их приучают к обману, бесчеловечности, насилию.
Воспитатель берет их на экскурсию посмотреть, как богатые бездельники расстреливают в загоне мирных бизонов. Дети убегают ночью из лагеря, чтобы освободить животных.
Они сами подобны этим загнанным, обреченным существам.
После немалых трудностей в дороге подростки достигают своей цели. Они освобождают бизонов. Но те и не думают бежать, а мирно пасутся на близлежащем лугу, в то время как очередные туристы-убийцы уже спешат к месту безнаказанной охоты.
И тогда один из ребят угоняет грузовик, чтобы прогнать бизонов дальше. Но взрослые, разгадав его замысел, хотят помешать его осуществлению и открывают пальбу по колесам автомобиля.
Поединок благородства и стяжательства завершается трагически. Тот, кто хотел спасти от смерти других, убит сам...
Гибелью мальчика от рук беспечно преступных насильников завершается фильм-предупреждение Креймера.
Смертью двух молодых американцев в результате все той же безответственной пальбы, общей нравственной деградации общества оканчивается и картина Денниса Хоппера «Беспечный ездок».
И, конечно, не случайно ее главный герой, которого играет Питер Фонда, носит прозвище «Капитан Америка», а бензиновый бак его мотоцикла раскрашен в цвета государственного флага США. Это — тоже символ Америки, истребляющей самое себя.
Фильмы Креймера и Хоппера — о современности, свидетельство того, что сегодня происходит в этой стране. Но, и обращаясь к прошлому, прогрессивные американские режиссеры избирают его лишь для того, чтобы еще раз напомнить все о том же настоящем.
Так прочитывается фильм «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» Сиднея Поллака, рассказывающий о трагическом тысячечасовом танцевальном марафоне, проводившемся в период страшнейшей экономической депрессии начала 30-х годов.
Безостановочная танцевальная гонка с выбыванием, в которой участвуют отчаявшиеся до предела, не имеющие работы бедняки, вырастает в фильме до олицетворения всего так называемого «американского образа жизни».
И когда Глория, главная героиня фильма, которую с большой драматической силой играет Джейн Фонда, хочет сойти с «этого вонючего круга» и просит своего партнера пристрелить ее, то перед нами снова вырастает страшный силуэт все той же Америки насилия и крови.
Пожалуй, самым сильным и ярким в этом ряду картин является фильм Артура Пенна «Маленький большой человек».
Для прикрытия и оправдания своей античеловеческой сущности буржуазия создала немало мифов, призванных представить в свете высокой нравственности и благородных идеалов историю капиталистической цивилизации. Один из таких мифов повествует о спасительной роли буржуазии, о ее культуртрегерской миссии, якобы приобщавшей к благам прогресса некогда отсталые народы и племена.
В фильме «Маленький большой человек» этот миф развенчивается со всей беспощадностью и страстностью художника, чей разум и сердце уязвлены чудовищными преступлениями против человечности, которыми отмечен от начала и до наших дней путь капитализма.
Герой картины Джек Крабб, этакое дитя природы, вынужден скитаться по миру, пользуясь случайным покровительством. Уже в отрочестве и юности он проходит все ступени цивилизованного «рая». Ему преподают христианскую мораль, которая в действительности оказывается лицемерием и удобной ширмой для порока. Его «воспитательница» мадам Пендрайк не случайно обосновывается потом в публично* доме, продолжая болтать о намерении вести жизнь пристойную, освященную всеми мнимыми добродетелями буржуазного общества.
Воспитание юного героя в системе традиционных «ценностей» капиталистического мира подвергает его немалым испытаниям. Как сам он выражается, в его начальной биографии было три этапа — «век христианства, револьверный век и век коммерции».
О христианстве уже было сказано выше. «Револьверный век», к счастью, привел к тому, что Джек убедился в фальши ковбойской романтики, этого мифологического прикрытия гангстеризма. Но «век коммерции», лозунг «Да здравствует свободное предпринимательство!», провозглашенный его компаньонами, привел Джека на грань катастрофы.
Однако все это, так сказать, философская прелюдия фильма, рассказанная Пенном с юмором и иронией, сатирическим блеском и скрытым лиризмом сочувствия к своему наивному герою, который мечется в поисках истины, ибо хочет верить в совершенство окружающего его мира.
По воле случая Крабб оказывается пленником индейского племени шайенов. Этим отважным, свободолюбивым, гонимым людям приходится жить в условиях вечной самообороны.
«Белые», как индейцы называют американцев, безжалостно теснят их, отнимают от века принадлежавшие им земли, проводят политику полного физического уничтожения индейских племен.
Американское правительство вынуждено было в конце концов обещать индейцам вечное владение небольшой территорией — резервацией — на берегах реки Вашингтон. Но и сие торжественное «дарение» оказалось бесстыдным обманом.
Эта трагическая, кровавая история и перенесена на экран. И, рассказывая ее, фильм, и до этого развивавшийся в плане реалистического повествования, сквозь который просвечивали явные иносказания автора, с этого момента с полной отчетливостью прочитывается в его проекции на современность.
Четким строем, под бравурную музыку наступают американские солдаты на индейские вигвамы. Играет оркестр, и под его мелодии атакующие расстреливают женщин, детей, стариков, истребляют даже лошадей шайенов, чтобы ничто живое не могло тут сохраниться. Как все это похоже на то, что творили гитлеровские изуверы, и на то, что в наши дни совершается американской военщиной в Индокитае!
Командующий американскими войсками генерал Кастер — белокурая бестия с лицом херувима — в этом последнем сражении, в котором он действует с той же изуверской исступленностью, как и раньше, приказывая уничтожать всех и вся, сходит с ума. В бессильной ярости шлет он проклятия тем, кто якобы дал ему недостаточно оружия.
А старый индеец, некогда приютивший Джека, перед смертью молит бога о том, чтобы его воспитанник, не лишился разума. Да, в том мире, который предстает на экране, в мире насилия и обмана, подлости и узаконенного безумия, нелегко сохранить разум и верность истинно нравственным принципам.
Философское иносказание Артура Пенна заключается в том, что он дает современному американскому обществу картину его собственного самоистребления, которое оно осуществляет в своих попытках покорять огнем и мечом другие народы, не желающие жить по законам самозванных властителей.
Эпизод с безумным генералом, посреди кровавой сечи воздевающим руки к небу и провозглашающим, что история подтвердит величие и красоту (?) его дел,— этот эпизод решен в фильме в стиле трагического балагана. Он и смешон и страшен, этот представитель американской военщины, который и на краю гибели грозит смертью людям и требует у истории нарядных одежд для своей гнусности.
Джек Крабб, которого талантливо играет Дастин Хоффман, пытался бежать от зла. У него не хватило силы и воли, чтобы вступить в бой с врагами, искалечившими его жизнь и уничтожившими его друзей. Действие фильма разворачивается как рассказ Джека, который находится в доме для престарелых: ему уже более ста лет.
Но история его жизни — это предупреждение тем, кто хотел бы сегодня остаться вне схваток, вне битв века, кто перед угрозой расизма и империалистической агрессии мог бы хоть на минуту поверить фальшивым мифам и дешевому словоблудию международных убийц. И этот голос не может не быть услышан. …
…за последние годы прогрессивный демократический кинематограф капиталистических стран активизировался, набрал новые силы, расширил свой фронт. Он все решительнее разоблачает обветшалые буржуазные мифы и все ближе подходит к той истине, что в наш век все дороги ведут к коммунизму» (Капралов, 1972: 173-201).
Капралов Г. Разрушение мифов, утверждение истины // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 3. М.: Искусство, 1972. С. 173-201.