Найти тему
В когтях у хищника

Какого размера будут медведи через тысячу лет, если охотники продолжат отстреливать самых крупных?

Такой вопрос задал один из читателей. Попробуем ответить и проанализировать возможные варианты.

Трофейная охота сегодня набирает популярность, а вот промысловая, наоборот, падает. Для охотника, ищущего трофейного зверя, главным показателем служит размер и масса животного. В результате в прицел попадают наиболее крупные особи, а те, что помельче, остаются жить дальше.

Бурый медведь на рыбалке, фото https://pixabay.com/ru/
Бурый медведь на рыбалке, фото https://pixabay.com/ru/

В целом вопрос от читателя звучал так:

«Автор, вопрос к вам. Какого размера и веса станут бурые медведи через тысячу лет, если охотники будут продолжать «в первую очередь стараться добывать наиболее крупных самцов»? Ведь из-за такого отстрела возможность продлить свой род у мелких медведей сильно вырастет. А из их более мелкого потомства охотники снова начнут отстреливать крупняк, следующие медведи будут ещё более маленькими, и опять охотники отстреляют самых больших из них. И так до бесконечности. Если, конечно, когда-нибудь всех медведей совсем не перебьют...»

Намёк на то, что в будущем бурые медведи станут маленькими или выродятся. Так ли это? В целом просчитать, что там будет с медведями, да и людьми через тысячу лет, вообще нереально. Но некоторые тенденции можно проработать.

Общемировые процессы в мире живой природы

Уже несколько веков почти на всей планете наблюдаются процессы, ведущие к уменьшению размеров наиболее крупных представителей фауны. Это относится как к травоядным, так и к хищникам. Исключение из правил — некоторые виды грызунов и вредителей. К примеру, те же крысы стали больше и продолжают расти.

Бурые медведи (обмельчавшие). Картинка создана при помощи ИИ.
Бурые медведи (обмельчавшие). Картинка создана при помощи ИИ.

Вероятнее всего, это связано с ухудшением условий существования. Оскудение кормовой базы, загрязнение экологии, различные вирусы и болезни. Не обошёл стороной данный процесс и животных, обитающих в наших лесах и тайге. Современному охотнику крайне сложно побить рекорд трофеев, которые добывал его прапрапредок. А будущие поколения охотников наверняка не сумеют приблизиться к рекордам охотников наших дней. И это касается не только медведей. Дикие кабаны, львы, слоны, крокодилы и ещё многие другие также постепенно, поколение за поколением, уменьшаются в размерах.

Могут ли охотники за трофейными медведями спровоцировать уменьшение их размеров в будущем?

Нет. И вот почему.

Такой трофей не по силам любому охотнику) Огромный медведь. Картинка https://pixabay.com/ru/
Такой трофей не по силам любому охотнику) Огромный медведь. Картинка https://pixabay.com/ru/

Знаете, есть такой питомец — мини-пиг. Его мама была мини-пигом, бабушка и т. д. Однако, если начать кормить этого мини-пига до отвала и со своего стола, этот самый пиг запросто вымахает в полноценную 100-килограммовую хрюшку. То же самое с дикими кабанами или медведями. Их размер в первую очередь зависит от пищевого изобилия окружающей среды, а не от наследственности. По этой причине бурые медведи Камчатки и Дальнего Востока, где можно до отвала наесться нерестовым лососем, гораздо крупнее своих сородичей, например, из Архангельской области.

Бурый медведь в лесу, фото https://pixabay.com/ru/
Бурый медведь в лесу, фото https://pixabay.com/ru/

Вторым важным нюансом служит ошибка в определении «мелкий медведь», который используют люди, далекие от тайги. Мелкий — это, как правило, ещё молодой медведь. Уже не пестун, но и до трофейного зверя ему далеко. Медведи растут 8–12 лет. Достигая максимальных размеров и силы, хищник контролирует свою территорию жесткой медвежьей лапой. Он выдавливает молодых особей из привычного им ареала. Добыча трофейного медведя не только никак не навредит будущим поколениям, но и позволит молодым освоиться на этом участке, хорошо питаться и вырасти до размеров предшественника.

Какими будут бурые медведи будущего

Скорее всего, косолапые всё же станут меньше. И дело не в охотниках за трофеями. Общий экологический фон становится хуже, кормовая база — скуднее, а лысых делянок, которые являются следствием варварских вырубок лесов, — больше. Как следствие — зверь голодает, вынужден искать пропитания на свалках, потребляя порой токсичные отходы. Больной зверь не растёт, скитается, ведёт себя агрессивно.

Чтобы понять масштаб изменений, можно привести такой пример. Многие наши предки, живущие в Сибири 150–200 лет назад, могли пойти и без труда поймать себе на обед осетра буквально за огородом. Сегодня же эта рыба встречается лишь в отдалённых от цивилизации реках, да и то в весьма небольшом количестве.