Найти тему
РГСУ LIFE

Вагон бежит, качается: история московского метро

Метро в Москве по-настоящему уникально.

И дело не только в огромном пассажиропотоке или впечатляющей протяженности. Московское метро — это признанный мировой феномен, который занял важнейшее место в культурной жизни столицы. 15 мая 1935 года была запущена первая линия метро — «Сокольническая». Именно эта дата считается днем его рождения и вызвала наибольший интерес у читателей официального Telegram-канала РГСУ в ходе голосования за новую тему проекта «Наша Россия». В этом выпуске мы расскажем об истории его развития, о сложных периодах в годы войны и о том, как метро превратилось в современную модную площадку. Поехали!

ТАЙНЫ ДРЕВНОСТИ

Мало кто знает, но идея создания метрополитена в Москве возникла еще в конце XIX века. Однако эти планы так и не были реализованы.

После гражданской войны в 1930-е годы транспортная система в Москве пришла в упадок: трамвайные пути сильно износились и не могли обеспечить перевозку стремительно растущего населения столицы.

В результате 6 января 1931 года город погрузился в одну из самых страшных пробок за всю историю. Движение было полностью парализовано более чем на сутки — не ходили ни трамваи, ни конные извозчики, ни автомобили. Уже в июне того же года на партийном уровне было принято решение о строительстве метрополитена.

-2

УДАРНЫЙ ТРУД

Строительство метро началось 10 декабря 1931 года

во дворе дома No 13 по улице Русаковской. Изначально метро не должно было проходить глубоко под землей, однако в таком случае пришлось бы перекопать много улиц для прокладывания железнодоржных путей на поверхности.

Начинающий инженер Вениамин Маковский предложил перенести строительство под землю. Инициатива была согласована самим Иосифом Сталиным, и началось строительство первой подземной линии, которая проходила от «Сокольников» до «Парка культуры». Проехать это расстояние можно было за 20 минут, в то время как на трамвае на это могло потребоваться порядка двух часов.

Для создания тоннелей метро на большой глубине в Москву из Донбасса прибыла команда опытных горных инженеров. В работах стали применяться проходческие щиты, которые позволили достичь необходимой глубины.

ДВОРЕЦ ДЛЯ НАРОДА

Первые станции метро строились под лозунгом «Создадим дворец для народа!». Они отличаются особой парадной архитектурой и монументальностью. Станции «Площадь Революции», «Маяковская», «Театральная» до сих пор считаются выдающимися произведениями архитектуры.

Серьезное влияние на образ метрополитена оказала советская идеология. Проект создавался не просто как транспортная система, а скорее представлял собой демонстрацию жизни при социализме, поэтому должен был вызывать позитивные и восторженные эмоции.

При отделке станций использовались мрамор и гранит, которые были привезены с месторождений Армении, Грузии, Урала, Крыма, Италии и Подмосковья.

Московский метрополитен открылся для пассажиров 15 мая 1935 года в 6:45. Пассажирам продавали бумажные билеты, которые при входе на станции проверяли контроллеры. Метрополитен включал всего 13 станций и воспринимался больше как развлечение, нежели необходимый транспорт. В вестибюлях станций, как в театре, располагались буфеты с закусками, сладостями и мороженым, а пассажиропоток составлял всего 14 % от всех поездок жителей Москвы.

-3

ВТОРОЙ ДОМ

В годы Великой Отечественной войны метро стало для москвичей не просто бомбоубежищем, а вторым домом.

В метро горожане прятались от налетов, могли получить медицинскую помощь. На станциях работали магазины и парикмахерские, на «Курской» — библиотека. Для детей были организованы уроки и кружки, для взрослых проходили кинопоказы и выставки. 6 ноября 1941 года на «Маяковской» даже прошло заседание Московского городского совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями столицы.

Единственным днем в истории, когда метро не работало, стало 16 октября 1941 года. Немцы уже вплотную подошли к Москве. Оставить его в пользование врагу было невозможно, поэтому метро было подготовлено к затоплению и заминировано. Однако, когда стало понятно, что Москва не будет сдана, движение поездов восстановилось практически за сутки.

Уже в мае 1942 года строительство метро возобновилось и продолжалось в ходе войны, а в 1943 году были открыты новые станции Замоскво- рецкой линии.

ОТ РОСКОШИ К СКОРОСТИ

После войны было начато строительство Кольцевой и Арбатско-Покровской линий.

В 1955 году было принято решение увеличить скорость строительства и уменьшить его стоимость за счет сокращения расходов на оформление станций. Вестибюли стали строиться по типовым, очень похожим проектам. В это время получает развитие концепция радиусов, которые соединяют районы Москвы, проходя через Кольцевую линию.

С 1970-х годов проектировщики стараются сочетать в метрополитене функциональность и эстетику, — в метро возвращаются живопись, рельефы и другие формы декора.

Даже несмотря на экономические сложности 1990-х годов, строительство метро не останавливается. В 2002 году открывается первая станция за МКАДом — «Бульвар Дмитрия Донского», и с тех пор одним из главных приоритетов развития метро является формирование транспортной доступности для жителей не только Москвы, но и Подмосковья.

МЕТРО СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Сегодня метро — это главный транспорт столицы. Более половины всех поездок горожане совершают именно на подземке. Их передвижение обеспечивают свыше 5,5 тысячи машинистов. Кстати, московское метро — это первое в России метро, в котором к управлению поездами допущены женщины.

Московское метро развивается высокими темпами и занимает пятое место в мире по темпу строительства. По скорости развития Москву опережают только китайские города. Уже к 2033 году для москвичей планируют открыть 39 новых станций.

Специалистов для метрополитена готовят в профильных вузах, однако и в РГСУ на факультете экономики и управления можно получить образование по профилю «Управление развитием территории» и внести свой вклад в развитие городской транспортной инфраструктуры. В ходе обучения студенты получают знания и навыки по улучшению окружающей среды страны, региона, города или поселка с помощью организационных, законодательных, градостроительных и маркетинговых инициатив.

СЕРДЦЕ СТОЛИЦЫ

Американский журналист Такер Карлсон, который взял интервью у президента РФ Владимира Путина, в ходе визита в Москву отметил, что московское метро лучше американского.

Здесь нет граффити, нет грязи, нет неприятных запахов. (...) Здесь идеально чисто! Как так получается, что у России есть станция метро, которую люди используют каждый день для поездок на работу и домой, и она выглядит лучше, чем что бы то ни было в нашей стране?» — делится впечатлениями о станции «Киевская» журналист.

И действительно, в Москве метро — это не только важный логистический объект, но и часть культурной жизни столицы. За последние годы в метро прошло более 50 ночных мероприятий — от занятий йогой и балетом до лекций о физике Николе Тесле и модных показов. В рамках проекта «Искусство в метро» любой желающий может продемонстрировать свои таланты пассажирам метро: исполнить песню, сыграть музыку или создать произведение искусства.

Уже долгие годы метро служит для москвичей укрытием от непогоды, местом встреч, досуга, поводом для гордости и, конечно, любимым транспортом. Большинство из нас просто не могут представить свой день без подземки.

А Вы любите метро? Какой ваш любимый транспорт?