Найти тему
РБК Черноземье

В Черноземье ограничиваются зоны использования электросамокатов

Фото: РБК Черноземье
Фото: РБК Черноземье

РБК Черноземье выяснил, насколько развиты средства индивидуальной мобильности (СИМ) в Черноземье и какие ограничения введены. Эксперты перечислили преимущества СИМ, неудобства и возможные решения проблем.

Липецк: свободная зона

На заседании Липецкого городского Совета депутатов определены зоны запрета эксплуатации и снижения скорости при эксплуатации электросамокатов. Запрещено передвигаться на данном виде СИМ на главной площади города (Ленина-Соборная) и площади Героев, где расположен мемориальный комплекс. Также определены 24 зоны, где скорость электросамокатов не должна превышать 15 км/ч. Это все городские парки, скверы, протяженные пешеходные зоны. Сейчас депутаты думают над тем, чтобы совсем запретить электросамокаты в парках. Они напоминают о случаях травмирования граждан.

По запросу РБК Черноземье, в Липецкой области рассказали о постоянно увеличивающемся рынке аренды электросамокатов. В настоящее время на территории города предоставляют в аренду самокаты ООО «ВУШ» и ИП Ерофеева И.П. В Липецке согласовано 312 мест для размещения электросамокатов.

В пресс-службе уточнили нюансы ограничений. «Как отмечают в департаменте транспорта, тротуар остается проездным, а территория мемориального комплекса ограничена, то же самое на площади Ленина-Соборная. В случае если пользователь захочет проехать в запретной зоне, самокат автоматически остановится до тех пор, пока не покинет ее. Кроме того, в городе есть зоны ограничения скорости. На всех электросамокатах, используемых в автоматизированной системе аренды (проката), установлено программное обеспечение, позволяющее автоматически ограничивать максимальную скорость движения СИМ — не более 25 км/ч, а в зонах ограничения скорости — не более 15 км/ч, вне зависимости от желания пользователя. Как отмечают специалисты липецкой мэрии, электросамокаты не оказывают серьезного влияния на работу общественного транспорта. В Ельце услуга кикшеринга предоставляется одной компанией — Nasamokate. Аренда стала доступной с 2022 года, и если тогда в разных районах города было размещено около 200 самокатов, то сейчас их всего 45 единиц. Снижение количества самокатов, доступных для аренды, связано с невысоким спросом на эту услугу в Ельце. На работу общественного транспорта самокаты влияние не оказывают, больше используются для катания в парках и скверах. Серьезных проблем с нарушением правил дорожного движения, с участием самокатов, нет, ввиду их малого количества», — рассказал начальник управления информационной политики Липецкой области Михаил Шаршаков.

Карта Черноземья

РБК Черноземье выяснил, насколько в других регионах Центрально-Черноземного района (ЦЧР) развита система СИМ, доставляет ли она неудобство жителям и вводятся ли штрафы за эксплуатацию.

В Воронежской области 1 марта состоялось подписание соглашения между администрацией города, региональным управлением ГИБДД, техническим университетом и крупным оператором рынка проката средств индивидуальной мобильности ООО «Вуш», который работает в Воронеже уже на протяжении пяти лет.

Фото: РБК Черноземье
Фото: РБК Черноземье

«В связи с возрастающей востребованностью в СИМ в прошлом году были разработаны муниципальные правовые акты, которые регулируют работу сервисов по сдаче в аренду электросамокатов и других подобных устройств. Кроме того, в инициативном порядке был подготовлен и утвержден план мероприятий — дорожная карта — по взаимодействию администрации Воронежа, ГИБДД и оператора кикшеринга по формированию основ функционирования сервисов краткосрочной аренды электросамокатов и культуры их вождения. Он, как отмечают представители бизнеса, работающие по все стране, является первым в России такого рода документом о взаимодействии в этой сфере услуг», — рассказали в пресс-службе города Воронежа.

Специалисты отметили, что с 1 марта 2023 года СИМ приравниваются к участникам дорожного движения, и сейчас прорабатывается вопрос введения зон запрета использования электросамокатов и зон ограничения их максимальной скорости. Также будут определены места парковки СИМ, которые позже нанесут на интерактивную карту (они будут видны в приложениях операторов кикшеринга).

В 2024 году количество электросамокатов в Воронежской области по сравнению с 2023 годом увеличилось на 850 единиц за счет нового оператора — ООО «ЮрентБайк.ру», начавшего свою деятельность в городе с 2024 года. В 2023 году количество пользователей услугами аренды электросамокатов в городском округе составило 92 тысячи человек.

В Белгородской области рассказали, что вопрос о разработке дорожной карты по развитию инфраструктуры для СИМ региональным министерством автомобильных дорог и транспорта не рассматривается.

«В то же время на территории городского округа город Белгород разработан проект дорожной карты по развитию велоинфраструктуры, определению приоритетных участков/отрезков велокаркаса, обеспечивающих связанность велодорожек уже существующих и планируемых к реализации на территории городского округа город Белгород, в том числе предусматривающий развитие инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности. В рамках реализации дорожной карты предлагается устройство велокаркаса с устройством велополос на проезжей части в местах ее избыточной ширины, а также велодорожек транспортной функции на иных участках. Проект дорожной карты в настоящее время проходит согласование в структурных подразделениях администрации города», — ответили в региональном правительстве.

Как рассказали в министерстве автомобильных дорог и транспорта Белгородской области, по состоянию на февраль 2023 года в пунктах проката СИМ в Белгороде и Старом Осколе их количество составляло 550 единиц. В Белгороде услуги по прокату электросамокатов предоставляют две организации — ООО «Самокаты Белгород» и ИП Гладун (компания «Юрент»).

По информации руководителей названных компаний количество самокатов за год не увеличилось и осталось на прежнем уровне. В прошлом году электросамокатами в Белгороде воспользовались около 95 тысяч человек.

В Тамбовской области сообщили, что дорожную карту принимать не планируют, а ограничения по размещению СИМ размещены в ст.18 Правил благоустройства территории городского округа город Тамбов. «Электросамокаты используются жителями больше как средство активного отдыха, нежели как средство мобильности аналогично общественному транспорту. В целях негативного фактора использования СИМ, среди которых ключевой — это риск нанесения вреда жизни и здоровью граждан, в городах региона планируется системная работа по благоустройству и созданию инфраструктуры для СИМ на улично-дорожной сети», — ответили на запрос РБК Черноземье в пресс-службе региона.

В министерстве транспорта и автомобильных дорог Курской области сообщили, что на территории региона СИМ не получили широкого распространения. «Их использование гражданами не носит массовый характер, в связи с чем, значительного влияния на общественный транспорт не оказывает», — сообщил и.о. врио министра информации и общественных коммуникаций Курской области Дмитрий Венедиктов.

Экологичность

Директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения», участник рабочей группы Общественной палаты РФ по поправкам в ПДД Алексей Смирнов, рассказал, что сейчас электросамокатами пользуются 21 млн горожан, и объем рынка продолжает расти. Сейчас в России СИМ зарегистрировано порядка 332 тыс., а количество поездок в год составляет 211 млн. «Электросамокаты — самый востребованный тип СИМ: их количество за 2023 год выросло на 75% — до 141 тыс. Объем российского рынка вырос на 67% и составил 22 млрд руб. По популярности они уже обогнали каршеринг: например, в Москве в 2023 году число ежедневных поездок на кикшеринге оказалось значительно больше, 350 тысяч против 140 тысяч. Сервисы аренды самокатов зафиксировали, что средняя длительность маршрута упала за прошедший год на 50%, и составляет около 15 минут. Это означает, что поездки на самокатах для горожан перестают быть способом отдыха и становятся повседневным видом передвижений. Перемещаться на них, действительно, быстрее, чем стоять в пробке или ждать автобус», — прокомментировал участник рабочей группы Общественной палаты РФ.

Смирнов назвал Воронеж пионером, который этой весной представил дорожную карту по развитию кикшеринга. «На сегодня 31 из 35 городов России с населением более 500 тысяч человек уже включили планы по развитию инфраструктуры микромобильности в генеральный план или программу комплексного развития транспортной инфраструктуры. Причем, чем современнее план, тем больше вероятность, что он предусматривает развитие микромобильной инфраструктуры — такая информация содержится в 79% стратегических документов, разработанных после 2017 года. Вероятно, что в ближайшее десятилетие подавляющее большинство городов будет иметь планы по развитию инфраструктуры микромобильности», — рассказал аналитик.

Смирнов видит в электромобильности альтернативу городскому общественному транспорту, к тому же экологичную. «Например, в Воронеже, где существуют проблемы и с пробками, и с переполненными маршрутками, кикшеринг мог бы рассматриваться как альтернативный транспорт, как для составных, так и полных поездок. Его преимущество, во-первых, в скорости, во-вторых, в комфорте, в-третьих, в экологичности. Электротранспорт не дает выбросов в атмосферу, бесшумен и занимает в 28 раз меньше места в городе, чем движущийся автомобиль. И, наконец, стоимость — она ощутимо ниже расходов на владение личным авто», — перечислил эксперт.

«Правильно развернутая инфраструктура микромобильности, согласно проведенному нами исследованию, снижает вероятность ДТП: на улицах со средней интенсивностью движения на 26%, с низкой — на 42%. Для предотвращения несчастных случаев в первую очередь нужно при помощи знаков, разметки или физического бордюра разделять потоки пешеходов, пользователей СИМ и автомобилистов. У каждого должна быть своя часть в рамках улично-дорожной сети, свое пространство. Другой способ повлиять на аварийность — снижать скорость. Можно оснащать знаки дополнительными табличками для СИМ, но мировая практика показывает, что наилучший результат дает введение скоростного лимита в городе. Также необходимо вести информационную работу с населением, заниматься просвещением, рассказывать людям о том, как пользоваться СИМ, рассказывать водителям, как взаимодействовать с ними на проезжей части. Законы для регулирования использования СИМ существуют, и дополнять их не надо. Это правила дорожного движения, в них уже внесены соответствующие правки, все прописано — нужно только их соблюдать: не превышать разрешенные 25 км/ч, детям до 14 лет не выезжать на проезжую часть, пользоваться шлемом, на тротуарах не превышать скорость пешеходного потока и в целом не провоцировать аварийных ситуаций небезопасной ездой. Пользователи СИМ и сами выступают за это — согласно проведенному нами опросу, 83% готовы уйти с тротуара, если появятся велополосы или велодорожки», — перечислил Смирнов.

Доступность и комфорт

Урбанист Юрий Родионов признался, что электросамоктами пользуется редко, а перемещается на велосипеде. «Электросамокатам отведена роль «транспорта последней мили». То есть в случае удаленности места жительства от транспортных узлов, человек может доехать на электросамокате последние километры. Или можно перемещаться на небольшие расстояния, используя электросамокат как альтернативу общественному и личному транспорту. Также актуальность электросамокаты приобретают в ночное время, когда общественный транспорт перестает ходить», — объяснил общественник.

К преимуществам СИМ он добавил доступность и экономию времени.

Организатор первой велоночи в Воронеже, руководитель проектов ВООПО «Наш регион» Илья Бейлин считает, что в контексте комфортной городской среды СИМ как никогда актуальны и напомнил о теории, по которой за 15 минут человек должен добраться до любой инфраструктурной точки. И СИМ могут решить эту проблему. «Города Черноземья достаточно компактные. Но общественный транспорт в Воронеже, да и в других городах не решает все проблемы, которые были созданы старыми управленческими решениями», — уточнил Бейлин.

Фото: РБК Черноземье
Фото: РБК Черноземье

Неудобства

Все эксперты отметили необходимость развития инфраструктуры.

Юрий Родионов перечислил неудобства, которые создают СИМ. «В первую очередь, это дискомфорт для пешеходов, в случае если водитель СИМ едет быстро по тротуару. Также актуальна проблема с парковкой самокатов. Часто они захламляют и без того неширокие тротуары и образуют «колонии» вокруг остановок общественного транспорта. Истории с травмами, конечно, известны. Здесь широкая география. Например, недавний случай из Санкт-Петербурга, когда девушка на электросамокате попала под автобус. В прошлом году в Ижевске автомобилист сбил самокатчиков, один из них погиб. Или тоже прошлогодний случай в Москве, когда уже женщина после наезда электросамоката скончалась в больнице. В Воронеже месяц назад электросамокатчик сбил пятилетнего мальчика. Обошлось без серьезных последствий», — уточнил эксперт.

Он считает, что подавляющее большинство аварий происходят из-за того, что существует пересечение разных скоростных потоков. А организатор первой велоночи в Воронеже, руководитель проектов ВООПО «Наш регион» Илья Бейлин причиной травм из-за СИМ назвал отсутствие велодорожек, которые должны быть заложены в генплане.

«Помимо введения штрафов властям нужно заняться инфраструктурой. В большинстве городов недостаточное количество велосипедных дорожек. А чтобы на самокате ездить по обочине, нужны фары (у бюджетных моделей отсутствуют), и человеку нужно потратиться на одежду со светоотражающими элементами (далеко не все это делают). Езда же в потоке людей по тротуару неудобна и небезопасна, как для водителя самоката, так и для пешехода. Считаю, что весь электротранспорт необходимо регулировать, потому что в РФ он очень стихийно развивается, и это небезопасно. В ДТП с участием самоката, как правило, все плохо заканчивается для водителя самоката, и чаще всего именно водитель самоката и виноват (потому что не знает ПДД и не изучил правила эксплуатации этого транспортного средства), — прокомментировал генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.

Он считает, чтобы реально решить проблему транспортной дисциплины на дорогах, ее нужно ужесточить, а также доработать законодательство в сфере дорожного движения. «Начинать учить культуре вождения, как и любой другой культуре, нужно, чем раньше, тем лучше. В СССР существовали такие сообщества как ДОСААФ, а также обучали вождению в профильных учебных заведениях. На сегодня коммерческий подход практически не предусматривает для подростка возможности приобщиться к культуре вождения, раннего достижения возраста получения водительских прав», — прокомментировал Матвеев.

Нормы поведения

РБК сообщил, что сервисы проката увеличили штрафы за нарушения при управлении электросамокатами. Такое решение приняли Whoosh и Юрент и Яндекс. Штраф за езду в пьяном виде и причинение вреда здоровью или имуществу третьих лиц составит 100-150 тыс. руб. в зависимости от оператора. Также за езду на самокате несовершеннолетним полагается штраф в размере 10 тыс. руб. и блокировка аккаунта, за поездку вдвоем на одном самокате — 5 тыс. руб., за неправильную парковку (поперек тротуара или вне зоны парковки) — 500 руб.

«Начнем с того, что в прокатных электросамокатах за счет ПО невозможно двигаться быстрее. Но за превышение скорости на 5 км/ч уже хотят вводить штраф 800 рублей. Напомню, что для машин за превышение скорости в городе на 20 км/ч (то есть больше 80 км/ч) штраф составляет 500 рублей. Но задуматься от кого больше опасности исходит, пока что никто не хочет», — недоумевает Юрий Родионов.

Илья Бейлин считает, что важнее не законы, а нормы поведения, которых следует придерживаться. «Законы важны. Но надо формировать негласные правила и нормы поведения для велосипедистов и тех, кто пользуется СИМ, их вырабатывает общество. Для этого нужны гражданские организации, занимающиеся пропагандой и воспитанием правильного поведения на дорогах», — считает общественник.

Илья Бейлин отметил, что проблема общественного транспорта особенно актуальна для Воронежа, также для Липецка. «Города разрастаются, причем разрастаются окраинами. Общественного транспорта нет. Человеку необходимо добраться до работы. Тратит час в одну сторону, час в другую. Это не про комфортную городскую среду. В Воронеже по-прежнему не создана велоинфраструктура, велодорожки представлены отдельными отрезками. По велодорожкам катаются также и на СИМ. Транспортная сеть исключила из планировочных решений возможность комфортно и безопасно владельцу СИМ доехать, а горожанину не быть сбитым. Отсутствует культура вождения на электросамокатах и прочих средствах индивидуальной мобильности. Компании, которые сдают в аренду самокаты, не сильно заботятся об этом. Они обязаны создавать условия, при которых каждый, кто возьмет СИМ в прокат, будет понимать, как ехать по городу и не создавать помех для горожан. Для этого нужно проводить мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и то, как правильно ездить по городу», — поделился Бейлин.