Здравствуйте, друзья! Не знаю почему именно сейчас решился на данный пост, и что он может изменить в контексте исторической справедливости или вообще целесообразности изложения данного материала, но, как писала Нина Андреева в газете «Советская Россия» от 13 марта 1988 года: «Не могу поступаться принципами». Это мое видение, мой взгляд, мой анализ, моя попытка достучаться до истины и найти разумное объяснение тем или иным историческим фактам. Как вы уже догадались из названия, речь пойдет об одном из последних автомобилей Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева — легендарном ГАЗ-3102. В процессе общения с людьми, причастными каким-либо образом к данному вопросу, людьми известными, и не очень, нашими с вами соотечественниками, удалось в общих чертах восстановить ход событий. Общераспространенная интернет-версия случившегося гласит, что на 9 мая 1982 г. Горьковский Автомобильный Завод решил преподнести Л.И. Брежневу подарок в виде абсолютной новой на тот момент модели Волги — ГАЗ-3102, якобы вишневого цвета. Сие знаменательное событие не освещалось в прессе, не поднималось на повестке дня в политбюро, на партсобраниях и в трудовых коллективах нашей необъятной Родины, ну, по-крайней мере, мне об этом ничего не известно из источников. Думается мне, что после травмы, полученной Брежневым весной 1982 г., когда при посещении Авиационного завода в Ташкенте, на него рухнули леса, со страждущими увидеть Генерального секретаря людьми, ему было вообще не до автомобилей. А уже в ноябре 1982 г. страна понесла невосполнимую утрату, Леонид Ильич скончался. Последовавшая за этим череда смены партийного руководства, приход Горбачева, развал СССР, смена политического курса в общем, равно как и всех общечеловеческих ценностей и моральных принципов в частности, надолго закрыли эту тему для обсуждения. «Ну, а что Волга?», — спросите вы. «А что Волга? Волга действительно была! Конечно не вишневая, конечно не в частной коллекции, конечно не обласканная общественным вниманием и не курсирующая под светом софитов где-нибудь в Монако, а сгнившая и сгинувшая, вероятнее всего, в подмосковном огороде без излишней помпы и всякого официоза!», — отвечу я вам. Но, обо всем по порядку.
А началась эта история действительно в 1982, когда молодой, красивый, и, главное перспективный зять Леонида Ильича, по совместительству муж его внучки Виктории, Геннадий Варакута, ворвался в столичную богему на новенькой вишневой «Чайке», которую внезапно получил в пользование с легкой руки Леонида Ильича. Брежнев любил коротать вечера в обществе Варакуты, и, в один из таких вечеров Геннадий и поведал ему о постоянных поломках своей старенькой машины. Брежнев немедля вызвал начальника охраны Рябенко, и дал команду предоставить Варакуте вишневую «Чайку» с чудо-номером А0001МО. Некоторое время спустя, однако, Геннадий посетовал, что «Чайка», дескать, вызывает «неоднозначные» суждения в студенческой среде Дипакадемии, где он учился, а также развивает определенный «комплекс неполноценности» у руководства учебного заведения, которое передвигается исключительно на служебных Волгах. Леонид Ильич «вошёл в положение» родственника и распорядился пригнать из Горького (Нижнего Новгорода) машину для Гены. Это и была новая модель Горьковского автозавода — ГАЗ-3102 белого цвета с номером кузова 250, судя по которому она и была произведена именно весной 1982 г., ведь в этом году с конвейера сошло только 733 автомобиля данной модели. Я не отрицаю, и, вполне возможно, что семья Брежневых могла владеть еще какой-то мифической вишневой 02-ой, о которой слагают легенды, выпускают масштабные модели и восторгаются техническими характеристиками и динамикой разгона, ибо V8, не иначе, но об этом история умалчивает. Вернемся же к вполне конкретному автомобилю, который впоследствии был оформлен на внучку Брежнева Викторию Филиппову с гос. номером М135ВО99. Долго ли, коротко ли, время шло, жизнь менялась не только в стране, но и в отдельно взятой ячейке общества. Семья Леонида Ильича оказалась в опале, зятя Брежнева Ю. Чурбанова арестовали, для дочери и внучки настали не лучшие времена, ну, а Геннадий в 1990 г. встретил новую любовь. Его избранницей стала внучка Заместителя Председателя Совета Министров СССР, Председателя Госплана СССР Н.К. Байбакова, прекрасная Мария. Варакута уехал к ней прямо на белой Волге. Бывшая жена не возражала, т.к. машину не водила. К тому времени дедушка Марии ушел на пенсию, казенную машину у него отобрали, и Геннадий отдал ГАЗ-3102 ему. Наступает миллениум, приснопамятный 2000-й! Геннадий покупает новенький Линкольн Навигатор, к судьбе легендарной ноль второй, и подарку Брежнева, у него напрочь пропадает интерес, и, он решает семейную реликвию продать. Понимал он или нет ценность автомобиля судить не берусь, вот только машина попадает в руки Любови из города Звенигорода. Почему
именно она стала собственницей объекта культурного наследия целой эпохи сказать с уверенностью не могу. Есть у меня некоторые соображения, но озвучивать их здесь не буду. Разговор у нас не заладился, сами понимаете, да думаю, что и она не понимает до конца и до сих пор, что за рулем этого автомобиля, кроме того, сидел сам Л.И. Брежнев, внучка которого, ныне покойная Виктория, на одной из передач Малахова сказала: «Да вы покрасить даже не можете все то, что было построено при моем деде!" Не можем не только покрасить, к сожалению, но и сохранить. Добавить, собственно, и нечего. Итак, Е419ХЕ50 последний государственный регистрационный знак автомобиля. “Музыка играла не долго», в 2004 г. Любовь отдаёт Волгу по договору в простой письменной форме, предположительно в Коломну, а в 2014 г. утилизирует ее окончательно, дабы не платить банально транспортный налог. Вот такой финал и фиаско красивой истории о красивой машине с удивительной судьбой, появившейся в период расцвета отечественной автоиндустрии, и сгинувшей в период ее заката. Хочется верить, что ее знакомый силуэт где-то рядом, в сарае, в гараже ли, но все же жива, и какой-нибудь пытливый и любознательный мальчонка вдруг случайно откроет миру наследие стиля, номенклатурного блеска и былого величия державы под названием СССР. Помним…