atomic:embed 0
Полная прослеживаемость в маркировке
Директор Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Владислав Заславский рассказал об очередных изменениях правил маркировки, ожидающих пивоваренную отрасль:
— Постановление правительства № 2173 носило усеченный характер в части прослеживаемости. Поэтому мы разработали изменения, которые позволили бы ввести полную прослеживаемость, в том числе и в оптовом звене. 9 мая в правительство внесли проект постановления. Для всех товарных групп предусмотрена этапность, чтобы все участники оборота могли плавно войти в маркировку. С 1 декабря 2024 года стартует передача сведений о вводе в оборот кег, с 1 мая 2025 года — передача сведений о вводе в оборот продукции в потребительской упаковке. Информацию о выводе из оборота, за исключением розничной продажи, продукции в кегах участники начнут передавать с 1 марта 2025 года, информацию о продукции в иных видах упаковки — с 1 сентября 2025 года.
Кроме того, спикер сообщил, что обеспечить работу двух информационных систем в режиме одного окна планируется на базе ГИС МТ.
— К 1 декабря 2025 года планируется разработать нормативно-правовые акты, в том числе со стороны Минфина и РАТК, в связи с постановлением правительства № 2466 о переходе к единому окну. Функцию одного окна возьмет на себя ГИС МТ, откуда данные уже будут поступать в ЕГАИС.
Владислав Заславский рассказал об эффекте, который, по мнению Минпромторга, принесла отрасли маркировка:
— Опираясь на данные Росстата, мы видим рост легального предложения пивоваренной продукции по сравнению с 2023 годом. В январе 2024-го, после старта обязательных требований к рознице, рост составил порядка 9%, в феврале — 13%, в марте — 8,6%. В целом за I квартал 2024 года было произведено на 10% больше пива, чем год к году.
— Сегодня в системе маркировки зарегистрировано более 97 000 участников. Более 5 млрд литров пива находится в контуре маркировки, — проинформировал руководитель управления подакцизных товарных групп ЦРПТ Кирилл Волков. — После внедрения маркировки пивной рынок вырос в среднем на 10%. В период с апреля 2023 по апрель 2024-го число производителей выросло на 27%. Прирост производства пива в кегах составил 50-60%.
С альтернативной точкой зрения аудиторию познакомил алкогольный эксперт, вице-президент ФРИО Алексей Небольсин.
«У отрасли большие риски в отношении маркировки кегов»
После участники форума обсудили с регуляторами главные болевые точки маркировки в пивном сегменте.
Шеф-пивовар «ТАРКОС» Дмитрий Тарасевич, выступивший модератором встречи, наметил одну из них — повреждение кодов при транспортировке кегов:
— У отрасли большие риски в отношении маркировки кегов. Их вес доходит до 50 кг, поэтому чаще их не переносят, а катают. Соответственно, в процессе транспортировки происходит неумышленное повреждение кода. Вопрос в том, что дальше делать с этой продукцией? В каждом кеге 30-50 литров пива, за которое уже уплачены акциз и НДС. Утилизировать такое пиво мы не можем: для этого нужна организация с соответствующей лицензией. Отвезти его обратно на завод тоже нельзя, поскольку продукция с поврежденным кодом считается немаркированной. Может, стоит подготовить отдельный регламент, который позволит вернуть кеги на производство и перемаркировать? Или разрешит перемаркировать их в розничной точке. Как мы понимаем, это законодательный тупик.
Владислав Заславский отметил, что объем потерь из-за поврежденных кодов нужно подсчитать.
— Пока же мы не видим проблемы, — заключил спикер. — Приведу пример шин: их тоже перекатывают при транспортировке. Коллеги из шинной отрасли довольно долго тестировали ряд этикеток и в итоге подобрали подходящий клеевой состав, благодаря которому удалось свести на нет случаи потерь кодов.
Дмитрий Тарасевич предложил законодательно обеспечить возможность реализовать хотя бы часть продукции с поврежденными кодами:
— Пивоваренная отрасль не первая подверглась маркировке, поэтому мы наблюдаем, что происходит у коллег. Например, мы знаем, что производителям молочки дали право продавать товар с битыми, нечитаемыми кодами в пределах 2% от общего объема продукции. Могут ли пивовары рассчитывать на введение похожей практики?
— Такая практика была временной, она была связана с коротким сроком годности молочной продукции, — отметил Владислав Заславский. — По данным Акорт, доля нечитаемых кодов на упаковках с молочной продукцией составляет от 0,3 до 0,5%, это сопоставимо с транспортными потерями.
Спикер напомнил, что с 1 апреля в отношении пива заработал автоматический запрет на продажу товара с нарушениями маркировки. По его словам, он не позволяет ввести подобную меру:
— Получается, 2% кодов касса будет пропускать мимо, а 98% кодов считывать правильно. Это достаточно сложно организовать и сложно объяснить контролирующим органам.
Политражное выбытие и кассовое ПО
Первый зампред Совета Союза российских пивоваров Игорь Хавский поднял другую важную тему — политражного выбытия пива из кеги:
— В этом году начала действовать норма о политражном выбытии пива из кеги. Розница, включая заведения общепита, должна передавать эту информацию в «Честный знак». По данным «Опоры России», значительная часть предприятий до сих пор не делает этого. Участники рынка ссылаются на то, что недоработано кассовое ПО. Крупные сетевые ритейлеры отказываются от продаж пива из-за проблем, связанных с частичным убытием. Оно, например, исключает возможность продаж с самообслуживанием.
— Это вопросы к разработчикам кассового или учетного программного обеспечения, — отметил Кирилл Волков. — Мы рекомендуем обращаться к ним как клиент к поставщику и напрямую просить доработки под существующие бизнес-процессы и ваши реалии. Дело в реальной потребности рынка и в спросе. Если ваше программное решение вас не устраивает — на рынке порядка 50 конкурентных компаний, к которым можно пойти.
— К сожалению, это дополнительные траты. К тому же складывается такая ситуация: сначала норма вступает в силу, а потом мы на протяжении полугода подстраиваем решения под эту норму. Логичнее было бы сразу проработать все возможные решения с участниками рынка, — заключил Игорь Хавский.
Представитель ЦРПТ сослался на то, что без политражного убытия возможно обеспечить полную прозрачность:
— Мы можем определить, что кега встала на кран, но мы не будем знать, сколько предприятие из нее реализовало. Оно вполне может продать с чеком 50 литров, а без чека еще 400. И определить это можно будет только при выездном контроле. С момента начала политрового учета убытия пива из кега мы делали выезды в регионы и общались с представителями розничной торговли, хореки, органов власти. В ходе этих визитов мы делали контрольные закупки. Как минимум 20% участников даже чеки не бьют. Кассы нет, ИНН не указан, уголка потребителя тоже нет.
В завершение встречи Дмитрий Тарасевич предложил ЦРПТ создать рабочую группу по кеговому выбытию. А также озвучил предложения оператору маркировки от участников рынка:
— Пивовары выражают обеспокоенность короткими сроками внедрения оптового звена. Необходимо перестроить всю логистику, наладить поэкземплярный учет на складах и практически удвоить их площади. Поэтому пожелание отрасли — увеличить сроки внедрения маркировки для оптовиков. Есть и другое предложение — оставить на этикетке только те сведения, которые действительно нужны потребителю: бренд, производитель, содержание алкоголя, стиль. Все остальное можно перенести в информационную систему. Тогда потребитель, переходя по qr-коду, будет видеть полную информацию о товаре начиная от места происводства и заканчивая датой розлива.
Яна Таранова