Найти тему

Книжка о сахарном ребенке и горьком детстве

Серьезная, умная, пронзительная и, несмотря на мрак описываемых событий, светлая книга о судьбах советских людей в предвоенные и военные годы. Если совсем коротко – книга о репрессированном детстве в эпоху, гордившуюся своими вождями – «лучшими друзьями детей».

Ольга Константиновна Громова
Ольга Константиновна Громова

Это история о том, что простые люди почти всегда оказываются гораздо более человечными, нежели те самые «лучшие друзья детей». И это история о том, что жертвы «лучших друзей» гораздо мужественнее их, достойнее и сильнее духом.

Библиотекарь, профессиональный редактор, автор этой повести О. К. Громова положила в ее основу записанные и незаписанные воспоминания своей соседки, Стеллы Нудельман, переработала их в художественный текст – рассказ маленькой девочки, а затем девочки-подростка, москвички из интеллигентной семьи, в пятилетнем возрасте утратившей арестованного отца и вместе с матерью сосланной как член семьи изменника родины в Киргизию. Сначала они попали на строительство лагеря для заключенных, где охранник избил ребенка прикладом винтовки, а затем мать и дочь отбывали ссылку в деревнях, голодали, работали где придется, принимали посильную помощь от таких же, как они, репрессированных, помогали сами чем могли, словом, выживали. Благодаря мужеству и силе духа.

Громова, Ольга Константиновна. Сахарный ребёнок: История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской / ил. М. Пастернак. – М.: КомпасГид, 2019. – 160 с., ил.
Громова, Ольга Константиновна. Сахарный ребёнок: История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской / ил. М. Пастернак. – М.: КомпасГид, 2019. – 160 с., ил.


Подробный пересказ сюжета лишь испортит исключительно сильное впечатление от самостоятельного чтения, поэтому скажу лишь о том, что это еще и книга о настоящем героизме и о подлинной человеческой доброте – без громких слов. О том, что любить жизнь - значит принимать и радости и горести одинаково стойко, не впадать в отчаяние даже тогда, когда не отчаиваться, кажется, невозможно, верить в плечо ближнего и в самих себя.

Очень сильное впечатление оставляет и стиль повествования, меняющийся с взрослением героини-рассказчицы – сначала пяти-шестилетнего ребенка, может быть, кажущегося чуть более взрослым, но «дети страшных лет России» взрослеют раньше «рожденных в года глухие», затем подростка 11-12 лет.



И сама героиня, и ее беспримерно мужественная мать, и встречающиеся на их пути и бескорыстно оказывающие помощь в самые отчаянные моменты жизни хорошие люди (по сути-то ведь эпизодические персонажи) даны живо и ярко, «в лица необщем выраженье», а потому запоминаются так, как будто подали руку помощи именно тебе самому.

Можно ли эту книгу читать детям? Нужно! Это – реальная жизнь их дедушек и бабушек, это было в той самой стране, где все мы живем и как бы она теперь ни называлась, и это было совсем недавно – всего лишь несколько десятилетий назад – искра в историческом плане.

Читайте же – вслух, как героини повести читали классику, и про себя, чтобы до конца понять и прочувствовать трагедию страны и ее народов, которая не должна повториться.

Именно такие книги и способны нас вразумить. Именно такие книги и способны поддержать нас в беде.

© Виктор Распопин

Иллюстративный материал из открытых сетевых ресурсов, не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.