Прозападные силы стремятся превратить Молдавию в ещё один антироссийский фронт.
Продолжая затягивать украинский конфликт с целью нанести поражение Российской Федерации, коллективный Запад намерен открыть новые антироссийские фронты. И одним из них может стать Молдавия. О том, что в этом плане происходит в постсоветской республике, на что направлены усилия нынешних её властей и их западных партнёров, речь идёт в интервью, которое дал «Красной звезде» ведущий аналитик Ассоциации специалистов по информационным операциям кандидат политических наук Константин СТРИГУНОВ.
– Только что в Молдавии прошло очередное учение с участием натовских военнослужащих. Что вы скажете в этой связи?
– Это было учение Swift Response 2024 – «Быстрый ответ – 2024». В нём приняли участие мотопехотная бригада «Молдова», батальон специального назначения «Молния» и подразделения 82-й воздушно-десантной дивизии США. Также были задействованы два американских транспортных самолёта C-130 «Геркулес».
Учение, которое проходило под руководством американского командования, началось 9 Мая, в священный, и это надо особо подчеркнуть, для нашего народа день, и продолжалось до 16 мая. Оно включало в себя отработку вопросов десантирования и быстрого развёртывания в северной и центральной частях республики.
Следует отметить, что это далеко не единственное натовское учение, которое проходит на территории Молдавии или в котором принимают участие молдавские военнослужащие. Например, в апреле в республике прошло учение JCET-2024 (Joint Combined Exchange Training – «Совместная тренировка по комбинированному обмену»), в котором принимали участие военнослужащие США, Румынии и Молдавии. Цель учения, как было объявлено, заключалась в совместной подготовке и обмене опытом между участниками, а также в повышении уровня оперативной совместимости. В ходе учения прошли тренировочные полёты с десантированием в районе учебного центра авиационного полка «Дечебал» в Маркулештах и над полигоном мотопехотной бригады «Молдова» в Бельцах. Представители американского командования позиционировали данное мероприятие как «учение, предназначенное для тренировки сил специального назначения США в странах, в которых силам, возможно, однажды придётся действовать».
– И как это всё соотносится с нейтральным статусом Молдавии, который закреплён в её конституции?
– Да никак. Отработка вопросов ведения боевых действий, направленных против другой страны, является прямым нарушением нейтрального статуса. Однако нынешние власти Молдавии не обращают на это внимания. Напомню, что партия «Действие и солидарность», неформальным лидером которой является президент Майя Санду, активно проводит пронатовскую политику и втягивает страну в этот агрессивный блок.
На это направлены не только натовские учения, проведение которых на территории Молдавии растёт из года в год, но и различные программы партнёрства, сотрудничества и взаимодействия с Североатлантическим альянсом. Этой же цели служит и военный бюджет Молдавии, который в этом году составил 1,96 млрд леев, что на 262 млн леев больше, чем в 2023 году. Эти средства предназначены прежде всего для модернизации вооружённых сил по стандартам западных партнёров из НАТО и в соответствии с проектом «Армия-2030», принятым в 2020 году.
В течение прошлого года молдавская армия получила несколько партий военной техники из Германии, Франции и США. Это бронетранспортёры «Пиранья», военные автомобили, беспилотники, пулемёты, снайперские винтовки и другое стрелковое оружие, а также боеприпасы к нему.
Кишинёв также активно проводит идеологическое перевоспитание солдат и офицеров вооружённых сил Молдавии. Молдавских военнослужащих не пустили участвовать в перезахоронении советских героев Великой Отечественной войны, зато направили чествовать союзников Гитлера – погибших солдат румынской армии Антонеску, которая воевала на стороне фашистской Германии.
– Нетрудно предположить, что такая политика Кишинёва поддерживается натовским руководством…
– Не то слово. Оно настойчиво подталкивает молдавские власти к таким действиям, так как видит в этой стране ещё один антироссийский плацдарм. Появились сообщения, что рассматривается вопрос о базировании на молдавских аэродромах истребителей F-16, которые будут переданы киевскому режиму. Держать эти самолёты на территории Украины чревато их быстрым уничтожением. Использование аэродромов Польши или Румынии грозит конфронтацией между Россией и НАТО, поскольку такие аэродромы станут законной целью для российских ракет. А вот судьбой Молдавии Запад вполне готов рискнуть: её ему будет жаль не больше, чем Украину.
Нельзя не заметить, что в Молдавии в последнее время военную активность проявляет Франция, которая превратилась в европейский локомотив в противостоянии с Россией. 7 марта этого года Франция и Молдавия подписали соглашение в области обороны. По заявлению Парижа, соглашение «усилит сотрудничество в сфере обучения и подготовки молдавских военных, а также повысит совместимость вооружённых сил». Франция также готова, судя по заявлениям её официальных лиц, отправить в этот регион в ближайшие месяцы до полутора тысяч военнослужащих своего Иностранного легиона.
Судьбой Молдавии Запад вполне готов рискнуть: её ему будет жаль не больше, чем Украину
– В НАТО проявляют заинтересованность в объединении Молдавии с Румынией, о котором уже давно ведут речь и в Кишинёве, и в Бухаресте…
– Ещё в прошлом году Санду, которая является гражданкой Румынии, подписала закон о переименовании государственного языка в румынский. По её словам, те, кто десятилетиями утверждал, что молдаване говорят на молдавском языке, хотели разъединить нацию. Теперь, считает Санду, румынский язык сможет стать «катализатором консолидации общества».
А на днях премьер Румынии Марчел Чолаку в очередной раз поддержал планы по объединению Молдавии и Румынии в одно государство. Он голословно утверждает, что в Молдавии живут «такие же румыны»…
Отметим, что это было сказано в поддержку закона о национальной обороне, новую редакцию которого вынесло на обсуждение министерство обороны Румынии. Этот документ разрешает применять вооружённые формирования «для защиты румынских граждан, находящихся в опасности» за пределами национальных границ. Это откроет для румынских, а вместе с ними и натовских войск доступ на территорию Молдавии.
И наконец, на этой неделе Евросоюз и Молдавия подписали соглашение о партнёрстве в области обороны и безопасности. Как заявил глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель, «Молдова стала первой страной, заключившей партнёрское соглашение по безопасности и обороне с Европейским союзом… Это позволит вместе решать общие проблемы в области безопасности, сделать наше взаимодействие более эффективным, изучить новые области сотрудничества».
Согласно документу, Молдавия усилит обмен разведданными с Евросоюзом и ещё шире откроет доступ на свою территорию вооружённым силам стран ЕС, что найдёт проявление в увеличении числа совместных военных учений. Кроме того, Кишинёв намерен присоединиться к совместной программе закупок вооружений в рамках ЕС.
– Но ведь далеко не все в Молдавии, надо полагать, поддерживают втягивание страны в НАТО и уж тем более её превращение в антироссийский плацдарм…
– Совершенно верно. Согласно опросам, между властью и большей частью населения консенсуса нет по многим вопросам. И прежде всего в отношении нынешнего внешнеполитического курса страны. В республике крайне негативно относятся к милитаризации страны, поскольку это только усугубляет то бедственное положение, в котором находятся жители страны. Уровень абсолютной бедности в Молдавии впервые в истории страны достиг порога в 31 процент. Экономика находится в глубоком кризисе, за год в семь раз подорожал газ, среднегодовая инфляция достигла 30 процентов, ВВП упал на шесть процентов, публичный долг вырос до пяти миллиардов евро.
Не видя перспектив, люди покидают страну. За последние 10 лет численность населения сократилась на 12 процентов, преимущественно за счёт миграции в страны ЕС и Россию. При этом правительство направляет огромные средства на военные цели, хотя стране никто не угрожает.
Неоднократно проведённые опросы также показывают, что свыше 60 процентов жителей Молдавии выступают категорически против сближения с Североатлантическим альянсом, так как считают, что это ведёт к превращению республики в «натовскую колонию» и «анти-Россию». Отторжение у большинства населения Молдавии вызывает и курс Кишинёва на объединение страны с Румынией.
– Вы имеете в виду в первую очередь Приднестровье?
– Не только. Особенно непопулярны идеи унионизма как в Приднестровье, так и в Гагаузии. Как заявила Евгения Гуцул, глава Гагаузии, основу населения которой составляет тюркское меньшинство, говорящее на русском языке, если власти Молдавии примут решение об объединении с Румынией, автономия начнёт процесс отделения республики.
– А шансы у оппозиции победить на предстоящих этой осенью президентских выборах есть?
– Шансы-то есть. Например, председатель партии социалистов Республики Молдова Игорь Додон, который пользуется большим авторитетом среди населения, особенно Приднестровья и Гагаузии, вполне может вновь занять пост главы государства. Однако нетрудно предположить, что Санду и её западные покровители постараются предпринять все усилия, чтобы этого не произошло.
И меры в этом плане уже принимаются. Так нельзя не обратить внимание на то, что одновременно с выборами президента Молдавии будет организован референдум о вступлении республики в Евросоюз. Это, несомненно, является политическим манёвром Санду, которая пытается притянуть голоса тех избирателей, которые выступают против неё как руководителя государства, но при этом желают вступления в Евросоюз.