В последние дни было прям немало настолок, поэтому спешу вам рассказать о сыгранном, чтобы впечатления не выветрились и не смешались с новыми эмоциями от свежих партий.
Начну с «Бонсая» — семейной игры, где участникам предстоит вырастить собственное «декоративное» дерево в горшке.
ПРАВИЛА.
Игра длится до тех пор, пока не будет выложена последняя карта колоды на рынок.
На этом самом рынке игроки встретят несколько типов карт — некоторые принесут им очки за конкретные сущности (например, по 2 ПО за каждый выращенный цветок), некоторые дадут разовые бонусы (взять жетоны стволов и фруктов, к примеру), а некоторые карты дадут возможность каждый раз выращивать определённые сущности, встраиваясь в движок.
В свой ход вы либо берёте карту с рынка и получаете то, что изображено под ней, либо играете действие «Уход» — и активируете все карты своего движка, выкладывая новые жетоны в свой бонсай.
В игре 4 типа жетонов: ствол, листва, цветы и плоды — и каждый из них имеет свои правила размещения. Ствол и лист должен соединяться хотя бы с 1 другим стволом, цветок — хотя бы с 1 другим листом, а плод — минимум с двумя листьями и не соседствовать при этом с другим плодом.
В конце игры вы получаете очки за листья, цветы и плоды, а также за карты личного скоринга, которые взяты с рынка.
Но есть ещё один важный элемент игры в «Бонсае» — и это гонка за цели, которая реализована, как в «Канагаве». Если вы достигли какого-то условия (например, построили 8 стволов), то можете забрать жетон с ПО прямо сейчас — и выбыть из гонки, получив очки, а можете отказаться — и попытаться претендовать на следующую цель (собрать 10 стволов) — и получить больше очков.
У каждого типа цели три варианта очков по градации, но фишка в том, что, отказавшись от варианта, которого вы уже достигли, вернуться к нему не выйдет — и, если не успеете забрать более сложную цель, получите баранку, приятного мало:)
Таким образом, вы каждый раз должны взвешивать свои возможности и следить за тем, когда закончится игра (а ещё за тем, что делают соперники, которые могут увести цель раньше вас), чтобы не остаться с носом.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
«Бонсай» очень классно сумел вписать жетонострой в тематику игры — у каждого из участников в конце партии получается собственное уникальное дерево, которое здорово выглядит и приятно рассматривать.
Игра семейная — и я, честно говоря, сильно переоценила её движковую часть, за что «Бонсай» меня справедливо наказал: эта настолка скорее про то, чтобы делать оптимальные ходы в моменте и брать карты скоринга с рынка, а потом играть под них.
Когда я созрела брать такие карты, в колоде их уже не было (кто же знал), и в итоге при счёте под 100 у ребят у меня было около 70 — очень большой отрыв.
В игре не так много тех самых карт скорингов, и, если знать, какие в принципе карты с ПО там могут быть и сколько их всего, можно играть сильно более эффективно — и это хорошо.
Мы играли вчетвером, ходы идут очень динамично (либо забрал карту с рынка и взял жетоны в запас, либо выставил жетоны из запаса в бансай), и мы неспешно сыграли минут за 40 — отличное время партии для семейной игры.
Думаю, «Бонсай» понравится не только взрослым настольщикам, но и пожилым: она сделана очень понятно (в игре в том числе удобные и хорошие памятки), основная механика в ней ультратематична, а за короткое время партии игра не успевает надоесть, заканчиваясь ровно тогда, когда нужно (хотя, конечно, здесь очень выраженный по взаимодействию финал — ведь игроки могут сознательно не выбирать действие рынка, чтобы не выкладывать последнюю карту и не заканчивать партию).
Мне, кажется, совсем не за что поругать игру: в ней хватает вариативности за счёт разных целей и их комбинации и решений игроков; по ощущениям она должна играться симпатично на любой состав (вдвоём, скорее всего, будет чуть дольше и больше возможностей использования движка).
Интересно, что среди авторов «Бонсая» Мартино Кьякьера, который создал любимую мною «Книгу чудес», — и тут снова игра про дерево (совпадение? Не думаю 🤪).
Останется ли в моей коллекции игра — вопрос: она безусловно приятная, и я бы показала её, к примеру, бабушке с мамой, чтобы решить её судьбу.
Если зайдёт визуал и будет понятен основной цимес, думаю, оставлю в качестве настолки для семейных посиделок — очень уж приятная здесь жетоностроительная часть, и при этом в игре отсутствует инертность по отношению к соперникам: вам всегда важно, какую карту с рынка они возьмут или что сейчас построят и к осуществлению какой цели станут ближе.
Игра подойдёт для партий с новичками и, думаю, осознанно играть в «Бонсай» смогут и дети лет с 8—10 в зависимости от настольного опыта. Уверена, они также оценят механику выращивания бонсая — это прям самая выгодно выделяющая игру визуальная и механическая особенность.